Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и особенности инфляции в переходной экономике

Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса и предложения, и благодаря этому - ориентиром для субъектов рыночной экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведения субъекта, в том числе в области ценообразования, является основой действия законов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу к рыночным отношениям является реформа государственного ценообразования, или либерализация цен.

Процесс либерализации цен всегда протекает очень болезненно и для предприятий, и для населения, особенно, если либерализация проводится резко и быстро, как это было в России. Резко дестабилизируется положение предприятий, нарушается система платежных отношений между ними, падает уровень реальных доходов населения, обостряются социальные противоречия в обществе. Инфляция обесценивает результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Высокая инфляция разрушает денежную систему, что усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции и ускоряет «бегство» капитала, приводит к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.

Развитие российской экономики сопровождается высокой открытой инфляцией. Ежегодные темпы прироста цен четыре года подряд превышали 100%, что в традиционном понимании существенно выше уровня даже так называемой галопирующей инфляции.[11]

После либерализации цен в России стало ясно, что на смену государственной политике цен далеко не сразу приходит ценовая политика фирмы. Для этого необходим конкурентный и стабильный рынок, на создание которого направлены усилия современной экономической теории и экономической политики. Широкое распространение получили идеи о достаточности макроэкономической стабилизации и спросовых ограничений для прекращения инфляции и создания эффективного ценового механизма. С другой стороны появились попытки понять и объяснить особенности переходной экономики и специфику формирования рынков в постсоциалистических странах. Для характеристики особенностей инфляционных процессов стал широко применяться термин «инфляции издержек», связанный со структурными особенностями постсоциалистической экономики. Против этой точки зрения стали выступать сторонники «макроэкономического» направления, пытаясь доказать, что феномена «инфляции издержек» вообще не существует. Вопрос о причинах и природе инфляции в переходной экономике стал предметом острых экономических и политических дискуссий.

Инфляция как таковая - это, безусловно, денежный феномен, означающий снижение покупательной способности денег. В условиях свободного рыночного ценообразования инфляция выражается, прежде всего, в росте цен, в связи с чем говорят об инфляционном росте цен. Инфляция может возникать в результате повышения совокупного спроса, которое является следствием увеличения государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходов государственного бюджета. Совокупный спрос может повышаться и с увеличением скорости денежного обращения, не связанном с аналогичной динамикой производства (например, при инфляционных ожиданиях). Во всех подобных случаях за счет роста цен восстанавливается нарушившееся рыночное равновесие между количеством денег и товаров. Инфляция быстро распространяется на все отрасли экономики, начинаясь в потребительском секторе, где спрос предъявляется, прежде всего. Такой вид инфляции является традиционным и характеризует состояние денежной системы и динамику цен в переходной экономике. Это и объясняет постановку проблемы общей макроэкономической стабилизации.[2]

Однако проблема инфляции в переходной экономике не исчерпывается лишь названными процессами, получившие название «инфляция спроса». В результате несовершенства рынка в одной или нескольких отраслях экономики становится возможным длительное завышение цен на их продукцию. При использовании такой продукции для производства других товаров повышаются издержки их производства, что делает невыгодным продолжение производства при прежнем уровне спроса и цен. В результате производство по всей технологической цепочке, вплоть до конечной продукции сокращается. Таким образом, перед государством встает задача расширить денежный спрос и дать тем самым некоторый простор для повышения цен за счет расширения денежной массы (повышения доходов потребителей). Это и есть механизм инфляции издержек. Такая инфляция связана как с организацией рынка, так и с существующей структурой национального производства, определяющей структуру и уровни издержек. Она распространяется в экономике более медленно, чем инфляция спроса, но и бороться с ней значительно труднее.

Проанализируем фактические данные о развитии инфляции в России после либерализации цен. Этот анализ позволит ответить на вопрос о существовании инфляции издержек в современной российской переходной экономике. Изучение динамики российской инфляции за три года после либерализации цен показывает наличие и постоянное воспроизведение значительных «ножниц» в изменениях цен на потребительские товары и на средства производства. Это видно из сопоставления общих индексов соответствующих видов цен.

