Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I. История возникновения и формирования системы идентификационных признаков почерка.

КЛАССИФИКАЦИИ

ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ПРИЗНАКОВ

В ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

 

Учебное пособие

 

 

ВОЛГОГРАД 2000

 

 

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

Введение............................................. 4 - 5

Глава I. История возникновения и формирования системы идентификационных признаков почерка............................. 6 - 13

Глава II. Классификации идентификационных признаков почерка, использовавшихся ведомственными судебно-экспертными учреждениями России до середины 60-х годов...........................14 - 27

Глава III. Структура и содержание современной классификации идентификационных признаков почерка........................26 - 44

Глава IV. Проблемные вопросы действующей классификации идентификационных признаков почерка и пути их решения.......45 - 52

Приложение.......................................53 - 59

Литература........................................60 - 62


В учебном пособии рассмотрена история возникновения и формирования системы идентификационных признаков почерка. Раскрыто содержание и дан сравнительный анализ классификаций признаков почерка, использовавшихся в разные годы ведомственными экспертными учреждениями страны. Приведена современная классификация признаков почерка. Авторами изложено собственное видение проблем действующей классификации признаков почерка и указаны наиболее оптимальные пути их решения.

Предназначено для курсантов, слушателей, аспирантов и преподавателей образовательных заведений экспертного профиля, а также для сотрудников экспертных учреждений.


В В Е Д Е Н И Е

Основу процесса идентификационного экспертного исследования почерка составляет оценка признаков, которые в своей совокупности и служат базой для формирования вывода.

Понятие признака почерка трансформировалось по мере становления и развития теоретических основ почерковедческой экспертизы. Первоначальное представление о признаке почерка как приметы, как особенности выполнения письменных знаков и их элементов сменилось современным понятием: признак - это "... материализованное в рукописях свойство почерка, информативное с точки зрения решения задач экспертизы" (26, с. 53).

В связи с тем, что почерк обладает разнообразными свойствами, характеризующими как внутреннюю, так и внешнюю стороны письма, их отражения в рукописи в виде признаков могут изучаться с целью решения самых различных задач почерковедческой экспертизы. Поэтому совершенно справедливо утверждение о том, что "один и тот же признак может нести как идентификационную, так и диагностическую либо классификационную информационную нагрузку" (28, стр. 91).

Однако изначально само возникновение почерковедческой экспертизы во многом было обусловлено потребностью практики борьбы с преступностью в установлении по рукописи ее исполнителя. И на сегодняшний день в экспертной практике основная масса почерковедческих исследований носит идентификационный характер. В этой связи авторами был проанализирован процесс становления и формирования классификаций идентификационных признаков почерка, ранее использовавшихся и в настоящее время используемых государственными судебно-экспертными учреждениями (ГСЭУ).

Логически правильная классификация идентификационных признаков почерка не только упорядочивает распределение признаков в системе, но и позитивно сказывается на процессе экспертного исследования, а именно:

1) позволяет последовательно от "общего" к "частному" осуществлять анализ признаков в рукописи;

2) дает возможность экспертам единообразно выделять и однозначно оценивать каждый отдельный признак почерка и их совокупность, на основе которой строится вывод эксперта-почерковеда;

3) дает возможность единообразно описывать признаки почерка в заключениях экспертов-почерковедов и одинаково размечать их в фототаблице;

4) упорядочивает процесс экспертного исследования, делает его логически последовательным;

5) способствует объективной оценке выводов эксперта-почерковеда следователем и судом.

Успешно применяемая ныне в экспертной практике классификация идентификационных признаков почерка существует с 1964 г. Учитывая изменения в правилах письма и современные достижения судебного почерковедения, авторы обозначили собственное видение круга вопросов проблемного характера, имеющих отношение к системе идентификационных признаков почерка и попытались наметить пути их решения. Есть основания полагать, что высказанные идеи послужат дальнейшему совершенствованию классификации идентификационных признаков почерка.

 


ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ПРИЗНАКОВ ПОЧЕРКА.

 

Законодательное закрепление исследования почерка в целях решения вопроса об его исполнителе имело место уже в Древнем Риме (V - VI в.в.). В России оно нашло свое отражение гораздо позже в Своде законов 1857 года (20).

Для выполнения таких исследований обычно привлекались каллиграфы - люди, умеющие красиво писать в силу своей профессии: учителя чистописания, приказные дьяки, преподаватели рисования, архивариусы, чертежники, коллекционеры автографов и т.п. Не случайно, что это направление в развитии экспертизы почерка получило название каллиграфического.

