Методика 1. Анкетный опрос.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Методика 2. Диагностика мотивации аффилиации А. Мехрабиана [5, с.95-98]. Цель: диагностика двух мотивов личности: стремления к принятию окружающими людьми (СП) и страха быть отвергнутым другими людьми (СО). Процедура и инструкция: Методика состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, обследуемым предлагалось использовать ниже перечисленную шкалу: + 3 - полностью согласен; +2 - согласен; + 1 - скорее согласен, чем не согласен; - нейтрален; - скорее не согласен, чем согласен; - не согласен; - полностью не согласен. Обработка результатов. На основе двух индексов СО и СП выделяются четыре типа мотивов. Для этого суммарные баллы всей выборки ранжируются по обеим шкалам и определяются четыре группы испытуемых: ¾ высокий - низкий (СП выше медианы, СО ниже медианы); ¾ низкий-низкий (СП ниже медианы, СО ниже медианы); ¾ высокий-высокий (СП выше медианы, СО выше медианы); ¾ низкий - высокий (СП ниже медианы, СО выше медианы) Результаты исследования. Анализ ответов на вопросы анкеты показал, что у всех опрошенных есть проблемы с передвижением по городу, при этом трое (60%) передвигаются по городу только с помощью родственников, близких людей, еще у одного (20%) есть собака-поводырь; еще один опрошенный (20%) обходится без помощи, но из дома выходит редко. Всех опрошенных (100%) и нтересует м едицинская помощь и сопровождение, включая определение остроты зрения, полей зрения, офтальмоскопия, подбор очков, а также лечебно-профилактические мероприятия. Двоих опрошенных (40%) заинтересовал бассейн и водные процедуры, еще одного (20%) - лечебно-терапевтические процедуры и снятие ЭКГ.
Большинство опрошенных (80%) хотели бы пройти в Центре обучение навыкам пространственного ориентирования. Двоих (40%) интересует обучение чтению, письму и печатанию по системе Брайля; еще троих (60%) - обучение работе на ПК. Хотели бы пройти психодиагностику 40% опрошенных, еще один (20%) заинтересовался обучению приемам и навыкам психофизической саморегуляции. Консультационную помощь хотели бы получить 40% опрошенных. Интересует возможность получить специальность или вторую профессию троих (60%) опрошенных: одного - обучение массажу и двоих - обучение на курсах "Пользователь ПК". Таким образом, опрос показал, что, несмотря на проблемы со зрением и соответствующие проблемы мобильности, слабовидящие люди активны, их интересует не только медицинская и психологическая помощь, они стремятся к разносторонней активной деятельности, в том числе - трудовой, к общению. Это подчеркивает важность и актуальность деятельности Центра, специалисты которого могут оказать поддержку и реальную помощь слабовидящим людям. Диагностика двух мотивов личности: стремления к принятию окружающими людьми и страха быть отвергнутым другими людьми проводилась по методике "Диагностика мотивации аффилиации" А. Мехрабиана. Полученные результаты тестирования приведены в таблице показателей (табл.1).
Таблица 1 Результаты тестирования по методике "Диагностика мотивации аффилиации"
Необходимо отметить, что под аффилиацией в рамках психологической науки понимается потребность человека в установлении, сохранении и уточнении добрых отношений с людьми.
На рисунке 1 представлены результаты диагностики мотивации аффиляции - процентные соотношения испытуемых с различными уровнями выраженности сочетаний стремления к принятию окружающими людьми (СП) и страха быть отвергнутым другими людьми (СО). Итак, проводя анализ выраженности сочетаний основных мотивов, выделенных автором методики, необходимо отметить, что среди 40% слабовидящих людей наблюдается выраженность стремления к принятию окружающими людьми. Слабовидящим людям очень важна поддержка их окружения. Это обуславливает выраженность у них такого мотива аффилиации, как стремление принятие группой. При этом у 20% испытуемых данный мотив сочетается с высоким уровнем выраженности мотива "страх отвержения". То есть для данных испытуемых характерно присутствие сильного внутреннего конфликта между стремлением к людям и их избеганием. У таких людей страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению их потребности в принятии, в общении с другими людьми.
Рис. 1. Процентные соотношения испытуемых с различными уровнями выраженности сочетаний СП и СО
У 20% обследуемых наблюдается нейтральное отношение к людям. Они равнодушны, и не испытывают никаких эмоций при общении, не испытывают ни особого стремления к принятию окружающими людьми, ни явно выраженного страха быть отвергнутым другими людьми. Общение с другими социальными группами характеризуется робостью, эмоциональной сдержанностью, осторожностью, социальной пассивностью. Еще у 40% испытуемых низкая выраженность стремления принятия окружающими сочетается с высоким уровнем выраженности страха быть отвергнутым другими людьми, что может свидетельствовать о наличии у них внутреннего дискомфорта, напряженности. У 20% испытуемых выявлено оптимальное сочетание высокого уровня стремления к принятию окружающими людьми и низкого уровня страха быть отвергнутым группой. Подводя итоги по проведенному эмпирическому исследованию, необходимо сделать следующие выводы. Основными проблемами слабовидящих людей являются: медицинская помощь, психологическая помощь в реабилитации, преодоление затруднений в личностном саморазвитии, повышение возможностей деятельности; обучение умениям и навыкам в доступных видах трудовой деятельности; консультации по вопросам трудоустройства, расширение возможностей общения.
