Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История женщин. Гендерные стереотипы




Содержание

 

Введение

Глава І. Теоретические подходы к проблеме карьеры

. История женщин. Гендерные стереотип

. Проблема карьеры в отечественной и зарубежной психологии

. Значение карьеры в жизни женщины

. Социальные барьеры в карьере женщин

Глава ІІ. Экспериментальные исследования карьеры женщины

.   Методы и методики исследования

.   Результаты экспериментального исследования

Заключение

Литература

Приложения

 


Введение

 

В ходе перемен, происходящих в Российском обществе, несмотря на драматизм испытаний, легких на плечи женщин, создаются предпосылки перехода к большей экономической свободе, к обладанию собственностью, капиталом. Начал складываться женский бизнес. Деятельность женщин в бизнесе пока разрозненна, фрагментарна, экономические и политические позиции их слабы. Женщины-предпринимательницы не могут пока рассчитывать и на помощь со стороны государства. В стране нет концепции государственной помощь и стимулирования женского бизнеса.

Сейчас на нашу почву всё больше переносится западная модель культуры, и появился ранее не существовавший тип деловой женщины. Но за всё надо платить - в новой роли женщины вынуждены отказаться от традиционных женских ценностей, принимая ценности традиционно мужские. Конфликт состоит в противоречии ценностей «семья, дом, любовь» и ценностей независимости и роста. Занимая руководящий пост, они всеми силами старались упразднить в себе лидера, потому что беспрекословное послушание вышестоящим лицам было несовместимо с такими качествами настоящего лидера, как азарт, инициатива, строптивость, в конце концов, в силу этих причин многие были, сродни секретаршам

Однако, объективно, рост цен, снижение жизненного уровня, вал безработицы заставляют женщин включаться в любые формы самостоятельного предпринимательства. Укрепление духа предпринимательства и помощь развитию женского бизнеса - забота самих женщин.

При ответах на вопрос «Почему женщина не может быть предпринимателем?" мнения респондентов по трем составляющим - бытовой фактор, конкуренция полов и связи.

Бытовой фактор - наиболее сильнодействующий для российской женщины. Именно он «придавливает» или даже «раздавливает» предпринимательские способности и возможности женщин в сфере бизнеса. Конкуренция полов - исторический и поэтому довольно «современный» фактор. Статистика разных стран показывает значительно меньшую долю женщин-предпринимателей на средних и мелких предприятиях. Связи - важная составляющая как для начинающего, так и для вставшего на ноги предпринимателя. Имеющий связи получает на старте своеобразную фору. В последующем они дают различные скрытые от постороннего глаза.

Цель исследования:

Рассмотреть сущность и специфику профессиональной деятельности женщин и на этой основе выявить социально-психологические барьеры построения карьеры.

Объект исследования:

Профессиональная деятельность женщин в условиях традиционной социализации.

Предмет исследования:

Сущность, содержание, состояние, тенденции развития и особенности формирования побудительных мотивов построения карьеры женщиной.

Гипотеза исследования:

Ø Основным барьером в построении карьеры женщины является семья и социальные ожидания, связанные с женской ролью.

Ø Трудности с карьерой у женщины могут быть связаны с психологическими особенностями самих женщин, предпочитающих конкретные жизненные ценности профессиональным.

Ø Предположение о том, что дочери занятых матерей чаще ориентируются на карьеру, чем дочери домохозяек.


Глава І. Теоретические подходы к проблеме карьеры

История женщин. Гендерные стереотипы

 

Обращаясь к учебникам истории, мы очень мало можем узнать о женщинах. Даже если известны их имена, то это имена жен и дочерей (по отношению к мужьям и деятельности мужей), а не самостоятельных личностей. Причин две, одна из них связана с доминирующей концепцией истории, а вторая с гендерными стереотипами. Учебники истории рассказывают нам о войнах, сражениях, завоеваниях и немного об искусстве и науке. История с которой мы знакомы, это военная, экономическая и политическая, а не социальная история. В ней нет места повседневности, рождению и воспитанию детей, развитию человеческих эмоциональных связей. Вся тысячелетняя работа по охране и поддержанию жизни, которую делали преимущественно женщины, исчезает из этой версии развития цивилизации. В истории нет места приватной сфере, а следовательно и женщинам. Как исключение, упоминаются некоторые выдающееся женщины. Но даже в этом случае их роль недооценивается.

