Профессионально обусловленные требования к личности педагога
Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с изменения и преобразования ее субъекта, ее творца и созидателя. Существует философский принцип - подобное создается подобным: нравственность ученика формируется нравственностью учителя, знание - знанием, мастерство - мастерством. Никакие современные технологии обучения и воспитания не помогут учителю успешно осуществлять свою педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней. Не случайно в гуманистических педагогических воззрениях всех эпох особое значение придавалось личности учителя. Выдающийся педагог XIX века К.Д.Ушинский считал, что помочь растущей личности воспитанника в ее становлении может только воспитатель, который сам является личностью, способной образовать сердце и волю ребенка: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитание изливается только из живого источника человеческой личности» (1, с.191) Определяя требования к личности педагога, обеспечивающие его готовность к профессиональной деятельности, психолого-педагогическая наука стремится объединить их в более обобщенные целостные свойства. Спектр этих свойств достаточно многообразен. Прежде всего к ним относят профессионализм как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности. Близкое к нему комплексное свойство профессиональная компетентность отражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению деятельности и характеризует его профессионализм (2, с.40) Основой профессионализма и профессиональной компетентности преподавателя обычно считают педагогическую умелость: владение педагогическими умениями и навыками, обеспечивающими грамотную и педагогически целесообразную организацию педагогического процесса. Более высокой ступенью профессионализма является педагогическое мастерство, которое чаще всего определяют как сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности (2; 3). Состав данных свойств, предлагаемый разными авторами, достаточно многообразен и обширен. Но все они могут быть объединены в несколько групп (рис.3).
Ведущее место в сложном синтезе свойств, определяющих педагогическое мастерство учителя принадлежит личностному компоненту как единству мотивационно-ценностной его составляющей (профессионально-педагогической направленности) и индивидуально-психологических особенностей (общих и профессионально-педагогических способностей). Утверждая, что педагогическое мастерство связано прежде всего со сферой деятельности учителя, Е.И.Рогов критически относится к стремлению расширить данное понятие и сместить его в сферу личности (4, с.213). Между тем, педагог включен в профессионально-педагогическую деятельность целостно, всей своей личностью, уровень сформированности профессиональных умений и навыков зависит от его позиции, направленности его личности, системы ценностей, определяющих выбираемые им цели и задачи, способы педагогической деятельности, потребность и стремление к овладению ими и совершенствованию их.
Рис.3. Слагаемые педагогического мастерства
Основу профессионализма и педагогического мастерства учителя прежде всего составляет его личностная готовность к профессиональной деятельности, которая зависит от уровня его общей и педагогической культуры, целостно проявляющейся в культуре педагогической деятельности как определенной степени ее совершенства. Педагог, чья деятельность по сути своей является «человекообразующей», должен сам воплощать в себе тот образ человека культуры, который будет вдохновлять и побуждать его воспитанников к духовному восхождению и возрастанию. Он должен иметь свою философию жизни и профессиональной деятельности, осознанно представлять цели и назначение человеческой жизни в целом и своей собственной жизнедеятельности, ибо без этого он на способен стать руководителем, наставником юношества. Система взглядов и представлений об окружающем мире, о целях и смыслах профессиональной деятельности оформляется в позицию педагога – устойчивую систему его отношений к определенным сторонам действительности и профессиональной деятельности, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках, характеризующихся непротиворечивостью и относительной стабильностью. В основе профессиональной позиции педагога лежат его профессионально-ценностные ориентации как избирательные отношения к различным аспектам бытия и педагогической действительности, представляющим для него ценность и значимость. Профессионально-ценностные ориентации учителя обнаруживаются в его установках, представляющих собой наиболее устойчивую часть системы ценностных ориентаций, через которую они находят свое реальное воплощение в поведении и активной деятельности личности.
Социальная и профессиональная позиция, профессионально-ценностные ориентации, установки учителя, отражающие его мотивационную готовность к осуществлению педагогической деятельности, целостно проявляются в профессионально-педагогической направленности его личности. Степень теоретической и практической готовности к педагогической деятельности определяется уровнем овладения учителем системой специальных, общенаучных и психолого-педагогических знаний, а также педагогической технологией и техникой, образующими в своей целостности основу его профессиональной компетентности. Наконец, успешное осуществление профессиональной деятельности и достижение педагогического мастерства во многом зависит от готовности педагога учитывать свои психофизиологические особенности и возможности, находить в соответствии с ними оптимальный индивидуальный стиль своей деятельности, обеспечивающий наилучшие результаты его труда при наименьших затратах физических и душевных сил.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|