Проведенное тестирование выявило следующее. У большинства слабовидящих людей наблюдается выраженность стремления к принятию окружающими людьми. Однако, при этом у четвертой части респондентов данный мотив сочетается с высоким уровнем выраженности мотива "страх отвержения". То есть для данных людей характерно присутствие сильного внутреннего конфликта между стремлением к людям и их избеганием. У таких людей страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению их потребности в принятии, в общении с окружающими. Результаты диагностики показывают необходимость социально-психологической поддержки слабовидящих людей и подчеркивают большое значение деятельности Центра для слабовидящих людей, специалисты которого могут оказать поддержку и реальную помощь слабовидящим людям. На основании изучения социально-психологических особенностей слабовидящих людей, следует проводить следующую социальную работу: социально - психологическую (арт-терапия, социально - психологические тренинги, консультирование и коррекцию межличностных отношений); социально - медицинскую (назначение препаратов, наблюдение врачей, назначение процедур, обеспечение здорового досуга, содействие в медицинском страховании); социально - бытовая (улучшение жилищных условий, организации нормального быта); нравственно-гуманистическую (создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе). Заключение
Базовым принципом социально-психологической поддержки слабовидящих людей является комплексный подход, заключающийся в создании и реализации системы социальных и психологических мероприятий, охватывающих различные стороны жизнедеятельности инвалидов по зрению. Только комплексная поддержка реализации инвалида по зрению в жизни, предоставления возможностей для удовлетворения ведущих потребностей: в признании, самоутверждении, общении, получении разносторонней информации, в самореализации, способствует полноценной социальной интеграции и самореализации.
Направление социально-психологической помощи слабовидящим людям включает в себя следующие аспекты работы: диагностика индивидуально-психологических особенностей личности; межличностных, детско-родительских, семейных отношений; профессиональных предпочтений, способностей, интересов, склонностей; помощь в осознании собственных личностных ресурсов по запросам слабовидящих людей; психологическое консультирование слабовидящих людей по личным и социальным проблемам: помощь в гармонизации отношений к себе самому, к значимым другим, к социальному окружению; повышение самопринятия, уверенности в себе; профилактика возможных затруднений в адаптации слабовидящих людей, формирование умений и навыков саморегуляции, релаксации, содействие полноценному личностному и профессиональному развитию; совершенствование умений и навыков межличностного восприятия, эффективного делового и личного общения, взаимопонимания, предотвращения и позитивного разрешения конфликтных ситуаций; помощь в преодолении психологических последствий нарушений зрения, психологическое сопровождение реабилитации и социально-психологической адаптации слабовидящих людей. Психологическое консультирование и поддержка осуществляется в следующих формах: индивидуальные психологические консультации и психологическая диагностика слабовидящих людей; индивидуальные консультации на дому (по соответствующему запросу); проведение тренингов общения, уверенности в себе, саморегуляции; информационно-просветительская деятельность; обучение умениям и навыкам в доступных видах трудовой деятельности. Проведенное эмпирическое исследование выявило следующее. Анкетный опрос показал, что, несмотря на проблемы со зрением и соответствующие проблемы мобильности, слабовидящие люди активны, их интересует не только медицинская и психологическая помощь, они стремятся к разносторонней активной деятельности, в том числе - трудовой, к общению. Это подчеркивает важность и актуальность деятельности Центра, специалисты которого могут оказать поддержку и реальную помощь слабовидящим людям. Диагностика мотивации аффилиации выявила, что у 40% слабовидящих людей наблюдается выраженность стремления к принятию окружающими людьми. Слабовидящим людям очень важна поддержка их окружения. Это обуславливает выраженность у них такого мотива аффилиации, как стремление принятие группой. При этом у 20% испытуемых данный мотив сочетается с высоким уровнем выраженности мотива "страх отвержения". То есть для данных испытуемых характерно присутствие сильного внутреннего конфликта между стремлением к людям и их избеганием. У таких людей страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению их потребности в принятии, в общении с другими людьми.