Гендер - это модель женских и мужских ролей, их взаимоотношения в данном обществе, социопсихологические и социокультурные особенности. Деятельность женщин постоянно недооценивается, интерпретируется как личная, семейная, а не как общественно значимая.

«Культ самопожертвования» и обязанности перед семьей выступают как движущий мотив их поведения. Это пример «двойного стандарта» для мужчин и женщин: одно и тоже действие интерпретируется как героическое и социально значимое, если его совершает мужчина и как жертвенное и личное, если его совершает женщина. Когда же женщина открыто выступает как самостоятельная личность, ее упрекают в нескромности и даже распущенности. Истоки такой характеристики находятся в отношении патриархатного общества к независимым женщинам. Независимость женщины, ее право иметь собственную линию поведения и защищать свое достоинство считалось недопустимым.

Прочтение истории всегда имеет актуальный политический аспект. Сегодня вопрос состоит не только в том, каков был реальный вклад женщин в историю цивилизации, но и в том, как исторические интерпретации влияют на статус женщины в современном обществе. Яркие, политически и социально активные женщины, традиции женской самостоятельности - неотъемлемая, но к сожалению, почти неизвестная часть культурного опыта человечества и развития цивилизации. Пока женщины остаются в «тени истории», мы лишены возможности учиться на ее уроках. Письменные памятники ХII-ХIV веков свидетельствуют о высоком уровне образования женщин господствующего класса. Они знали не только поучительную церковную литературу, но и математику, и средневековую философию. У некоторых княгинь были свои богатые библиотеки. В жизнеописании Евфросинии Суздальской говорится о знании ею таких античных философов как Аристотель, Платон, поэтов Вергилия, Гомера. Дочери Ярослава Мудрого воспитывались в атмосфере «книжности». Русские княжны, выданные замуж за иностранных принцев и королей, сыграли свою роль в государственной и культурной жизни Франции, Германии, Византии, Швеции, Дании, Польши. Будучи высокообразованными, по тем временам женщинами, они активно участвовали в политических событиях. Анна - дочь Ярослава Мудрого, выданная в 1048 г. замуж за короля Франции Генриха, хорошо знавшая официальный язык своего времени - латынь, получила право ставить свою подпись на официальных документах. Она активно участвовала в государственных делах в годы опекунства над несовершеннолетним сыном - Филиппом. Однако в процессе укрепления христианства на Руси начинается постепенное исключение женщины из «мужского» общества. Открывается целый период в истории русской женщины - «теремного затворничества». Условия для полного затворничества женщин в обществе начали складываться в середине XIII - XIV веков с установлением татаро-монгольского ига на Руси. Показательно, что в русских летописях XIII века почти «не встречаются сведения об активных женщинах; жены и дочери русских князей упоминаются лишь как лица страдательные, как объект захвата и насилия». Именно установление татаро-монгольского ига на Руси способствовало закреплению унизительных для женщины норм поведения, резкому снижению ее социального статуса. Об этом ярко свидетельствует народная поговорка «- Кому воду носить? - Бабе. - Кому биту быть? - Бабе. - А за что? - За то, что баба.» Морально-этическим кодексом взаимоотношения супругов в русском обществе становится «Домострой». Русский исследователь Буслаев, анализируя текст «Домостроя», считал, что предписываемые мужьям правила отношения к женам были страшно реакционными. К примеру, «.. Жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии: как душу спасти. Богу и мужу угодить; и дом свой в добре строить; и во всем ему покорятся, и что муж накажет, то с любовью примети и творить по его наказанию.» («Домострой», главы XXIX, XXXIV, XXXVI). «А только жены... слово или наказание не иметь, не слушает и не внимаете и не боится, и не творит того как муж учит, ино плетью постегать по вине смотря...» (глава XXXVIII). Итак, большинству горожанок приходилось коротать свою жизнь в узком семейном кругу. Женщины и девушки были в массе своей затворницами, им не разрешалось показываться без надобности и позволения на чужих людях. Многие из них, особенно богатые боярыни, были обречены на полное безделье. Основная же масса русских женщин в то время не знала грамоты. И все же в глухое время господства домостроевских воззрений на женщину и полуазиатских правил поведения в России появлялись замечательные женские характеры. Н.Карамзин в «Истории государства Российского» описывает гордую, честолюбивую женщину, вдову бывшего посадника Исаака Борецкого - Марфу, которая вознамерилась освободить Новгород от власти Ивана III. Женщины, принадлежавшие к великокняжеским семьям, нередко самым непосредственным образом влияли на внутреннюю и внешнюю политику своего княжества: как опекунши малолетних царей они часто непосредственно управляли государством - мать царя Василия Дмитриевича Евдокия, мать Ивана III инокиня Марфа. Яркой личностью является и княжна Софья Алексеевна. В 1682 г. на престол был возведен малолетний Петр Алексеевич, а его мать Наталья Кирилловна Нарышкина стала правительницей, Софья Алексеевна - старшая сводная сестра Петра, - опираясь на стрелецкое войско и возбудив кровопролитную смуту, заставила признать двоецарствие Петра и его сводного брата Ивана, длившееся 7 лет (1682-1689 гг.). Софья стала также средоточием московского учено-литературного мира с Симеоном Полоцким и Сильвестером Медведевым во главе. Они надеялись распространить просвещение на Руси. Считается, что Софья Алексеевна была одной из женщин-писательниц. Митрополит Евгений в своем «Словаре русских светских писателей» конца XVII в. называет и ее имя.