В таких исследованиях до конца 19 века отсутствовали элементы научности и объективности. В связи с тем, что "сличение почерков", в лучшем случае, основывалось на чисто эмпирическом материале и личном опыте самого исследователя, процесс исследования сравниваемых почерков обычно сводился к выявлению сходства в конфигурации одноименных букв. При этом почерк рассматривался каллиграфами как зафиксированный в рукописи "след" пишущего прибора, имеющий отдаленное отношение к процессу письма. Кроме того некоторые представители этого направления иногда при решении идентификационных вопросов допускали превышение своей "компетенции" и пытались давать характеристики писавшему с позиции биологии, психологии и антропологии.

Незнание каллиграфами природы почерка, закономерностей его формирования, отсутствие алгоритма действий у эксперта в процессе исследования, а также непонимание сущности и значения признаков почерка явилось причиной многочисленных экспертных ошибок, описанных в криминалистической литературе.

Наряду с каллиграфическим направлением в конце 19-го века широкое распространение в экспертизе письма получило так называемое "графологическое направление", первые упоминания о котором встречаются еще в работах мыслителей Древней Греции.

По мнению С. Оттоленги целью графологического исследования является установление по почерку умственного развития, темперамента и характера пишущего (21, с.7).

Несмотря на то, что цели этого вида исследования значительно отличались от целей почерковедческого исследования, тем не менее следует признать за графологами определенный вклад в развитие экспертизы письма. Прежде всего это выразилось в раскрытии некоторых индивидуальных особенностей почерка, позволяющих анализировать личностные качества исполнителя рукописи. В частности, представители отдельных школ графологии впервые ввели в обиход понятие "признак почерка", связывая его с отклонением от прописей. Ими названы и другие признаки почерка, например: форма и направление движений, размер, наклон. Однако стремление соединить диагностические признаки почерка со свойствами личности писавшего не позволили им глубоко изучить и систематизировать идентификационные признаки почерка.

Конец 19-го века ознаменовался появлением нового направления в судебно-почерковедческой экспертизе[1] - приметоописательного. Его основоположником стал известный французский криминалист Альфонс Бертильон. Его известность прежде всего была связана с созданием им приметоописательного метода "словесного портрета", который позволил идентифицировать преступников по их приметам.

Работая в Парижской Прифектуре полиции, ему пришлось в течении 10 лет исследовать различные "письменные документы", что и побудило его применить технологию "словесного портрета" к почерку.

Несмотря на то, что свои взгляды на "научное исследование письма" А.Бертильон изложил в своих работах весьма поверхностно, его по праву можно считать основоположником концепции судебно-почерковедческой идентификации по следующим причинам:

- во-первых, в качестве признаков (примет) рассматривались особенности выполнения строк, слов, букв, элементов и их частей;

- во-вторых, им впервые введена дифференциация признаков почерка по степени их соподчинения на общие и частные;

- в-третьих, под признаком понимается только особенность, отличающаяся устойчивостью (повторяемостью);

- в-четвертых, выделены понятия совпадающих и различающихся (противоречивых) признаков;

- в-пятых, впервые понятие индивидуальности почерка увязывается с комплексом самых различных его признаков;

- в-шестых, введена единая последовательность выявления признаков почерка и их описания;

- в-седьмых, количественно расширен состав признаков почерка;

- в-восьмых, впервые им показана зависимость признаков почерка от некоторых сбивающих факторов.

Это не полный перечень того позитивного, сделанного им, что дало толчок развитию почерковедческой экспертизы. Некоторые из его нововведений не потеряли актуальности до настоящего времени. Подтверждением этого тезиса может служить его следующая мысль: "Судебное исследование письма только тогда станет научным, когда станет возможным достигнуть получения такого рода таблиц подобия букв, рассмотренных отдельно и в совокупности, что можно будет на поставленный вопрос дать следующий ответ: нет вероятности, чтобы это письмо, охарактеризованное в целом такими то и такими то особенностями, встретилось более, чем один раз на сто, тысячу, десять тысяч, миллион субъектов одной и той же социальной категории".[2]

Для реализации этой мысли им была начата подготовка массива образцов почерков разных лиц с целью установления частоты встречаемости признаков. Идеи А.Бертильона нашли свою дальнейшую разработку в трудах Г.Шнейкерта, А.Рейсса, А.Осборна, и др.

Наиболее полное отражение они получили в работах С. Оттоленги, который разработал развернутую классификацию признаков почерка.

Её структурой предусмотрено деление признаков на общие, особенные (специальные),[3] "выдающиеся" и особые приметы.[4]

Под "выдающимися"[5] понимаются признаки, образующие особую значимость для идентификации. К ним относится редко встречаемые в почерках разных лиц форма и направление движений при выполнении элементов и частей букв; чрезмерное упрощение и усложнение конструктивного строения знаков; размерные характеристики и т.п.

