Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В чем проявляется характер? Приведите примеры




Часть I. Мой психологический портрет

 

Исходя из проведенных тестов, могу уже без сомнений охарактеризовать себя как человека спокойного и уравновешенного. Спокойствие и невозмутимость в большинстве случаев не покидают меня, даже до и вовремя экзамена. По темпераменту я флегматик-сангвиник (60/65%). Порой я медлительна, отсюда временами тяжелый старт. Прямо как в беге: начинаю бежать самой последней и в самый последний момент начинаю всех обгонять. Не во всем, конечно, но в основном у меня довольно позднее зажигание. Загораюсь я медленно, но ярко. Бывает, иду к своей цели очень упрямо, немного лениво, долго. Для меня главное процесс, а не результат, порой возможно и обратное. Думаю, что с одной стороны это правильно. Ведь совершенствование прекраснее совершенства. Я также могу проявлять себя конкретно как холерик, меланхолик, но крайне и чрезвычайно редко, например, лет 5 назад у меня преобладал в очень большой мере меланхолично-холерический тип с низкой самооценкой. Понятия апатия и депрессия сейчас вызывают у меня смешанное чувство тоски и скуки. Агрессивность и вспыльчивость я в корне стараюсь подавить до минимума, так как это не приятные, на мой взгляд, черты человека, хоть человек многогранен и все зависит от внутреннего настроя.

В арсенале имеются разнообразные интересы, конкретного хобби или увлечения нет, так как буквально всё кажется соблазнительно интересным и увлекательным. При этом отсутствует фанатизм к интересующим предметам, явлениям, информации. Начинаю «взвешивать», анализировать и понимать суть информации, не принимая её как конечную истину, выделяю только относительно важное, необходимое и «имеющее вес». Порой ухожу в себя, погружаюсь в какие-то мысли, идеи, размышления. Причем такой «уход в себя» происходит, когда нахожусь в компании людей и происходит спонтанно, что немного мешает, так как выбивает из реальности происходящего. Я склонна к изобретательству «чего-нибудь из чего-нибудь» не смотря на размеры и масштабы итога. Есть неподдельный интерес к науке и технике. В моём случае, помогает снять усталость и напряжение арт- и музыкальная терапия, будь то раскраска лица красками, лепка из глины причудливых фигур с декорацией или же игра на синтезаторе любимых музыкальных произведений.

У меня хорошо развита чувственная сфера, эмпатия и интуиция, в прошлом вызывавшие острые проблемы чрезмерно-глубокого и непродуктивного переживания, теперь же это стабильные устоявшиеся разумные источники получения «опыта без опыта». Обладаю адекватным чувством юмора. В целом оптимистично смотрю на жизнь. Придерживаюсь буддийского взгляда на мир. Избегаю оценочных суждений и предрассудков, сплетен и чужих настойчивых мнений о ком-либо или о чем-либо. Конфликты, споры и прочие «разборки» приводят меня в уныние из-за своей непродуктивности выяснения отношений. Я довольно эмоционально-устойчивый человек. Речь разборчивая среднего уровня громкости, но при повышенной усталости заметно снижается качество речи. Преобладает визуально-кинестетический тип восприятия. Богато развито воображение, будь то процесс цветения лютика, плавление сыра на висящей макаронине или же размеры Вселенной. Каждый день ищу, узнаю и открываю для себя что-то новое.

Помимо конструктивных качеств есть и деструктивные, как леность, прокрастинация и недостаточно развитая сила воли. Оглядываясь на прошлый опыт, могу с уверенностью сказать, что работа над собой очень продуктивно сказывается на мне, как на личности. Я стала более открытым, в социальном плане, человеком. Бывают некоторые сложности в общении с новыми людьми, в новом коллективе, но относительно быстро ориентируюсь и приспосабливаюсь к обстановке. Самооценка повысилась до нормального и адекватного восприятия, пусть я и не «эффектная жгучая брюнетка/блондинка на высоких каблуках и мини-юбке», чему я в некоторой степени рада, я себя вполне комфортно и самодостаточно чувствую в своем теле, со своей внешностью. Если бы Вселенная была идеальная и однородная, то нас бы, в принципе, не было. Каждый уникален по-своему. Мои жизненные цели и ориентиры требуют от меня постоянной работы над собой. Я стараюсь найти гармонию во всём, начиная с себя.

