Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монополистическая конкуренция и ее признаки.

Экономическая теория

 

ФНО Бакалавр экономики

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №26

 

По дисциплине Микроэкономика

 

Тема «Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция»

 

 

Студент Шелаботина Ю.А.

Курс ФНО

Личное дело № 11ФЛД10557

Преподаватель Петухова Е.П.

Брянск– 2011

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………….....3

1.Монополистическая конкуренция, и ее признаки…………….....4

2.Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах………………………..8

3.Практическая часть…………………………………………….…14

4.Заключение ……………………………………………………….17

5.Список литературы…………………………………………….…18

 

 

Введение

 

Как известно, конкуренция-сердцевина рыночного механизма, один из главных факторов, определяющих хозяйственную динамику.

В своей работе я хочу рассмотреть несовершенную конкуренцию и одну из ее форм -монополитическую конкуренцию.

Вообще несовершенная конкуренция появилась с выходом в свет в 1933г. Работ Э.Чемберлина «Теория монополитической конкуренции» и Дж.Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции», где были исследованы новые условия рынка. При этом крайней формой проявления несовершенной конкуренции признавалась монополия, которая предпологает функционирование на рынку одной фирмы, производящей основную массу определенного товара.Она проявляется в виде монополии(один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.

У чистой монополии нет продавцов- соперников, конкурирующих с ней на рынке, поэтому фирма-монополист имеет возможность очень сильно влиять на цену.

Доступ других фирм на монополизированный рынок затруднен или вовсе невозможен в силу существования барьеров, не позволяющих конкурентам войти в отрасль.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, состоящая из множества производителей, выпускающих дифференцированные виды товара.[1,с.307]

Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки.

Данная работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры.

 

 

Цель работы – это понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с другими структурами. Какие существют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и также какие вытекают последствия в рамках рассмотрения данной модели конкуренции.

 

Монополистическая конкуренция и ее признаки.

Монополистическая конкуренция возникает, там где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между котороми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяетсвою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников практически невозможно.

Монополистическая конкуренция развивается там, где ниобходима дифференциация продукта, где в большой мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, шоколадные наборы, кафе, театры, эстрада и т.д. Дифференция продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обсуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обсужение посетителя, наличие купона, обеспечивающее скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т.д.

В условиях дифференциацмии экономических благ трудно найти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасли бывает довольно трудно, а иногда и не возможно, так как наблюдается нечто вроде континуума продуктов и услуг.

 

 

Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.

В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект маштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило невелик.[2,с.232]

Если представить различные рыночные структуры в виде точек на оси координат, то крайние позиции будут занимать совершенная конкуренция и чистая монополия (рассмотренные выше), модели, которых лучше всего разработаны в экономической теории. На промежуточном интервале расположатся так называемые несовершенные конкуренты, относящиеся к таким специфическим типам рыночных структур, такие как монополистическая конкуренция и олигополия.

Рисунок 1.1Положение монополистической конкуренции

 

Экономисты стали рассматривать несовершенные формы конкурентного рынка сравнительно недавно, лишь с 30-х г. ХХ в. [3,с126]

 

Основные черты монополистической конкуренции:

1. Производимые товары являются несовершенными заменителями друг друга. Это означает, что покупатели способны отличать один продукт от другого по качеству, торговой марке, местоположению продавца и т.п. Например, множество фирм производят кроссовки, но покупатели различают Adidas и Reebok и, возможно, имеют некоторые предпочтения в отношении той или иной марки. Другой пример: в нашем районе множество кафе, но посетители отличают их одно от другого - может быть в одном кафе кормят чуть-чуть вкуснее, в другом интерьер интересней, третье просто расположено поближе к дому. Перед нами, таким образом, множество мини-монополий на узких сегментах рынка, конкурирующих между собой.

От совершенной конкуренции такая ситуация отличается прежде всего тем, что все фирмы продают абсолютно одинаковый продукт т все продавцы неотличимы друг от друга в глазах покупателей. Здесь же каждый продукт имеет некоторую «изюминку»- истинную и мнимую, порождаемую, например, рекламой.

2. Большое количество продавцов, каждый из которых занимает небольшую (но не микроскопическую, как в случае совершенной конкуренции) долю рынка.

3. Продавцы не считаются с реакцией конкурентов, изменяя свое рыночное поведение. Если, например, какая – то фирма снижает цену, то она расширяет свой быт за счет большого количества других фирм, каждая из которых теряет при этом не много. Поэтому у конкурентов нет причин как-то менять свою ценовую политику в ответ у конкурентов нет причин как-то менять свою ценовую политику в ответ на действия данной фирмы.

4. Отсутствует серьезные ограничения на вход на рынок и выход с него. При этом вход не настолько легок, как при совершенной конкуренции. Фирмы- старожилы имеют некоторые преимущества перед новичками. [5,стр.292]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...