Задания для самостоятельной работы
Оглавление
Рекомендации к выполнению контрольной работы.. 3 Тема № 1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.. 3 Задания для самостоятельной работы.. 6 Тема № 2. Двоичная арифметика. 8 Задания для самостоятельной работы.. 9 Тема № 3. Решение задач средствами электронных таблиц MS Excel. 10 Задача 1. 10 Задача 2. 13 Задача 3. 15 Приложение 1. 17 Рекомендации к выполнению контрольной работы В данной контрольной работе содержатся задания по слеующим темам: «Системы счисления», «Двоичная арифметика», «Решение задач средствами электронных таблиц MS Excel». В данном документе каждая тема содержит следующие разделы: - основные понятия - примеры решения задач - варианты заданий для самостоятельного выполнения. Студент должен выполнить контрольную работу в соответствии со своим индивидуальным вариантом, - шифром, определяемым как сумма двух последних цифр номера зачетной книжки. Работа выполняется и предоставляется в электронном виде, титульный лист, подписанный студентом, сдается в бумажном виде. Образец титульного листа приведен в приложении 1. Файл с контрольной работой должен быть назван следующим образом: №зачетной книжки_с-НТСз11_2017_7 Например:120075_ с-НТСз11_2017_7
Тема № 1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Основные понятия. Количество различных цифр p, используемых в позиционной системе, определяет название системы счисления и называется основанием р- ной системы счисления. Любое число N в позиционной системе счисления с основанием р может быть представлено в виде полинома от основания р: N=akpk+ak-1pk-1+…+a1p1+a0p0+a-1p-1+a-2p-2+…, где N-число, ai – цифры числа (коэффициенты при степенях p), p – основание системы счисления (p>1).
Числа записывают в виде последовательности цифр: N=akak-1…a1a0.a-1a-2… - точка в последовательности отделяет целую часть от дробной. Точка опускается, если число целое. В компьютерных системах применяют позиционные системы счисления с недесятичным основанием – двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную. В аппаратной основе ЭВМ лежат двухпозиционные элементы, которые могут находиться только в двух состояниях, одно из которых обозначается 0, а другое 1. Поэтому арифметическо-логической основой ЭВМ является двоичная система счисления. В двоичной системе счисления используется две цифры – 0 и 1. В общем виде число в двоичной системе счисления представляется в форме: X = an*2n + an-1 *2n-1 +... + a1 *21 + a0 *20+a-12-1+a-22-2+… ai принадлежат 0,1 Для более удобного представления двоичных данных также используется система счисления с основанием восемь (восьмеричная система счисления). В восьмеричной системе счисления используется восемь цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7. Для представления одной цифры восьмеричной системы используется три двоичных разряда. Для "стенографического" представления двоичных чисел используется система счисления с основанием 16 (шестнадцатеричная система счисления). В шестнадцатеричной системе счисления используется шестнадцать цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F. Для представления одной цифры шестнадцатеричной системы используется четыре двоичных разряда. Таблица. Соответствие чисел, записанных в различных системах счисления
Примеры
a. перевести 10101101,1012 в десятичную систему счисления
10101101,1012=1×27+0×26+1×25+0×24+1×23+1×22+0×21+1×20+1×2-1+0×2-2+1×2-3=173,62510 b. перевести 53,28 в десятичную систему счисления 53,28=5×81+3×80+2×8-1=43,25 c. перевести 23Е,216 в десятичную систему счисления 23Е,216=2×162+3×161+14×160+2×16-1= 574,125
Ответ: 12410=11111002 b. перевести 12410 в восьмеричную систему
Ответ: 12410=1748 3. Перевод правильных дробей из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
Ответ: 0,6562510 = 0,528
Ответ: 0,6562510 = 0,A816 Замечание: при переводе смешанных чисел целые и дробные части переводятся отдельно. 4. Перевод чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной систем в двоичную.
5. Перевод чисел из двоичной системы в восьмеричную и шестнадцатеричную.
Задания для самостоятельной работы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|