Исходя из опросника я - «амбоверт». Но выражено присутствует интровертная склонность к узкому кругу близких людей, к домоседству и одиночеству, что обусловлено «уходом в себя» и сравнительно небольшой зоной комфорта, а также потребностью в единении со своими мыслями. Возможно, это называется затворничеством и является большим минусом, но это помогает мне более полно осмыслить полученную информацию извне, а также получить бонус в виде энергии для дальнейшего продуктивного общения с людьми, и полноценного восприятия постоянно меняющегося окружающего мира.

В заключение хочу сказать, что полностью поддерживаю мнение о том, что человек-это удивительное создание, способное обладать практически всеми возможными навыками и знаниями. В моём понимании это возможно, главное желание и практика. Я учусь на своих ошибках (это та же возможность), усваиваю уроки жизни, получаю опыт, делаю наблюдения и анализирую, я вижу, чувствую и слушаю окружающий меня мир, благодаря этим факторам я могу работать над собой, развиваться, совершенствовать навыки, открывать новые возможности и горизонты для себя. Я человек и горжусь этим.

 


Часть II

 

В чем проявляется характер? Приведите примеры

 

В процессе производственных отношений очень важно учитывать особенности характера коллег по общению. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. В основе характера лежит темперамент, но характер больше социально обусловлен, т.к. он проявляется в отношении человека к себе, людям, обществу, труду, а отношение формируется в процессе воспитания. По словам Аристотеля: «Наш характер - это результат нашего образа жизни», т.е. всю жизнь человек может и должен заниматься самосовершенствованием. Однако психологи выделяют 18-20 лет как возраст стабилизации черт характера.

Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле обычно говорят о чертах, характерных для данного человека. Но в психологии слово «характер» имеет более узкий и определенный смысл. Не всякую индивидуальную особенность человека называют чертой характера. Например, такие индивидуальные психические особенности, как острота зрения и слуха, скорость и длительность запоминания, глубина ума, не являются свойствами характера.

Какие же индивидуально-своеобразные психические свойства человека называются свойствами или чертами характера? В качестве примера возьмем некоторые проявления характера двенадцатилетней ученицы Тоси М.

В школе девочка держится всегда в стороне от других учеников, неразговорчива, дичится, робеет, не поднимает руки на уроке, не высказывается на классных собраниях. Между тем во дворе у дома у нее много подруг, она очень бойкая, веселая. Таким образом, у Тоси проявляются два различных свойства характера. В школе проявляется застенчивость, девочка дичится и робеет. Дома же проявляется общительность. Об общительности Тоси мы не в состоянии узнать, наблюдая ее в школе, а о застенчивости - наблюдая ее во дворе дома.

Как видно из этого примера, каждая черта характера проявляется лишь в соответствующих типичных обстоятельствах. Объясняется это тем, что в каждой черте характера выражается отношение человека к определенным обстоятельствам и сторонам действительности. Тося М. потому так робка, замкнута и застенчива в классе, что, будучи недавно переведена в городскую школу из деревенской, еще отчуждена от детского коллектива и боится, что над ней будут смеяться. У себя же во дворе она бойка, энергична и общительна, потому что сблизилась с соседями, считает себя не хуже детей и равноправно участвует в их играх и затеях.

Под характером в психологии понимают совокупность индивидуально-своеобразных свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам.

Отношения личности определяют индивидуальное своеобразие свойства характера двояким образом. С одной стороны, от отношений личности зависит индивидуальное своеобразие эмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляется данное свойство характера. Так, в приведенном примере характер Тоси М. проявляется в том, что в школе она подавлена, чувствует себя хуже других детей, боится учительницы и товарищей, а дома среди подруг у нее повышенное, жизнерадостное настроение, она чувствует к ним симпатию и близость. Для определения свойств характера ученика важно, поэтому не только описать его действия и поступки, но и раскрыть всю полноту его эмоциональных переживаний в ряде типичных ситуаций.

С другой стороны, от отношений зависит индивидуальное своеобразие способов и качеств действия в каждой типичной ситуации. Так, в приведенном примере характер Тоси М. проявляется в том, как она себя ведет в школе и дома. Точно так же трудолюбие как черта характера проявляется, во-первых, в том, что труд доставляет человеку радость, что он тяготится бездельем, и, во-вторых, в том, что он работает старательно, не отвлекаясь ничем посторонним, не тратя понапрасну ни одной минуты.

Способы и качества действий человека зависят не только от отношений личности, но и от особенностей воли, чувств, внимания, ума, т.е. от индивидуальных особенностей психических процессов. Например, старательность и аккуратность, проявляемые в труде, зависят не только от положительного отношения к труду, но и от сосредоточенности внимания, от точности и ловкости движений, от усилий воли. Поэтому в зависимости от преобладающего влияния различных психических процессов на способы действия могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные и волевые черты характера.