Каковы женские лица той эпохи? Ведь XVIII век знал имена женщин-императриц, женщины - президента Российской Академии наук, женщин-писательниц, артисток, светских дам. А также женщин, поражавших общество своей высокой духовностью, нравственностью и самопожертвованием... С именем Екатерины II, действительно, связаны многие реформы. Для нас особенно важно, что именно она положила начало женскому образованию в России: именно при ней было учреждено первое училище для девиц при Смольном монастыре, впоследствии получившее название Смольного Института благородных девиц. В XVIII в. в России появилась и первая женщина-президент Российской Академии наук - ей стала Екатерина Дашкова. При ней Академия успела написать и издать Российский этимологический словарь. Дашкова подарила Академии свою прекрасную библиотеку, на ее же средства был основан и лучший журнал того времени «Собеседник любителей Российского слова». Позднее она же стала издавать «Новые Ежемесячные Сочинения». Написанные Дашковой «Записки» до сих пор остаются одним из лучших памятников мемуарной литературы XVIII века. Несомненно, Дашкова возвышалась над средним уровнем светских дам, но не была таким же редким исключением: в последней четверти XVIII в. был широко распространен тип светской женщины, развлекающейся в часы досуга литературой и искусством. Таких дам было немало, например, Князева (дочь поэта Сумарокова), Урусова, Белкова, Ржевская. Но, вот что интересно, хотя в XVIII в. было немало женщин-писательниц и даже ученых, упражняющихся в сочинительстве, театре и науках, большинство их них - любительницы... Для многих богатых барышень и дам, хорошо образованных, занятия литературой и другими искусствами были лишь забавой. И все же в образовании женщин, в их внутреннем обустройстве был сделан грандиозный шаг вперед: необходимость соответствовать нравам новой культуры XVIII века. Женщина, чтобы блистать в обществе, должна была быть немного музыкантшей и певицей, немного танцовщицей и художницей, знать иностранные языки и прочее.

Это выводило общество в целом на более высокий виток духовной эволюции. Воспитание девочек было полностью ориентировано на умение царить в обществе, так как без знания салонных искусств ни одна, даже самая красивая девушка, не могла рассчитывать на успех. Подобное обучение начиналось рано (в 4-5 лет), а в 12-13 лет девочки уже считались невестами. Большинство барышень учились дома, по большей части у заезжих учителей-иностранцев. Екатерина Дашкова пишет, что подобное обучение сводилось к знанию нескольких иностранных языков, музицированию и танцам. Она же считает, что при таком уровне воспитания о глубоком интеллектуальном развитии девушек в XVIII в. не могло быть и речи. В XVIII веке зародился новый тип женщины, сыгравшей видную роль уже в следующем, XIX веке. Речь идет о появлении в России женщин-профессионалов. Первоначально это были, в основном, гувернантки и артистки. Профессиональными артистками становились в основном представительницы непривилегированных классов, которым такого рода заработок давал возможность материальной независимости. Нам известно, что средние оклады женщин-артисток порой превосходили оклады некоторых чиновников-мужчин. Кроме того, «казенные актрисы», работавшие в государственных театрах, а не в частных заведениях дворян-меценатов, пользовались одинаковыми с мужчинами-артистами правами по службе и получали лишь немногим меньшее жалованье. Следовательно, на артистическом поприще женщине впервые удалось завоевать себе право собственным трудом зарабатывать на жизнь. И это стало важнейшим завоеванием женщины, первым шагом на пути ее к свободе в обществе. Многих знаменитых актрис знал XVIII век: сестры Семеновы, певицы Михайлова, Соколовская, Синявская. Некоторые из них не только смогли упрочить свое материальное и общественное положение, но и случалось, что посредством брака переходили в аристократическую среду. Такова, например, судьба знаменитой актрисы Семеновой, ставшей княжной Гагариной. Конечно, большинству актрис артистическая слава доставалась нелегко: к славе они пробивались путем борьбы с бедностью, как правило, из низшей социальной среды.

