Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы и методы психолого-социального сопровождения семей с инвалидами




 

Отечественные специалисты (Г. Бардиер, В.С. Мухина, Н.Г. Осухова, И. Ромазан, Т. Чередникова и др.). рассматривают сопровождение как системную интегративную технологию комплексной помощи семье и личности, как один из видов социального патронажа - социально-психологический патронаж.

Н.Г. Осухова отмечает, что сопровождение - это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи [13]. В отличие от коррекции оно предполагает не "исправление недостатков и переделку", а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на их собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.

Важнейшими характеристиками сопровождения семьи и ребенка с инвалидностью являются:

комплексность, то есть получение различных услуг: правовых, психологических, педагогических и пр.;

трансдисциплинарность, то есть участие полипрофессиональной команды специалистов, придерживающихся единой концепции, понимающих сопровождение как совместную деятельность.

Целями службы сопровождения семьи и ребенка являются:

содействие в организации комплексной помощи семье и ребенку с ограниченными возможностями для его оптимального развития и адаптации в обществе;

включение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями в социум по месту жительства [17, c.64].

Задачами службы сопровождения семьи и ребенка являются:

. Социально-психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.

. Оказание услуг комплексного социального, психолого-педагогического сопровождения ребенка с инвалидностью и его родителей.

. Обеспечение преемственности между службой сопровождения семьи и ребенка и учреждениями системы социальной защиты, образования, здравоохранения и общественными организациями в оказании услуг семьям, имеющим детей с инвалидностью [17, c.65].

Основными формами работы с семьей и ребенком являются индивидуальные и групповые занятия в службе сопровождения, а в сложных случаях - домашние визиты. Индивидуальные развивающие или коррекционные занятия специалисты службы (дефектолог, логопед, психолог, реабилитолог и др.) проводят с детьми согласно составленного индивидуального маршрута реабилитации ребенка (или индивидуального плана обучения) [17, c.68].

Технологии социальной работы осуществляются путем применения различных методов и их модификаций на определенных этапах технологической схемы. Методы являются содержанием конкретных направлений и этапов процесса социальной работы и в этом отношении неотделимы от технологии.

Существует, как подчеркивает Г.Ф. Нестерова, два основных принципа классификации методов, используемых в социальной работе: по целевому назначению и по теоретической и функциональной основе метода [9, с.27].

Рассмотрим классификацию методов социальной работы по целевому назначению, т.е. по этапу процесса социальной работы, где используется данный метод,

По целевому назначению различают:

. Методы социальной диагностики, в том числе методы сбора информации и методы ее анализа.

. Методы внедрения, определяющие установки и поведение социального работника при внедрении.

. Методы проектирования и планирования социальной работы, к которым относятся: планирование терапевтических программ в микросоциальной работе, прогнозирование социальных процессов, создание проектов реформирования социальной сферы и программ по повышению качества жизни социальных категорий населения.

. Методы социальной терапии, представляющие различные подходы, приемы и способы исправления установок и поведения людей.

. Методы оценки социальной работы, включающие способы оценки эффективности микросоциальной работы и социальных программ для населения территорий различного уровня [9, с.27].

Рассмотрим классификацию методов социальной работы по теоретической и функциональной основе.

По видам деятельности, т.е. по научной базе и характеру деятельности, лежащей в основе метода, дифференцируют:

. Социологические методы, созданные на основе социологических теорий.

. Социально-экономические методы, базирующиеся на концепциях социальной экономики.

. Социально-психологические методы коррекции поведения людей на основе представлений социальной психологии.

. Социокультурные методы, научная основа которых - культурология.

. Социально-педагогические методы, развитые на базе социальной педагогики.

. Медико-социальные методы на основе принципов валеологии.

. Организационные и организационно-распорядительные методы, разработанные с использованием теории управления.

. Методы проектирования и прогнозирования на основе системного подхода и системного анализа.