 

2. В ваши обязанности входит контроль за деятельностью членов коллектива. Какие индивидуальные особенности подчиненных будете при этом учитывать?

 

Одной из наиболее важных проблем для любого предприятия является проблема управления человеческими ресурсами. При взаимодействии с персоналом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого сотрудника. Квалифицированный менеджер должен уметь разбираться в людях, выявлять их отличительные особенности и грамотно строить стратегию управления ими. Личные качества людей влияют на их жизнь и жизнь окружающих, для руководителя необходимо знать какое влияние человек может оказать на организационное поведение. Перед каждым руководителем стоит ряд задач, которые, безусловно, не могут осуществиться без работы подчиненных. Руководитель заинтересован в максимальной производительности и эффективности труда. Управление людьми - достаточно сложный процесс, здесь требуется знания в области психологии, социологии и других наук, изучающих особенности поведения человека.

Для создания эффективной команды необходимо уже на этапе подбора сотрудников уметь выявить те личностные качества человека, которые бы способствовали улучшению работы организации в целом и положительно бы влияли на обстановку в ней. Существует масса различных методик, которые позволяют определять личностные особенности. Одним из способов получения информации о личностных качествах человека, являются различные психологические тесты.

Узнайте все, что можете, о способностях и характере каждого из ваших подчиненных. Оценивая своих подчиненных в соответствии с их деловыми качествами, определяя их сильные и слабые стороны, установите также их политические и социальные устремления с тем, чтобы не допустить к власти тех лиц, которые могут ею злоупотреблять. Важным при этом является определение интересов и мотивов, побуждающих человека к труду. Найдите помощников, которые не только могли бы, но и действительно вас заменяли при передаче им части полномочий. Учитывайте при этом элемент сознательности, присущий социально-трудовым действиям и отношениям людей, который нередко является основой применения субъективно-психологического метода воздействия. Предметом анализа в этом случае является индивидуум, участвующий в производстве, распределении, обмене, или два или несколько индивидуумов, и психологически выясняется, каким образом данная личность или данные личности при определенных условиях могут и должны устанавливать свои экономические отношения. Главным полем для этих методов являлось до сих пор учение об обмене и прибыли. Определяя направленность личности, исходите, прежде всего, из совокупности интересов как важнейшего психологического свойства, характеризующего человека. Учитывайте, что интерес проявляется в склонности человека к деятельности, преимущественно связанной с предметом интереса, в постоянном переживании приятных чувств, вызываемых этим предметом, в стремлении к постоянным разговорам о нем и о делах, связанных с ним. Интерес выражается в наибольшей сосредоточенности внимания на предмете интереса, в постоянных мыслях о том, что имеет близкое к нему отношение. Интерес, как индивидуальная особенность личности, охватывает всю психику человека. Он проявляется и во внимании, и в чувствах, и в стремлениях, и в мыслях, и в деятельности человека, определяет в значительной степени многие черты характера и развитие способностей. Интересы людей различаются, прежде всего, их содержанием, т. е. предметом (в широком понимании) или областью действительности, на которую эти интересы направлены. Оцениваются интересы по их общественной значимости: одни - как положительные, высокие, благородные, другие - как отрицательные, мелкие (и даже низменные). Индивидуальность человека характеризуется не только наличием общественных интересов, но и их соотношением с личными интересами. Наиболее духовно богатым является человек, у которого общественные интересы стоят выше личных или совпадают с ними. «Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра». Другим свойством интересов является их широта, которая нисколько не исключает наличия одного, главного, центрального интереса как основного жизненного стержня, объединяющего все другие интересы. «Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет». Наконец, интересы людей характеризуются их устойчивостью, т. е. степенью постоянства, и силой. Сильный интерес побуждает человека к активности, помогает преодолевать всякие препятствия, закаляет волю и характер. Сильный и устойчивый интерес к профессиональной деятельности, мастерству и совершенству зачастую является основой общей направленности работника, составляет главное содержание его жизни, определяет формирование всех сторон его психики. Познание этой направленности и влияющих на нее факторов помогает определить устремления работника. «Ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни». Из мотивов, побуждающих человека к труду, преобладающими должны быть те, которые вызывают у него удовлетворение от самого процесса работы и ее результатов, а не степень вознаграждения или занимаемое им общественное положение. Если работник, приступая к определенной работе, руководствуется лишь заработком и не находит привлекательности в