Россиянки выбирали не престижную работу взамен престижного рабства. Следует сказать, что уже со второй половины XIX века идея «освобождения женщины трудом» была в целом поддержана обществом. В чем же состоял пафос борьбы женщин? Прежде всего, - в свободе зарабатывать свой хлеб собственными руками и одновременно не быть презираемыми и осмеянными в обществе. Для некоторых женщин работа была единственной возможностью прокормить себя и свою семью. Среди них появилась своеобразная конкуренция, но так как женщины в то время не имели достаточной квалификации и не могли конкурировать с мужчинами, то как форма организации женского труда преобладали всевозможные ассоциации. После публикации романа Чернышевского «Что делать?», где описана работа швейной мастерской, организованной по принципу коммуны, десятки девушек пытались организовывать подобные коммуны. Многие терпели поражение, так и не начав по-настоящему работать. Показательна история «Знаменской коммуны», созданной страстным сторонником женской эмансипации В.Слепцовым. В ней преобладали нигилистки. Парадоксально, что большинство этих женщин обнаружили отвращение к хозяйству и простому труду. Иногда за работу брались девушки из обеспеченных семей. Так как среди них появилась своеобразная мода, они соглашались на любую, даже самую неинтересную и малооплачиваемую работу, которая естественно их не устраивала. Свобода для части женщин обернулась свободой от морального долга перед родными и семьей. Это послужило поводом для заявлений о самом растлевающем воздействии службы женщин на их нравственность и губительном влиянии ее на состояние семей.

Получение женщинами специального образования с конца XIX века становится насущной общественной задачей. И женское движение за эмансипацию в XIX веке имеет основной целью борьбу за высшее образование. Толчком к широкому обсуждению этого вопроса послужил Съезд естествоиспытателей, состоявшийся в 1868 г., и письмо к съезду госпожи Е. И. Конроди о необходимости высшего образования для женщин и содействия в осуществлении этой идеи. Затем было составлено коллективное письмо за подписью 400 лиц, которое вручили министру просвещения графу Толстому. Осенью 1869 г. в Санкт-Петербурге были открыты вечерние публичные курсы для лиц обоего пола, где читали лекции профессора университета Бекетов, Бутлеров, Менделеев и другие. Женщины стремились учиться в университетах. Начиная с 20-х годов XIX века женщины посещали отдельные лекции профессоров Московского университета, но впервые наравне со студентами русская женщина появилась в Санкт-петербургском университете осенью 1860 г. Его ректор П. А. Плотнев разрешил женщинам посещать лекции юридического, большинство лекций естественного и историко-филологического факультетов. Одними из первых студенток были Н.Корсини, А.Блюмер, М.Богданова, Н.Суслова, М.Бокова. Отношение к ним педагогического состава было различным: откровенно враждебного до сочувствующего, в целом преобладавшего. Студенты же отнеслись к появлению студенток по-дружески. Они сами контролировали поведение своих товарищей: взаимоотношения между студентами и студентками ни разу не дали повода к осуждению.

Декларация равенства полов соседствовала в обществе с патриархальным сознанием народа, с воззрениями на женщину как на неполноценную личность, зависимую от государства и семьи. К концу 80-х в СМИ все больше распространяется позиция отождествления женщины только с телом и сексом. Унижение женщин в массовой культуре до сих пор остаются не только безнаказанным, но и не осознаются обществом, пытающимся стать демократическим. Переход к рыночной экономике усилил негативное влияние на женщин. На рынке труда складывается ситуация дискриминации по половому признаку, возникла женская безработица. У женщин появилась потребность в самозащите и взаимопонимании. Стали появляться автономные женские организации различных типов общедемократического характера (обозначившие для себя в качестве стратегической цели достижение фактического равноправия мужчин и женщин), многофункциональные (содействие женщинам в адаптации к новым социальным условиям)