Табл. 1 [2]

Индекс 1992 1993 1994
потребительских цен 2680 1008 312
оптовых цен промышленности 6164 1124 335

 

Как следует из табл.1, годовые индексы оптовых цен промышленности постоянно опережают соответствующие индексы потребительских цен. Скорее всего, из сферы производства исходят особые импульсы повышения цен. Рассмотрим эту сферу более детально, воспользовавшись табл.2. Видно, что цены на потребляемые в промышленности ресурсы растут быстрее, чем на выпускаемые ею товары. За январь-февраль превышение первых над последними составило 7 процентных пунктов. Следовательно, из глубин промышленности, с наиболее низких стадий переработки исходит особый инфляционный импульс.

Табл.2 [3]

Месяц Индекс оптовых цен Индекс цен ресурсов
Декабрь 1994 1.13 1.15
Январь 1995 1.22 1.26
Февраль 1995 1.17 1.18

 

В отраслевом разрезе особенно выделяется в этом отношении топливно-энергетический комплекс. Это и есть инфляция издержек в российской экономике.

Корни возникновения инфляции издержек в переходной экономике лежат в недалеком прошлом, а ее механизм постоянно подпитывается современным типом экономического развития страны, ее экономической политикой. Следует вспомнить систему планового ценообразования, а также закрытость, относительную изолированность российской экономики от мирового рынка. В системе планового ценообразования была заложена концепция дешевых ресурсов, в связи с чем цены на топливно-сырьевые и энергетические ресурсы были сильно занижены относительно мирового уровня, причем мировая конкуренция этому положению не угрожала. Таковы были стартовые условия в этих отраслях, характеризующие высокую степень несовершенства рынка. Естественно, что положение в этих отраслях по мере либерализации цен начинает меняться. Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, несмотря на экономический кризис, способствует поднятию цен на топливные и сырьевые ресурсы. Неразвитость общей рыночной инфраструктуры, политическая децентрализация и развал хозяйственных связей лишь укрепляют этот процесс. Параллельно начинается постепенное вхождение российской экономики в мировое хозяйство и, прежде всего за счет тех же топливно-энергетических и сырьевых отраслей. Усиливается воздействие внешнего рынка на внутреннюю экономическую ситуацию, в том числе на инфляционные процессы. За счет разницы между внутренними и мировыми ценами экспортно-ориентированные топливно-энергетические и сырьевые отрасли получают новый потенциал повышения цен на внутреннем рынке. Поскольку продукция этих отраслей необходима народному хозяйству, а конкуренция почти отсутствует (пока отечественная продукция дешевле импортной), государство вынуждено подпитывать потребителя финансовыми ресурсами для оплаты этой продукции. Запускаемый при этом механизм - инфляция издержек. Пока она продолжается, отсутствуют жесткие стимулы экономии издержек на всех стадиях промышленной переработки, и цены поднимаются по цепочке от первичной обработки сырья до конечного потребления. Можно было бы сдержать этот процесс путем регулирования внутренних цен и условий экспорта продукции ТЭК и сырьевых отраслей (путем жесткого лицензирования, квотирования и таможенных пошлин). Экономическая политика России имеет другую направленность - скорейшей либерализации этих цен и условий экспорта. До тех пор пока цены продукции базовых отраслей не выйдут на мировой уровень, группа экспортно-ориентированных отраслей останется основным генератором инфляции издержек в современной переходной экономике. Наличие в российской экономике первой половины 1995г. устойчивой инфляции издержек, а также довольно сильных инфляционных ожиданий приводит к заключению, что еще рано говорить о радикальном снижении роста цен и инфляции в долгосрочной перспективе. Проводимая макроэкономическая стабилизация будет способствовать этому процессу, однако рост инфляции будет постоянно подпитываться за счет рынка базовых отраслей производства.

 

Причины инфляции в России

Источники инфляции в РФ

Чтобы лучше понять причины и специфику инфляции необходимо рассмотреть особенности системы планового ценообразования. Такая система, означающая централизованное установление государственных фиксированных цен на большинство видов продукции и услуг, являлась неотъемлемой частью планового хозяйства. По мере продвижения продукта от производителя к потребителю в цене производился последовательный учет добавляемых к каждой стадии затрат и соответственно прибыли на эти затраты. Государственные цены являлись плановыми нормативами затрат и дохода в народном хозяйстве. Себестоимость продукции рассматривалась как база цены и занимала в структуре затрат 85%. Поскольку цены служили прежде всего средством покрытия и учета затрат, а спрос, как правило, не влиял на уровень цены, то такое ценообразование стали называть затратным. Разумеется, цены, построенные по затратному принципу и неподвижные в течение нескольких лет, не могли служить индикатором соотношения спроса и предложения на продукт, не могли показывать производителю динамику потребительских предпочтений. Отсюда следует, что переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен.[9]

Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991года, однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями. Политический кризис 1991г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах, проводящих реформу (табл.3).

