Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классы и ранги дипломатических представительств




Тема: Право внешних сношений.

I. Понятие, источники и система ПВС.

II. Система органов ВС

III. Дипломатическое право

IV. Консульское право

V. Право международных организаций и право специальных миссий

 

1. Предметом правового регулирования является официальная деятельность гос-в в международных отношениях с помощью соответствующих органов внешних сношений.

Источники:

ü Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

ü Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.

ü Конвенция о специальных миссиях 1969 г.

ü Венская конвенция о представительстве гос-в в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

Внешние сношения – часть общей системы межгосударственных отношений и международной деятельности каждого гос-ва, которая охватывает лишь официальные, поддерживаемые с помощью особых государственных организаций преимущественно политические связи и отношения между гос-вами и другие субъекты международного права с целью осуществления их внешних функций мирными средствами в соответствии с основными принципами МП.

Право внешних сношений – это отрасль современного общего международного права, состоящая из системы юридических норм, регулирующих положение и деятельность субъектов международного права в осуществлении их внешних сношений в соответствии с основными принципами международного права. Основными источниками ПВС являются международный договор и международный обычай.

Все гос-ва являются равноправными членами международного сообщества. Не имеют права вмешиваться во внешние дела других гос-в. Обязанность сотрудничества.

 

2. Для осуществления внешних связей с другими гос-вами гос-ва создают систему органов внешних сношений. Они делятся на:

1) Внутригосударственные – те, которые постоянно находятся на территории данного гос-ва:

а) органы общей компетенции – они решают любые вопросы внешних сношений гос-ва: глава гос-ва, правительство, глава правительства, МИД, министр иностранных дел. Парламенты – разрабатывают и принимают основы внешней политики, участвуют в разработке и ратификации международных договоров, обмениваются делегациями, участвуют в межпарламентских объединениях, но они не выступают в качестве представителей гос-ва, т.к. не могут заключать от имени гос-ва общие и национальные конвенции, а их официальное заявление и обращение не налагают юридических обязательств гос-ва.

б) органы специальной компетенции – ведают вопросами внешних сношений гос-в в какой-то относительно узкой сфере (все министерства, кроме МИДа). В них создаются отделы (управление) внешних связей.

2) зарубежные – находящиеся за пределами гос-ва:

ü постоянные – дипломатические, консульские учреждения, торговые представительства, постоянные представительства гос-в при международных организациях

ü временные – это специальные миссии и делегации.

 

Дипломатическое право.

Дипломатическое право – это совокупность норм, регулирующих правовое положение и деятельность дипломатических представительств гос-в. Оно необходимо для осуществления гос-вом права посольства, которое состоит из:

Ø активного право посольства (право направлять)

Ø пассивного право посольства (право принимать)

Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973г.

Установление дипломатических отношений и утверждение представительства осуществляется по соглашению гос-в. Процедура назначения и принятия дипломатического представителя называется аккредитованием. До официального назначения главы представительства гос-во должно получить согласие (агреман) страны пребывания на назначение именно данного лица в соответствующем качестве. Страна пребывания может отказать в агремане без объяснения мотивов отказа. После получения агремана глава представительства становится persona grata (желательным лицом).

После получения агремана и официального назначения глава представительства получает подписанные главой его гос-ва верительные грамоты, т.е. полномочия общего характера. Аккредитование завершается вверением грамот главе гос-ва назначения, после чего представитель может приступать к выполнению своих функций.

Миссия дипломатического представителя прекращается по инициативе его гос-ва (отставка, новое назначение, болезнь) либо по инициативе страны пребывания в случае признания данного лица persona non grata.

Основанием для прекращения деятельности всего представительства является прекращение дипломатических отношений, состояние войны, прекращение существования одной из сторон в таких отношениях.

Дипломатическое представительство – это орган внешних сношений гос-ва, находящийся на территории другого гос-ва для осуществления дипломатических сношений с ним.

ü посольства

ü миссии

Посольства – это представительство первого, высшего класса(Ватикан – нунциатуры)

Миссии – это представительства второго класса (Ватикан – интернунциатуры). Главой посольства является посол Ватикан - нунций, миссии – посланник или поверенный в делах (Ватикан – интернунций). Миссии встречаются редко. Ранг представительства определяется состоянием отношений между соответствующими гос-вами. Различия между ними носит не правой, а лишь протокольный характер. Существует 3 класса глав представительств:

ü послы (папский легат или нунций)

ü посланники, аккредитируемые при главах гос-в

ü поверенные в делах, аккредитируемые при МИД.

Посольство возглавляется полномочным послом; миссия – посланником или поверенным в делах (в отличие от временного поверенного в делах).

Функции представительств:

§ представительство своего гос-ва

§ защита интересов представляемого гос-ва, его граждан и юридических лиц в пределах, допустимых МП;

§ ведение переговоров;

§ информирование своего гос-ва о событиях в принимающем гос-ве;

§ способствование возникновению и развитию экономических, культурных и др. отношений между гос-вами; поощрение дружественных отношений

Помещение дипломатического представительства является неприкосновенным. Власти страны пребывания должны оказывать содействие представительству в подыскании соответствующих помещений, но не обязаны их оплачивать. Неприкосновенность распространяется и на транспортные средства, которые не могут быть подвергнуты обыску, реквизиции, аресту и т.д. (автоинспекция имеет право фиксировать нарушения правил уличного движения и сообщать МИДу). Иммунитет транспортных средств не распространяется на водителей, если они не являются дипломатами. Неприкосновенны архивы и документы представительства независимо от места их нахождения, включая и временное место их хранения. Это правило действует даже в случае разрыва экономических отношений. Представительство освобождается от всех налогов, связанных с помещением (фискальный иммунитет), но не от эксплуатационных расходов (коммунальных). Оно освобождается от таможенных пошлин на предметы, предназначенные для официального пользования (таможенный иммунитет). Представительство обладает привилегией пользования своим гос. флагом и эмблемой, внеочередной телеграфной и телефонной связью. Дипломатическая почта не подлежит вскрытию, а сопровождающие ее дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновенностью. Предоставление иммунитета персоналу представительства зависит от того, к какой категории сотрудников данное лицо относится.

