Проблема карьеры в отечественной и зарубежной психологии
Русская история веками формировала особый строй женской ментальности, которая определяется сугубо мужской доминантой нашего развития. Это сформировало и глубоко укоренило в сознании русской женщины одну базисную установку - установку на выживание, а русский женский характер детерминирован логикой выживания. Постоянный «уход» мужчин в войны и революции подталкивал женщин к совместному, коллективному выживанию, что породило совершенно уникальные формы женской коллективности в России, сформировало специфический женский этнос с принципами сестринства. Коммуналки, общежития «великих строек», лагерные бараки и поселения в эвакуации, - вот социальное пространство русской женщины в XX веке. Самым поразительным является то, что женщина сумела одухотворить все эти громадные пространства, обогрела их, сохранила и развила жизнь. С такой историей и таким сознанием вступила русская женщина в эпоху радикальных перемен. Современная действительность поставила перед ней необычные, новые вопросы. На поверхности же масса новых соблазнов, возможностей, путей развития. Активно утверждается новая система ценностей, воплощенная в идеологии бизнеса, центральной идеей которой является идея успеха. В отечественной психологии до недавнего времени понятие "карьера" практически не использовалось и в основном, карьера понималась в негативном смысле. В последние годы стал исчезать негативный оттенок понятия "карьера". Сейчас человек, "делающий карьеру", рассматривается, скорее, как имеющий ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала. Карьера - это один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижение желаемого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни, а также достижение известности и славы. Успешно построенная карьера позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом.
Понятие "карьера" многозначно. Это и индивидуальный путь человека, и способ достижения результата в основной форме личностного самовыражения, это и достигнутый человеком результат деятельности и социальный статус. В узком смысле карьера связана с трудовой, профессиональной деятельностью человека. В отечественной психологии карьера в основном рассматривалась через такие понятия, как "профессиональный жизненный путь", "профессиональная самореализация", "профессиональное самоопределение". Успешная карьера связывается, прежде всего, с успешным профессиональным самоопределением. Проблема профессионального самоопределения рассматривалась в трудах Е.А. Климова, А.Е. Голомшток, П.Г. Щедровицкого, С.Н. Чистяковой, Н.С. Пряжникова и др. Цель профессионального самоопределения - постепенное формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности (Пряжников,1996). Отсюда следует, что профессиональное самоопределение является составной частью карьеры. Но если рассматривать профессиональное самоопределение в тесной взаимосвязи с жизненным и личностным самоопределением, то понятия "карьера" и "профессиональное самоопределение" оказываются вполне соотносимыми. Одной из популярных зарубежных теорий карьер является теория Д. Сьюпера, которую он представил в виде "радуги жизненных карьер". Д. Сьюпер определил понятие "карьера" в его самом полном и всеобъемлющем смысле как последовательность и комбинацию ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни. В теории Сьюпера утверждается, что важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности - так называемая "профессиональная "Я -концепция", которую каждый человек в жизни воплощает в серию карьерных решений. Избранная профессия и карьерные достижения оказывают сильное влияние на общую "Я - концепцию" и самооценку. По мере разворачивания карьеры происходит развитие профессиональной "Я-концепции", которая достигает зрелости только в результате достаточного профессионального опыта. Обычно на это уходит от одного до десяти лет работы.
Деловая женщина России - явление одновременно привычное и новое. Женщины дореволюционной России прекрасно заявляли о себе на складывающемся рынке; многие из них добивались успеха, не уступая первенства конкурентам - деловым мужчинам. По-видимому, сказывались те национальные черты женщины, которые столь вдохновенно воспел Н.Некрасов - самоотверженность, пренебрежение риском. 1917 год изменил рыночное понимание дела; дело стало трактоваться в связи с реальным участием человека в общественном производстве; таким образом, деловыми женщинами стали все те, кто наравне с мужчинами работали на поле, в цеху, лаборатории; деловая женщина совместила роли хранительницы семейного очага и агента процесса создания общественного продукта. Научно-технический прогресс повлек за собой профессионализацию производства; деловые мужчины и женщины спешили приобрести высший образовательный статус - диплом об окончании вуза, а впоследствии и научную степень. Эта последняя тенденция не только сблизила шансы мужчин и женщин, но, в силу ряда причин, дала известный приоритет женщинам. Годы перестройки вернули понятию «дела» рыночный, предпринимательский оттенок. В обывательский обиход прочно вошло английское слово «бизнес», многозначное, но имеющее очень интересные этимологические оттенки - торговое предприятие, выгодная сделка, игра. Таким образом, социальная группа «деловых женщин» по своему составу шире, нежели группа «женщины бизнеса». В ее структуре наиболее значимыми выступают группы женщин-профессионалов и женщин -государственных служащих, каждая из которых имеет свои особенности, свой личностный типаж. Группа «женщин бизнеса» находится в стадии становления, которая нуждается в систематическом мониторинге, требует специальных исследовательских проектов.
Анализ статистики стран с традиционно развитой рыночной экономикой показывает, что наиболее успешен для женщины бизнес в сфере обслуживания, малого и среднего масштабов. Сфера приложения деловой активности ограничена для женщины: вековой опыт руководства домашними делами, здравый смысл, позволяющий планировать финансовую выгоду + образование, полученное в годы развертывания НТР. Женщины, кажется, обречены на успех. Однако, данный вывод был сделан лишь сравнительно недавно. Женщинам Европы и США удалось преодолеть психологический барьер и они продемонстрировали полную меру делового потенциала; женщины-премьеры правительств; воочию демонстрируют масштаб преодоления. Проблема продолжает оставаться актуальной для России, где женщина, несмотря на более чем семидесятилетний период утверждения равноправия мужчины и женщины, остается в плену традиционного стереотипа о вторичной ценности деловой карьеры и ограниченных пределах такой карьеры. Слом очерченного стереотипа необходим и для общества, и для самой женщины. Деловая психология женщины сформирована господством государственной формы собственности, требующей от работника добросовестности, трудолюбия, необходимого уровня образования и оставляющей втуне те способности человека, которые определяют личный успех. И сегодня, когда социально-экономическая ситуация изменилась, женщина не изменяет сложившимся установкам, в системе ценностных ориентации не складывается соответствующая времени иерархия. Женщина не готова уйти в бизнес; ей мешает не недостаток специальных экономических знаний, но в большей мере - собственная психология. По-видимому, новое поколение женщин, социализирующееся в иных исторических условиях, преодолеет стереотипы матерей.
Таким образом, социальная группа «женщины бизнеса» находится в становлении. Ее представительницы выполняют испытательную функцию, что естественно связано с трудностями и опасностями неизведанного пути. Но испытательная функция необходима для социального движения, для общества в целом и его женской половины. В описанной ситуации важнейшее значение приобретает общественное объединение «женщин бизнеса». Оно поможет фиксировать общие трудности становления и преодолевать их, расширять деловые контакты и тем самым увеличить предпринимательские возможности деловых женщин, осуществлять целенаправленную пропагандистскую кампанию по привлечению в сферу бизнеса способных женщин, строить единую систему финансовой и просветительской поддержки женского бизнеса, проводить систематические исследования активности женщин в новой для них сфере.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|