Табл.3

Страна, год Рост цен, %
Россия (1992) 2501
Болгария (1991) 457
Чехословакия (1991) 54
Венгрия (1991) 33
Польша (1990) 249
Румыния (1991) 252

 

Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В оборонной промышленности либерализация цен стала наиболее ощутимой, т. к. она лишила отрасль традиционно привилегированного доступа к материальным ресурсам.

В то время как цены выросли в 5-7раз, объем денежной массы у населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25%. Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы. Поскольку рост заработной платы при этом почти вдвое отставал о роста потребительских цен (приложение А), а общая денежная масса повышалась еще медленнее, резкое падение спроса стала одной из главных причин сокращения производства.

Незадолго до начала экономических реформ началось снижение объемов добычи в нефтегазовом секторе, ко­торый в значительной степени ком­пенсировал неэффективность других секторов. Если в 1985 году добыча не­фти составляла 542 миллиона тонн, то в 1991 году она упала на 15 процен­тов (до 462 миллионов тонн). В кон­це 1991 года произошел распад СССР, сопровождавшийся нарушением мно­гих производственных связей. В те­чение нескольких последующих лет заключались межправительственные соглашения о взаимных поставках важ­нейших видов продукции, однако они охватывали лишь небольшую часть ко­операции, развивавшейся в Советс­ком Союзе безотносительно к республиканскому делению. Незадолго до того прекратил свою деятельность Со­вет экономической взаимопомощи, в рамках которого прежде происходила значительная интеграция рынков со­циалистических стран. Перечислен­ные обстоятельства внесли дополни­тельный вклад в сокращение произ­водства. Последовавший спад в свою очередь стал одним из генераторов ин­фляции.

В административной системе ко­лоссальная дифференциация характе­ризовала и предприятия обрабатыва­ющей промышленности. Так, рента­бельность предприятий электротехни­ческой промышленности СССР в се­редине 80-х годов охватывала диапа­зон 50-230%. Подоб­ное положение достигалось за счет централизованного перераспределения финансовых ресурсов. В результате современное обору­дование, наиболее качественный ме­талл и лучшие кадры направлялись в военно-промышлен­ный комплекс и тяжелую промышлен­ность в ущерб легкой, пищевой, сель­скому хозяйству. В плановом хозяй­стве сосуществование предприятий и секторов с резко различающейся эф­фективностью обеспечивалось широ­кой системой «нерыночных» механиз­мов, включавшей цены, не учитыва­ющие спрос и предложение, различ­ные виды дотаций, поддержку «пла­ново-убыточных» предприятий и т.д. В условиях перехода к рыночной эко­номике, предполагающей выравнивание цен, межотраслевая и внутриот­раслевая дифференциация эффектив­ности производства оказывается мощ­ным фактором, вынуждающим убы­точные и низкоэффективные предпри­ятия сохранять высокие темпы роста цен на свою продукцию (отраслевые цены формируются на уровне предель­ных издержек).

Другой важный источник инфляции мы видим в исходных диспропорциях внутренних и мировых цен. Сложив­шиеся в рамках административной си­стемы цены имели существенные пе­рекосы: энергия и сырье были срав­нительно дешевыми, а продукция об­рабатывающей промышленности и сельского хозяйства - дорогими. В первую очередь это было обусловлено низкой общей эффективностью нашей обрабатывающей промышленности при измерении затрат и выпуска в ми­ровых ценах. К этому добавлялась описанная выше целенаправленная политика «дискриминации» неприоритетных отраслей, усугублявшая от­ставание потребительского сектора.