. Методы посредничества и разрешения конфликтов, происхождение которых связано с конфликтологией [9, с.28].

К социологическим методам, согласно Г.Ф. Нестеровой, относятся методы сбора и анализа информации в социальной диагностике. В микросоциальной работе они существенно модифицированы. В наименее измененном виде их применяют в макросоциальной работе, социальном проектировании и прогнозировании. Социологические методы и методы социальной статистики используют также для оценки эффективности микросоциальной работы и социальных программ [9, с.28].

Социально-экономические методы направлены на повышение благосостояния объектов работы. К ним, например, относятся организация самозанятости, социального партнерства, артельной и кооперативной деятельности, других форм трудоустройства, различные формы экономической поддержки семей с детьми. Они используются в профилактике криминализации населения и социального иждивенчества, в практике некоторых методологических подходов социальной терапии индивидов и социальных групп.

Социально-психологические методы направлены на нормализацию поведения индивидов и социальных групп при микросоциальной работе. Они используются как средство внедрения и в качестве способов социальной терапии при индивидуальной работе, работе с Т-группами и естественными социальными группами. Для этих методов характерны установка на мнения и предпочтения объектов (принцип мимикрии) и непосредственный контакт специалиста с объектами работы или посредниками.

Социокультурные методы содействуют социализации и социальной адаптации людей приобщением их к определенным культурным традициям и культурному наследию общества. Они используются главным образом при социально-профилактической работе с населением, в особенности с подростками и молодежью. К ним относятся, например, клубная работа, просветительская работа в СМИ, культурно-массовые мероприятия.

Социально-педагогические методы включают воспитательные мероприятия в форме индивидуальных и групповых бесед, групповых собраний, диспутов, дискуссий по жизненно важным вопросам, системы поощрений за проявление положительной социальной активности. Они практикуются при работе с семьями, детьми, подростками, молодежью.

Медико-социальные методы представляют собой различные оздоровительные мероприятия, например оздоровительную и лечебную физкультуру, отдых в природных условиях. К ним относится пропаганда здорового образа жизни, а также диспансеризация и уход за людьми с нарушенным здоровьем. Они используются при макросоциальной профилактической работе и при микросоциальной работе с нуждающимися в поддержании здоровья социальными категориями - инвалидами, людьми пожилого и старческого возраста.

Организационные и организационно-распорядительные методы - это методы управления социальными системами - объединениями людей и организациями, например руководства социальными службами, содействия работе муниципальных образований. Они используются при непрямых мероприятиях в макросоциальной работе.

Методы проектирования и прогнозирования применяются в макросоциальной работе и характеризуются специальными приема ми и методиками экстраполяции и моделирования событий для определения тенденций социального развития, целей и задач создания социальных программ. Методики планирования и определения предполагаемого эффекта позволяют наметить конкретные мероприятия программ.

Методы посредничества и разрешения конфликтов отличаются особой процедурой взаимодействия специалиста с объектами работы и различными организациями для установления связи между ними, а также формой и содержанием его контактов с противостоящими сторонами. Они используются при работе с индивидами, семья ми, организациями и представляют собой самостоятельное направление социальной работы [9, с.29].

В то же время, рассмотренный набор методов социальной работы не должен оставлять впечатления, что социальная работа осуществляется методами, заимствованными из других социально значимых прикладных научных отраслей. Приведенная классификация методов указывает только на их происхождение. В социальной работе они применяются в существенно модифицированном виде. В социальной работе диагностика необходима в основном для сугубо прикладных клинических целей постановки социального диагноза, а не для целей научного исследования.

Соответственно, ее методы приспосабливают для проведения быстрого и эффективного процесса экспресс-диагностики, занимающего несколько минут и незаметного для объектов работы. Социально-психологические методы социальной работы, безусловно, ведут свое происхождение от методов, используемых в психологии, но они в значительной мере упрощены и адаптированы для применения специалистами по социальной работе [9, с.30].


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...