Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Равновесие монополистического конкурента в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде количество фирм в отрасли может измениться. Если в отрасли фирмы получают экономическую прибыль, то это привлекает новые фирмы, тем более что входные барьеры невысоки. И в этом смысле ситуация напоминает отрасль с совершенной конкуренцией. Для решения вопроса о вхождении в отрасль фирмы будут принимать во внимание свои долгосрочные издержки. Именно долгосрочные средние издержки должны быть положены основу модели долгосрочного равновесия монополистического конкурента.

Достижение долгосрочного равновесия в структуре монополистической конкуренции предполагает равенство долгосрочных средних издержек и цены. Хотя монополистические конкуренты обладают известным контролем над ценами, они испытывают давление со стороны других фирм. Экономические прибыли привлекают в отрасль все новые фирмы. Их проникновение продолжается до тех пор, пока снижающиеся цены не придут у равенству со средними издержками, в результате чего экономическая прибыль снижается до нулевой.

Долгосрочное равновесие возникает тогда, когда цена равна средним издержкам у всех фирм отрасли. Так как в данном случае экономическая прибыль отсутствия, у фирм нет стимула входить в отрасль. Но в то же время у них нет необходимости покидать отрасль, поскольку фирмы покрывают все свои издержки, включая альтернативные.

Графически равновесие монополистического конкурента показано на рис. 2.2

 

 

Рис.2.2.Равновесие монополистического конкурента в долгосрочном периоде

 

В долгосрочном периоде отдельные фирмы могут изменить цены и объем выпуска. Но главное отличие этого периода состоит в том, что изменяется количество фирм. Так, при притоке фирм в отрасль увеличивается совокупный выпуск, цены снижаются ниже долгосрочных средних издержик. Часть фирмы, оказавшаяся нерентабельной, выходит из отрасли. Если фирмы отрасли получают прибыль ниже нулевой экономической, начинается отток фирм, объем выпуска, цены начинают расти, рентабельность повышается. Возникает обратное движение к равновесному состоянию

Графически этот процесс отражается в том, что в состоянии долгосрочного равновесия кривая дохода и кривая средних издержек не пересекается. Если кривая средних издержек пересекает кривую среднего дохода, то это будет означать, что репрезентативная фирма (и, следовательно, все фирмы отрасли) получает экономическую прибыль, и тогда происходит приток новых фирм в отрасль с известными последствиями.

Если же кривая средних издержек будет расположена над кривой спроса, то фирма будет нести убытки: средний доход будет ниже средних издержек в долгосрочном периоде. Фирма покинет отрасль.

Следовательно, в долгосрочном периоде фирма монополистический конкурент достигает равновесия на уровне выпуска, при котором средний доход равен средним издержкам, а ее экономическая прибыль равна нулю.

 

 

Практическая часть

 

1. Если фирма в условиях несовершенной конкуренции выпускает такой объем продукции, при котором предельный доход больше предельных издержек, то для максимизации прибыли ей следует:

а) увеличить объем продукции;

б) снизить объем выпуска продукции;

в) оставить объем выпуска неизменным:

г) все вышеперечисленное неверно.

Правильный ответ: а)

Предельные издержки представляют собой дополнительные затраты, которые необходимы фирме для увеличения производства на единицу товара, который производится данной фирмой.

Величина предельного дохода представляет собой разность между выручкой от реализации n товара n-1.

В условиях свободной конкуренции дополнительный доход, как правило, равен цене. Введя понятие предельной издержки и предельный доход, мы всегда сможем определить точку равновесия фирмы или точки, где фирма должна прекращать производство продукции.

Если предельный доход больше предельных издержек, фирма может увеличить производство продукции.

 

2. Выберите признак, не соответствующий рыночной структуре монополистической конкуренции:

а) барьеры входа на рынок существуют, но легко преодолимы;

б) на рынке продаётся дифференцированная продукция;

в) фирмы обладают значительной монопольной властью;

г) прибыль максимальна, если выполняется условие MR = MС.

 

Правильный ответ: в)

Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и заменителей свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Rebook» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах кажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, обуви и т.д.

 

3. К рыночной структуре монополистической конкуренции ближе всего рынок товаров:

а) телевизоров;

б) йогуртов;

в) парикмахерских услуг;

г) электроэнергии;

д) стратегического вооружения.

 

Правильный ответ: в)

Рынок электроэнергии и стратегического вооружения – монополии.

Рынок телевизоров – олигополия.

При монополистической конкуренции легко основать новую фирму в отрасли или покинуть рынок – вход на данный отраслевой рынок не затруднён такими барьерами, какие ставят на пути новичка монополия и олигопольные структуры. Однако этот вход не настолько лёгок, как при совершенной конкуренции, поскольку вновь пришедшие фирмы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками. Примерами отраслей с преобладанием монополистической конкуренции могут служить рынки женской, мужской или детской одежды, ювелирных изделий, обуви, безалкогольных напитков, книг, а также рынки различных услуг – парикмахерские и т.п.

 

 

Заключение

 

 

Примером монополистической конкуренции является рынок сотовых телефонов. Здесь можно отметить, что главными является факторы неценовой конкуренции, такие как дополнительные и послепродажные услуги. Это прием платежей, различные аксессуары к мобильным телефонам, загрузка мультимедии. Особое внимание уделяется обслуживанию покупателей. Товар, безусловно, дифференцирован. Он не является незаменимым, и при этом модели телефонов имеют отличительные особенности. Большое количество фирм (как производителей, так и операторов мобильной связи) обуславливается тем, что входные барьеры на данный рынок низкие. Однако на этом рынке могут конкурировать лишь достаточно крупные фирмы. Так как необходимо постоянно идти в ногу с технологическим прогрессом, предлагать покупателям что-то новое и по более низким ценам.

На мой взгляд, такой тип рыночной структуры приносит выгоду обществу. Компании постоянно пытаются предложить потребителю что-то лучшее. С развитием технологии спектр предлагаемых услуг расширяется, а цены снижаются. Это возможно лишь для фирм, которые имеют относительно большую долю рынка, что невозможно для совершенной конкуренции. При этом наличие множества фирм сдерживают монополизацию рынка, т.е. не позволяют повышать цены или предлагать некачественную продукцию. Важно отметь, что невысокие барьеры входа на рынок всегда дают возможность вступления новых фирм, которые могут предложить качественно новую продукцию.

 

Список литературы:

1. Журавлева Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник.- М.: ИНФРА - М, 2010.-440 с.

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Нуреев – 2-е издание, изм.- М.: ИНФРА – М, 2010 – 576 с.

3. Курс по экономической теории Москва, ИНФРА - М, 1997г. С.208

4. 4. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика: Учебник./ Под ред. И.Е.Рудаковой – М.: ИНФРА – М, 2008-576с.

(Учебник экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова)

5. Серяков С.Г. Микроэкономика: учебник / С.Г. Серяков-М.: Магистр.: ИНФРА – М, 2011 – 416с.

6. Экономическая теория: Учебник для вузов/ А.Н. Романов, И.П. Николаева, В.В. Клочков и др.; Под ред. И.П. Николаевой / Всерос. заоч. фин. - экон. Ин - т. – М.: Финстатинформ, 1997.- 399с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...