функциях, им выполняемых, качество работы, касающейся переданных ему полномочий, будет низкое из-за безразличия к конечным результатам, а иногда и прямого уклонения от работы. В связи с этим установите: а) квалификацию и целеустремления работника; б) наличие черт характера, позволяющих сотрудничать с ним в этом плане; в) стабильность его отдачи, возраст, желание удовлетворять духовные потребности; г) возможность применения им своих творческих сил именно в данной работе, степень ее содержательности и привлекательности; д) социально-психологическую атмосферу и эргономические условия труда, их влияние на передачу полномочий данному работнику; е) интерес работника к перспективам роста и повышению квалификации, наличие и возможность создания условий для этого. Определите такую характерную черту личности вашего подчиненного, как степень развития внимания и внимательности. Учитывайте, что внимание обусловливает направленность сознания на определенный объект. Объектами внимания могут быть любой предмет или явление внешнего мира, трудовая деятельность, представления и мысли. Нередко внимание рассматривается как психический процесс. Однако его нельзя назвать процессом в таком же смысле слова, как ощущение, восприятие, память и мышление. Это особая сторона всех психических процессов, которая обеспечивает сосредоточение на том, что для нас наиболее важно в данный момент. Различают два вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольным называется внимание, направленное на данный объект без сознательного намерения и усилий. При этом наиболее характерными свойствами объектов или явлений, которые непроизвольно привлекают внимание, являются сила раздражителя, движение объекта, внезапность появления, контрастность и величина. В жизни людей и, в частности, в деятельности руководителя непроизвольное внимание обычно играет положительную роль, обеспечивая своевременный ответ на неожиданные события. Произвольное же внимание сознательно направляется на определенный объект, и для этого требуются волевые усилия, старание. Именно произвольному вниманию принадлежит основная роль во всякой деятельности. Основными свойствами внимания являются концентрация, устойчивость, объем, распределение и переключение. Концентрация, или сосредоточенность внимания, - это степень напряжения человека при восприятии объекта или выполнении действия. Высокая концентрация внимания улучшает качество восприятия. Однако излишняя сосредоточенность на одном действии затрудняет выполнение других действий. Устойчивость внимания - это сохранение необходимой сосредоточенности на данном предмете или действии в течение определенного времени. При пассивном наблюдении неподвижного предмета полная устойчивость внимания сохраняется не более 5-10 секунд, при активном наблюдении - до 20 минут, а при возможности периодически отвлекаться на несколько секунд - в течение ряда часов. Для поддержания длительной устойчивости внимания важны его правильная организация и значение не только тех моментов, когда нужно сконцентрировать внимание, но и тех, когда его можно ослабить. Объемом внимания называют количество объектов, которое может восприниматься нашим сознанием одновременно. Практикой установлено, что это количество обычно колеблется от 4 до 6. Понятие «объект» определяется опытом человека. Средством увеличения объема внимания является выработка умения воспринимать предметы комплектно, т. е. видеть группу предметов как одно целое. Под распределением внимания понимают одновременное сосредоточение внимания на двух или нескольких объектах или действиях. Выполнение сразу двух различных действий возможно лишь тогда, когда одно из них хорошо заучено и выполняется автоматически. Переключение внимания - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно дает возможность воспринимать те объекты, которые нельзя охватить одновременно. Определите, к какой категории людей относится ваш подчиненный - внимательным, невнимательным или рассеянным. Для первой категории людей характерна целенаправленность, организованность, повышенная устойчивость, стремление осуществить определенные сознательные цели, т. е. преобладание произвольного и послепроизвольного внимания. Второй категории (невнимательным) присущи поверхностность в суждениях и выводах, ограниченный запас знаний, недостаток воли, неумение сосредоточиться на той или иной деятельности, мысли. Третьей категории (рассеянным) свойственны общая неустойчивость внимания, недостаточная сила воли, отвлекаемость. Следует учесть, что снижение уровня внимания наблюдается при выраженном утомлении, кислородном голодании, укачивании, болезненном состоянии, уменьшении интереса к выполнению задачи, а также при монотонной или очень простой работе. Опыты показали, что, если перед операторами поставлена задача нажимать кнопку в ответ на появление однообразных сигналов, бдительность их снижается (появляются пропуски) уже в течение первого получаса. При усложнении задачи бдительность тех же операторов сохраняется в течение шести часов. Последние обстоятельства имеют значение для правильной организации работы. Изучайте своих подчиненных. Определяйте их особенности, сильные и слабые стороны, черты характера.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...