Относящиеся к 1987 году оценки Госкомстата РФ соотношений внут­ренних и внешнеторговых цен дают в целом сходную картину при сравне­нии и по кругу экспортируемых, и по кругу импортируемых товаров (см. Рис.1). При этом важны не абсолют­ные значения (обменный курс рубля весьма заметно отличался от его по­купательной способности), а их раз­личия по секторам.

1-нефтегазовая; 2-черная металлургия; 3-цветная металлургия; 4-химическая и нефтехимическая; 5-машиностроение; 6-лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная; 7-промышленность стройматериалов; 8-легкая; 9-пищевая; 10-сельское хозяйство.

Рис.1. Соотношение внешнеторговых и внутренних цен в 1987г.

 

Такая ситуация могла существовать прежде всего благодаря тому, что вне­шняя торговля была жестко центра­лизована. Причем решения в очень небольшой степени учитывали эконо­мическую эффективность, измеренную в действующих ценах: в расчетах с производителями применялся спектр специальных обменных курсов, диф­ференцированных по отраслям и по группам продукции. В итоге Советс­кий Союз имел сравнительно низкую интегрированность в мировую эконо­мику. Экспорт и импорт охватывали довольно узкий и неизменный круг продукции (поставки преимуществен­но нефти, газа, леса, военной тех­ники и закупки зерна, оборудования, товаров легкой промышленности).

"Открытие" экономики в ходе эко­номических реформ, введение частич­ной конвертируемости рубля неизбеж­но должны были привести (и приве­ли) к сближению первоначально очень далеких друг от друга систем цен, что также стало одним из главных источ­ников инфляции. Переход к рыноч­ному определению обменного курса (приложение Б) привел к его неадекватному скачку в начале 1992 года и сделал все внут­ренние цены в долларовом выражении на порядок меньшими мирового уров­ня. Так, средняя цена нефти на рос­сийском рынке составила в 1992 году лишь 11 долларов за тонну, газа - 3 доллара за тысячу кубометров. Вслед­ствие этого вся экономика испытыва­ла инфляционное давление со сторо­ны цен экспортируемых товаров.

Как уже отмечалось, важную роль в поддержании инфляции сыграл так­же происшедший за годы реформ глу­бокий спад производства (приложение В). В первом квартале 1996 года объем промышлен­ного производства составил 49 про­центов по сравнению с аналогичным периодом 1991 года. Часть этого спа­да объясняется такими упоминавши­мися "внешними" причинами, как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и распад СЭВ, однако другая - тесно связана с проводимыми ре­формами и стабилизационной поли­тикой. Значительная часть спада, на наш взгляд, обусловлена быстрым "от­крытием" экономики, в результате че­го многие предприятия легкой и пи­щевой промышленности, бытовой электроники и т.д. оказались потес­нены на отечественном рынке.

Взаимосвязь спада производства и инфляции проявляется в следующем. Во-первых, в процессе сокращения производства значительно растут из­держки на единицу продукции, по­скольку существенную их долю состав­ляют "фиксированные затраты". В ча­стности, спад не сопровождался адекватным сокращением численнос­ти занятых. Таким образом, умень­шение объемов производства создает затратное давление на цены. Во-вторых, в рамках стабилизационных программ правительство вы­нуждено идти на уменьшение своих расходов, сокращая тем самым конеч­ный спрос. Это влечет за собой до­полнительное уменьшение выпуска и, следовательно, дальнейшее снижение поступления налогов.

Традиционное представление об оп­тимизирующем воздействии рыночных механизмов на структуру производства основано на предпосылке о свобод­ном перетоке ресурсов из депрессив­ных отраслей в более эффективные. Что касается трудовых ресурсов, то их территориальная мобильность в Рос­сии была всегда резко ограничена из-за дефицита жилья и отсутствия его рынка, больших расстояний между промышленными центрами. О перетоках капитала бессмысленно говорить в условиях, когда объем производ­ственных капитальных вложений сни­зился в 4 раза по сравнению с предреформенными годами. Неопределен­ность, непредсказуемость даже близ­кого будущего (в частности, из-за вы­сокой инфляции), неурегулирован­ность прав собственности и т.д. яви­лись тормозом для отечественных и зарубежных инвестиций, а, следова­тельно, и для перестройки производ­ственной структуры. В результате дисбаланс спроса и предложения раз­решался только одним способом: сни­жением предложения.