У 20% обследуемых наблюдается нейтральное отношение к людям. Они равнодушны, и не испытывают никаких эмоций при общении, не испытывают ни особого стремления к принятию окружающими людьми, ни явно выраженного страха быть отвергнутым другими людьми. Общение с другими социальными группами у них характеризуется робостью, эмоциональной сдержанностью, осторожностью, социальной пассивностью. Выявлено, что у 40% испытуемых низкая выраженность стремления принятия окружающими сочетается с высоким уровнем выраженности страха быть отвергнутым другими людьми, что может свидетельствовать о наличии у них внутреннего дискомфорта, напряженности. У 20% выявлено оптимальное сочетание высокого уровня стремления к принятию окружающими людьми и низкого уровня страха быть отвергнутым группой. Слабовидящим людям очень важно уметь устанавливать социальные контакты, адекватно воспринимать и понимать партнёров по общению. Поэтому среди социальных факторов компенсации последствий нарушения зрения тифлопсихологи важнейшую роль отводят коллективу, так как от характера межличностных отношений зависит психологическое состояние личности, отношение к деятельности, к другим людям и себе. Это подчеркивает большое значение деятельности Центра для слабовидящих людей и еще раз доказывает необходимость психологического сопровождения слабовидящих людей, так как успешное преодоление трудностей социально-психологической адаптации слабовидящих, налаживание полноценных межличностных отношений, во многом определяет интеграцию слабовидящих людей в общество. Список литературы
1. Борисова Ю.М., Колоколова Т.А. Шаг на встречу // Социализация ребенка. Психологические и педагогические проблемы. - СПб., 1999. 2. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / под. ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модек, 1996. . Гудонис В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением // Дефектология. - 1996. - №2. - С.7. . Диагностика мотивов аффилиации (А. Мехрабиан) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.95-98. . Киселева А.В. Образование для инвалидов: социальные и экономические проблемы // Адвокат. - 2006. . Лебедева С.С. Актуальные проблемы образования инвалидов как средства их социальной адаптации // Образование как средство социальной адаптации инвалидов: опыт и перспективы / Сост.С. С. Лебедева - СПб., 1998. - С.5. . Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с. . Нестерова Г.Ф., Астэр И.В. Технология и методика социальной работы: учеб. пособие. - М.: Издательский центр "Академия", 2011. - 208 с. . Новиков С. О конкурсах, о брайлевской книге и о многом другом / С. Новиков / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.subscribe.ru . Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Из опыта работы / Под ред. М.И. Земцовой. - М.: Просвещение, 2005. - 93 с. . Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей (Ч.Д. Спилбергер, адаптация А.Д. Андреева) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост.И.Б. Дерманова. - СПб., 2002. - С.75-80. . Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. - М.: Издательский центр Академия, 2005. - 288с. . Проблему в одиночку не решить [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vos.org.ru . Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международной научно-практической конференции, 21-22 апреля 2011 г. / Под общ. ред. Ю.П. Платонова. - СПб.: СПбГИПСР, 2011. - 684 с. . Райгородский Д.Я., Практическая психодиагностика: методики и тесты. - Самара, "БАХРА-М", 2001. - 542 с. . Солнцева Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения // Дефектология. - 1997. - № 2. - С.8. 17. Сущность и содержание социальной реабилитации инвалидов. Социальная среда жизнедеятельности инвалидов [электронный ресурс]. - Режим доступа: kurs. ido. tpu.ru <http://kurs.ido.tpu.ru/>›courses/social_rehabilitation. <http://kurs.ido.tpu.ru/courses/social_rehabilitation/tema6.htm> htm. . Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ (от 29 декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.) . Хрусталев С.А. Работа с лицами со сниженной адаптацией. - М.: ВОС, 1990. . Хювяринен Л. Зрение у детей: нормальное и с нарушениями: Пер. с англ. - СПб.: Петербург-XXI ВЕК. 1996. . Цыганкова О. Глоток воздуха для элиты [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.a-z.ru/nkoinfo/period/vestnic_blag/5-6/33. htm. Приложения Приложение № 1
Вопросы анкеты: . Есть ли у Вас проблемы с передвижением по городу? да, практически не выхожу из дома; передвигаюсь по городу только с помощью родственников, близких людей; есть собака-поводырь; обхожусь без помощи. . Интересует ли Вас медицинская помощь и сопровождение: определение остроты зрения, полей зрения, офтальмоскопия, подбор очков; лечебно-профилактические мероприятия; бассейн; водные процедуры; обследование сенсорной системы; лечебно-терапевтические процедуры; снятие ЭКГ; другое (что именно); не интересует. . Хотели бы Вы пройти в Центре обучение: обучение навыкам пространственного ориентирования; обучение навыкам тифлографики; обучение чтению, письму и печатанию по системе Брайля; формирование умения и навыков самообслуживания и домоводства без зрительного контроля; обучение работе на ПК; развитие мобильности с элементами лечебной физкультуры. . Хотели бы Вы получить помощь психолога: пройти психодиагностику; обучение приемам и навыкам психофизической саморегуляции; консультационную помощь; другое (что именно); не интересует. 5. Интересует ли Вас возможность получить специальность или вторую профессию: обучение массажу; обучение на курсах "Пользователь ПК"; ручное художественное рукоделие; другое (что именно); не интересует.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|