К особым приметам С. Оттоленги отнес так называемые "патологические черты", а именно: дрожание рук, вызванное различными причинами (старость, алкоголь, болезни), пропуски букв и слов (аграфия, дисграфия), использование символов, криптографии, шрифтов; наличие орфографических и иных ошибок и т.п.

К общим признакам почерка автор относит следующие:

1. Форму, - (причем это понятие у автора носит собирательный характер, поскольку включает:

- строение почерка;

- преобладающую форму движений в почерке;

- размер интервалов между словами и строками).

2. Размер, которому придается самое важное значение в силу того, что автор считает его величиной постоянной для каждого пишущего. Размер почерка делится на:

- крупный;

- средний;

- мелкий.

3. Положение букв. Под ним понимается "сжатость", придающая рукописи общий вид, которая определяется по интервалам между буквами, словами и строками. К этому признаку относится и "порядок" расположения строк и букв.

4. Направление или угол, наклон почерка. Направление определяется в строках, буквах и элементах для прямолинейных по форме движений. При этом в "наклонном направлении" ещё выделяется интенсивность.

5. Промежутки между элементами, между буквами и словами или 1напряжение почерка. Этот признак демонстрирует повторяемость, однообразие и положение букв. Причем промежуткам между буквами и элементами букв придается очень высокое идентификационное значение.

6. Вычисление повторяемости выдающихся признаков. Позволяет, по мнению автора, простым суммированием количества выдающихся признаков в сравниваемых рукописях дифференцировать почерки на этом основании или говорить об индивидуальности почерка.

Частные признаки почерка в рассматриваемой классификации описаны поверхностно и детально не разработаны. Тем не менее, автор упоминает о них при описании следующих особенностей:

1. Формы букв, составных её частей и элементов: она определяется по контуру, описывающей её линии и может быть прямой или криволинейной, последняя, в свою очередь, может представлять собой овал, дугу, петлю. Ломанная по форме линия выражается углами и изгибами.

2. Размера. В нём рассматриваются как абсолютные величины букв и их элементов, так и относительные по высоте, длине и ширине в вертикальных и горизонтальных плоскостях. Автор придает этой группе признаков статус "выдающихся".

3. Положения букв. Буквы и их элементы, а также их части анализируются по их размещению относительно вертикальных, продольных осей письменных знаков и основной черты (линии письма).

Предложенная С. Оттоленги система признаков почерка хотя и была лишена единого логического основания, не отличалась конкретностью, содержала много элементов дублирования и не охватывала всех особенностей письменно-двигательного навыка, реализуемого в рукописи. Однако же она послужила основой, базой, фундаментом для построения в дальнейшем более совершенных классификаций признаков почерка.[6]

Наиболее известной последующей классификацией стала система признаков почерка, используемая в графометрии.[7] Разработке отдельных положений графометрии посвятили свои работы П. Фрейзер, Н. Генц, П. Гумбер, В. Лангенбрух. Однако наиболее полно графометрия нашла отражение в трудах Э. Локара, считавшего, что только измерения размерных характеристик почерка в итоге позволяют установить исполнителя рукописи. Его увлечение анализом количественной стороны почерка нашло свое выражение в фразе, с которой начинается его исследование: "Распознать - значит измерить" (15).

Для реализации этой цели Э.Локар разработал систему признаков почерка, которая включала в себя количественный анализ 27 его особенностей:

1) отношение высот строчных букв;

2) изменения высоты строчных букв;

3) высота выступающих из строчек букв;

4) изменение высоты грамм (гладиолаж[8]);

5) разъединение букв;

6) вариации разъединения;

7) расстояние между словами;

8) расстояние между строками;

9) пропорциональные размеры, ширина;

10) измерение буквы "Т";

11) измерение буквы "i";

12) местонахождение соединительных черточек;

13) штрихи в начале и в конце письма;

14) толщина штриха;

15) показатель кривизны;

16) диаметральный показатель;

17) показатель стрелки дуги (мера открытых кривых);

18) показатель плато (горизонтальная часть строчной буквы);

19) кривизна полей письма;

20) кривизна строк;

21) кривизна слов;

22) отношение величин углов;

23) линия, служащая границей слов;

24) параллелизм грамм;

25) частота перерывов;

26) положение перерывов;

27) статистика форм.

Безусловно рассмотренный комплекс особенностей не представляет собой системного структурного образования в связи с тем, что он создавался для изучения пропорциональных отклонений размеров в рукописи, которые, по мнению автора, являлись постоянными величинами для каждого пишущего. Тем не менее, отдельные из указанных особенностей были включены в разработанные позже классификации признаков почерка, а некоторые из них присутствуют несколько модернизированными в действующей классификации, например, "кривизна полей письма".[9]


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...