Двустороннюю связь между темпа­ми инфляции и объемом производства иллюстрирует динамика этих показа­телей в 1995 и начале 1996 годов. Ос­лабление инфляции совпало по вре­мени с периодом ослабления про­мышленного спада - можно предпо­ложить, что здесь имеется и некото­рая причинная связь. Вместе с тем ужесточение монетарной политики в 1995 году привело в октябре-ноябре к локальному конъюнктурному спаду. Рассмотрим сформировавшиеся в ре­зультате действия описанных факторов отраслевые пропорции (Рис.2, 3).

Рис.2.Отностительный рост оптовых цен производителей в 1990-1995 гг.

 

1-электроэнергетика; 2-топливная промышленность; 3-черная металлургия; 4-цветная металлургия; 5-химическая и нефтехимическая; 6-машиностроение; 7--лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная; 8-промышленность стройматериалов; 9-легкая; 10-пищевая; 11-промышленность в целом; 12-строительство; 13-сельское хозяйство; 14-транспорт.

Рис.3.Индексы физического объема производства в 1995г. по отношению к 1990г. (%)

 

Приведенные данные свидетель­ствуют, что соотношения цен суще­ственно приблизились к соотношени­ям цен на мировых рынках. Обраща­ет на себя внимание тот факт, что близкую зависимость имеют и индек­сы спада. Очевидно, эти показатели менялись в тесной зависимости. Пе­рераспределение добавленной стоимо­сти, происходившее в рамках инфля­ции, определялось преимущественно "силой" сторон в переговорах о ценах поставок. Здесь играли роль следую­щие факторы.

- Соотношение между внутрен­ней и мировой ценой. Сырьевые от­расли, имеющие благоприятные со­отношения этих цен, получили воз­можность экспортировать свою про­дукцию по ценам, значительно пре­вышающим внутренние. Это не толь­ко усилило их переговорные позиции, но и привело к тому, что до недавне­го времени они нередко вообще не бы­ли заинтересованы в сохранении по­купателя на внутреннем рынке (какая бы цена ни была согласована, экспор­тные поставки все равно были выгод­нее). Если сырьевые отрасли имели возможность вывозить свою продук­цию, то производители потребитель­ских товаров, наоборот, были вынуж­дены бороться (и не слишком успеш­но) с конкуренцией иностранных фирм на внутреннем рынке.

- Монопольная структура россий­ской экономики. Средний размер про­мышленного предприятия в нашей стра­не в 10 раз выше, чем в США. Если там средняя численность работающих на одном предприятии составляет 80 чело­век, то в России - 800. Заметим, что степень монополизации, грубо характе­ризуемая размерами предприятий, за­метно различалась по отраслям: она бы­ла максимальной в отраслях тяжелой промышленности (где среднеотраслевая численность превышала 1,6 тысячи че­ловек) и минимальной в отраслях потребительского сектора и сельском хо­зяйстве (0,6 тысячи человек и менее). Анализ средних размеров предприятий по отраслям делают вполне обоснован­ной гипотезу, что крупные размеры предприятий в отрасли - фактор, спо­собствующий поддержанию высокого уровня относительных цен.

Отметим, что в индустриально раз­витых странах важнейшее нормализу­ющее влияние на стабилизацию цен и формирование их структуры оказы­вают (особенно в последние десяти­летия) ассоциации предприятий и крупные корпорации, связанные меж­ду собой долгосрочными соглашени­ями. Функции такой организацион­ной системы во многом сходны с ро­лью, выполнявшейся в СССР аппа­ратом министерств и ведомств. В на­стоящее время процесс образования в России финансово-промышленных групп и крупных корпораций только начался. Отсутствие юридически оформленных межотраслевых корпо­раций - еще одна важная причина, затрудняющая формирование согласо­ванной рациональной системы цен.

Данные о межотраслевых ценовых пропорциях полностью объяснимы приведенными факторами. Несколь­ко выпадает на первый взгляд из об­щей тенденции лишь пищевая промышленность. Однако ее сравнитель­но высокий уровень цен может быть объяснен тем, что предприятия этой отрасли являются, как правило, "ло­кальными монополистами", что по­зволяет им диктовать цены произво­дителям сельскохозяйственного сырья.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...