Классы и ранги дипломатических представительств

Классы глав дипломатических представительств

· посол при главах гос-в

· посланник при главах гос-в

· поверенный в делах при МЗС

Дипломатические ранги

· советник

· первый секретарь

· второй секретарь

· секретарь

· атташе

Полным иммунитетом обладает персонал, имеющий дипломатический ранг. Они не могут быть подвергнуты аресту или задержанию, неприкосновенным является их жилье, даже временное (номер в отеле), а также его имущество. Иммунитет от всех видов ответственности. Но он обязан соблюдать законы страны пребывания, в том числе и те, которые специально предназначены для дипломатов. Иммунитет от уголовной юрисдикции носит обязательный характер, но не означает безнаказанность. Основной мерой является признание лица нежелательным и требование о его отзыве.

Дипломат не обязан давать свидетельские показания в судах страны пребывания, но это не исключает согласие дипломата дать такие показания по просьбе властей страны пребывания (п. 2 ст.31 Венской конвенции).

Дипломат пользуется таможенным иммунитетом. Он освобождается от всех таможенных пошлин на предметы, предназначенные для личного пользования, его личный багаж не подлежит досмотру. Исключения составляют те случаи, когда есть серьезные основания полагать, что он содержит предметы, запрещенные к ввозу или вывозу. В этом случае досмотр должен производиться в присутствии дипломата или его представителя (ст.34 Конвенции).

Дипломатический персонал освобождается от прямых налогов (фискальный иммунитет). Иммунитетом пользуются и члены семьи дипломата, совместно с ним проживающие, если они не являются гражданами гос-ва пребывания.

Дипломатический персонал представительств в данном гос-ве образует дипломатический корпус, который возглавляется главой представительства (дуайеном). Этот корпус и его дуайен выполняют протокольные функции, поздравляют власти страны пребывания с соответствующими событиями, выражают соболезнования. Известны также случаи протеста со стороны корпуса при нарушении дипломатического иммунитета.

Вторая категория сотрудников представительства – административно-технический персонал (бухгалтер, шифровальщик, переводчики). Они и члены их семей в значительной мере приравнены к дипломатическому персоналу за некоторыми существенными изменениями. Иммунитет от гражданской и административной юрисдикции не распространяется на действия, совершенные не при исполнении служебных обязанностей. Этот персонал может беспошлинно ввозить предметы первоначального обзаведения, но не освобождается от таможенного досмотра (п. 2 ст.37).

Третью категорию составляет обслуживающий персонал (повара, садовники, охрана, шоферы и др.). Члены этого персонала пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей и освобождаются от налога на заработок, получаемый на службе, при условии, что они не являются гражданами гос-ва пребывания (п. 3 ст.37).

Обеспечение безопасности лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, в соответствии с МП, возлагается на гос-во пребывания.

Конвенция ООН 1973 г. о предотвращении наказания преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. Конвенция определила круг таких лиц. К ним относятся: главы гос-в, главы правительств, министры иностранных дел, а также сопровождающие их члены семей, представители и д/л гос-в, представители международных неправительственных организаций и их члены семей. Конвенция обязала рассматривать посягательства на уполномоченных лиц в соответствии с их внутренним правом как тяжкое преступление. Гос-ва обязаны сотрудничать в предотвращении таких преступлений. Гос-во, на территории которого оказывается преступник, обязано либо судить его, либо выдать.

 

Консульское право

Консульское право представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих консульские отношения между гос-вами, включая статус и функции консулов.

Консул – это должностное лицо одного гос-ва, находящееся в другом гос-ве для защиты прав и интересов своих граждан и своего гос-ва.

Венская конвенция О консульских сношениях 1963 г. (вступила в силу в 1967 г.) Число участников ≈ 100 гос-в. СССР присоединился в 1989 г. Широка практикуются заключения двухсторонних консульских конвенций, в которых оговаривается число консульских учреждений одного гос-в на территории другого, месторасположение консульских округов, привилегии и иммунитет персонала консульств. Нормы внутреннего законодательства. СССР – Консульский устав СССР 1976 г., действовавший на Украине до 1994 г., по указу Президента был введен в действие Консульский устав Украины.

Консульские отношения представляют собой международные административно-правовые отношения, предназначенные для защиты прав и интересов физических и юридических лиц одного гос-ва на территории другого. Прекращение дипломатических отношений не влечет за собой автоматический разрыв консульских отношений (признание de facto). Консульские отношения устанавливаются по соглашению гос-в. В случае de facto они выполняют и некоторые дипломатические функции. Консулы назначаются направляющим гос-вом и допускаются к выполнению своих функций гос-вом пребывания. Вручается консульский патент. Консул приступает к выполнению своих функций после получения согласия принимающего гос-ва, которое именуется экзекватурой. В ней может быть отказано без объяснения причин.

Консульские отношения прекращаются в исключительных случаях (с началом войны). Миссия главы консульства оканчивается либо по инициативе его гос-ва, либо по требованию страны пребывания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...