Виды педагогической деятельности и соответствующие им педагогические действия
Представленная в таблице структура педагогических действий, безусловно, не отражает полностью их многообразия. Необходимо помнить также, что педагогический процесс состоит из двух равно значимых составляющих - обучения и воспитания, которые сами по себе являются специфичными сферами педагогической деятельности и имеют свои особенности. Вместе с тем каждая из них включает в себя данные действия, овладение которыми дает возможность учителю строить целостный педагогический процесс системно и технологично. Вопросы для самоконтроля:
1. Какие профессиональные функции должен выполнять педагог? 2. Определите на основе данных функций возможные профессиональные роли педагога. 3. Назовите основные виды профессиональной деятельности педагога и раскройте специфику каждой из них. 4. Каким образом связана научно-методическая деятельность учителя с другими видами педагогической деятельности? 5. Попробуйте выделить основные этапы управленческой деятельности классного руководителя, преподавателя. 6. Какова структура педагогической деятельности? Постройте на основе ее последовательность действий педагога, лежащих в основе преподавания.
Подумайте об этом:
Воспитание – это наука, научающая наших детей обходиться без нас Э.Легуве * * * Воспитывать – значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам А.Моруа * * * Если культура – это то, что остается, когда все забыто, то воспитание остается, когда все потеряно. Н.Ротшильд * * * От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа. Д.Локк * * * Образование метода мышления, помыслов и нравов – вот что заслуживает имени воспитания, а никак не преподавание, обучение. И.Гердер * * * Обучать ребенка – значит помочь ему познать суть свободы и полноты жизни. Д.Кришнамурти * * * Глубоко, даже блестяще знать свой предмет – еще не значит быть педагогом. Хорошо вести уроки и быть в стороне от жизни, от борьбы за переустройство мира и человека – значит плохо делать свое главное учительское дело – ваяние личности учеников. М.П.Щетинин * * * Воспитание строится по Закону Неповторимости: каждый человек может быть Образ-ован только один раз. Детство не дается повторно, чтобы можно было начать все с нуля, избрать другую идею Образ-ования в противовес той, которая не оправдала надежды. Идти путем проб и ошибок, с целью поиска лучших педагогических достижений опасно тем, что если будут допущены ошибки, то их уже не стереть с помощью других проб. Упущение в развитии ребенка какой-либо «мелочи» может завершиться печально и даже трагично. Искажение пути раскрытия Образа отдаляет ребенка от своего назначения в жизни. Ш.А.Амонашвили Советуем прочитать: 1. Алексин А. Школа – прежде всего учитель. – М., 1989. 2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 198 3. Белухин Д.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику. – М., 1991. 4. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. – М., 1965. 5. Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей – будущее народа. – М., 1988. 6. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990. 7. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Соч. – Т.1. – М., 1983. 8. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. – Новосибирск, 1991. 9. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986. 10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972. Источники 1. Кабо В. Предисловие // Д.Эрвильи. Приключения доисторического мальчика. – М., 1973.
2. Монро П. История педагогики. Часть 1. Древность и средник века. – М., 1917. 3. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. – СПб.; Воронеж, 1995. 4. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991. 5. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Советская педагогика. – 1991. - №10. – С.385-397. 6. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. – М., 1981. 7. Монтессори. – М., 1999. (Антология гуманной педагогики). 8. Рерих Н.К. О Вечном…. – М., 1991. 9. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1995. 10. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6т. – Т.6. – М., 1980. 11. Маслоу А. Мотивация и личность. Пер. с англ.. – СПб., 1999. 12. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990. 13. Кнебель М. Поэзия педагогики. – М., 1984. 14. Юнг К.Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. и др. Человек и его символы. – М., 1997. 15. Гончаренко Н.В. Духовная культура: источники и движущие силы прогресса. – Киев, 1980. 16. Бондаревская Е.В. Концепция личностно ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. – 1999. - №5. – С.41-52. 17. СЛАСТЕНИН. – М.,2000. Глава 2. УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|