Более низкие шансы женщин на профессиональное продвижение и поиск работы, отражаемые показателями официальной статистики, в немалой степени предопределяются восприятием женщины как работника со стороны работодателей. Как показало проведенное обследование руководителей и менеджеров предприятий, наиболее подходящими для мужчин считаются такие виды деятельности, как: работа, связанная с принятием решений; работа с людьми; интеллектуальная работа; работа, связанная с повышенными физическими нагрузками. Для женщин наиболее подходящими названы такие занятия, как работа с бумагами; работа, требующая повышенного внимания и терпения; чисто исполнительская работа; работа, не требующая высокой квалификации и образования. Мнения разделились лишь по поводу работы, требующей высокого образования и квалификации. 50% опрошенных считают, что такая работа в большей степени подходит мужчинам; примерно 30% - женщинам; наконец, несколько менее 20% придерживаются эгалитарной точки зрения - они считают, что такой вид деятельности в равной степени подходит и мужчинам и женщинам. Как показывают исследования, работодатели вовсе не одиноки в своем критическом отношении к качествам женщин как работников. Результаты недавнего исследования, проведенного в Рыбинске Московским центром гендерных исследований, позволяют описать образ работающей женщины, сложившийся в массовом сознании. Подавляющее большинство опрошенных (как мужчин, так и женщин) объясняет нелюбовь работодателей к женской рабочей силе высокой загруженностью женщин работой по воспитанию детей (63,8% мужчин и 73,5% женщин).

Следующая причина - "на женщинах лежит слишком много семейных обязанностей" (39,5% и 41,0%). Наконец, на третьем месте - ответ "мужчина должен содержать семью" (30,7% и 28,3%). Как видим, первые три позиции примерно в равной степени разделяются представителями обоих полов. Однако по другим вариантам ответа обнаружились любопытные расхождения. Так, 20,3% мужчин и всего 8,8% женщин отметили вариант "мужчины лучше работают", 8,2% мужчин и 6,9% женщин - вариант ответа "женщины сами не любят брать на себя много обязательств на работе". При равном качестве выполнения работы мужчиной и женщиной результаты женской работы воспринимаются как худшие - по мнению как мужчин, так и женщин. Наиболее позитивное представление о себе имеют женщины в возрасте до 30 лет, не разделяющие стереотипов о женщине как безответственном и ненадежном работнике, замученном домашними делами. Однако с возрастом представление женщин о себе как работнике становится все более критичным: они склонны чаще считать себя плохими работниками, все в большей степени рассчитывают на заработки мужа и ориентируются в семье на традиционное разделение ролей. У мужчин наиболее критично настроены по отношению к женщинам респонденты молодого (до 30 лет) и среднего возраста (40-49 лет). В первом случае на формирование этой позиции оказывают влияние как объективные факторы (наличие в семье маленьких детей и погруженность женщины в семейные заботы), так и субъективные, связанные с эффектом пропаганды традиционного разделения ролей в семье и обществе. Что же касается второй группы, то позиция мужчин старше 40 объясняется и тем, что именно среди них наиболее ярко представлена реальные работодатели. Таким образом, мужчины в "возрасте начальников" демонстрируют гораздо более жесткий подход к оценке женщин как работников, что, если учесть их реальные возможности принятия кадровых решений, становится значимым фактором дискриминации женщин в сфере занятости. В частном секторе работница больше зависит от работодателя - мужчины, чем на государственных предприятиях. Более того, уровень социальной и правовой защищенности женщин от дискриминации в частном секторе намного ниже, чем на предприятиях государственных или полугосударственных. В частной фирме нередко отсутствуют или бездействуют профсоюзы.

Существует более жесткая зависимость работницы от произвола начальника, безнаказанно нарушается трудовое законодательство. Можно сказать, что именно в частном секторе положение женщин во многом определяется «сексуальным неравенством». В этой сфере часто действует культ силы и авторитета мужчины как духовной основы его власти. Такое положение в существенной мере способствует дискриминации по признаку пола и возникновению эффекта «стеклянного потолка». «Стеклянный потолок» - термин, введенный в начале 1980-х годов для описания невидимого барьера, ограничивающего продвижение женщины по служебной лестнице. Эта форма дискриминации описывалась как «барьер настолько незаметный, что он прозрачен, но в то же время настолько основательный, что препятствует женщинам продвигаться в управленческой иерархии». «Стеклянный потолок» проявляет себя как в занимаемых должностях, так и в уровне оплаты труда

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...