Проблема конфликтов в педагогическом коллективе
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Среди множества социально-психологических проблем, связанных с руководством педагогического коллектива, особое место занимает проблема регулирования межличностных конфликтов. Опыт показывает, что наиболее частыми являются конфликты в сложных коллективах, включающих работников со специфическими, но тесно взаимосвязанными функциями, что порождает трудности в координации их действий и отношений как в сфере деловых, так и в сфере личных контактов. К числу таких коллективов относится и педагогический коллектив. Понятие «конфликт» тесно связано с понятием «совместимость». Совместимость является двухполюсным феноменом: степень ее меняется от полной совместимости членов группы до полной их несовместимости. Конфликт представляет собой прежде всего такую форму выражения ситуационной несовместимости, которая носит характер межличностного столкновения, возникающим в результате совершения одним из субъектов неприемлемых для другой личности действий, вызывающих с ее стороны обиду, неприязнь, протест, нежелание общаться с данным субъектом. Межличностный конфликт наиболее ярко проявляется в нарушении нормального общения или в полном его прекращении. Педагоги работают относительно независимо друг от друга и в то же время тесно между собой связаны в плане межличностного общения.
Причины конфликтов · Нарушение одним из членов коллектива трудового сотрудничества. · Большинство конфликтов связано с нарушением норм делового взаимодействия, т.е. обусловлены функциональными причинами: недобросовестность, недисциплинированность. Предупреждение конфликтов Для предупреждения внутригруппового межличностного конфликта среди учителей необходимо:
· Умение учитывать интересы друг друга. · Воспринимать критику своих коллег. · Проявлять вежливость, тактичность, уважение по отношению друг к другу. · Дисциплинированность в работе. Для снижения конфликтности с подчиненными руководителю необходимо: 1. Объективно оценивать труд своих подчиненных. 2. Проявлять заботу, по отношению к ним. 3. Не злоупотреблять официальной властью. 4. Эффективно использовать метод убеждения. 5. Совершенствовать стиль своей организации. Эмоциональное благополучие в коллективе определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации.
Способы решения конфликтов 1. Прежде чем реагировать на действие другого лица необходимо выяснить: почему данный человек поступил так, а не иначе. 2. Побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение конфликтной ситуации. 3. Создать условия для работы конфликтующим людям, чтобы они длительное время не контактировали друг с другом. 4. Информировать всех учителей при распределении премий, надбавок к заработной плате (социальная справедливость и гласность). 5. Руководители должны совершенствовать стиль организационной работы с подчиненными. 6. Не злоупотреблять официальной властью. 7. Предупреждать и устранять межличностные конфликты.
Заключение
Подводя итоги нашей работы можно сказать, что для директоров школ наиболее трудными для решения являются социально-психологические задачи, а именно: · Обеспечение четкой дисциплины и организованности в работе учителей. · Решение задач формирования общественного мнения в педагогическом коллективе. · Критическое отношение учителей к недостаткам друг друга. · Воспитание у них потребности работать творчески, постоянно совершенствуя свою квалификацию.
· Анализ уроков. · Осуществление контроля и раскрытия творческих способностей учителей. · Стимулирование их трудовой активности. · Сплочение коллектива. · Регулирование взаимоотношений в нем. · Организация директором своей собственной деятельности, распределение времени таким образом, чтобы выкроить время на самообразование и отдых. Задача педагогической науки – найти оптимальный вариант в управлении школой, определив место директора в системе руководства, чётко разграничить его права и обязанности и обязанности подчинённых. Главное - это умелая организация, глубокое уважение к коллегам, умение поддерживать любую полезную инициативу, способность слушать и учитывать мнение коллектива и его представителей. Заканчивая краткий обзор типичных проблем и ошибок руководителей педагогическими коллективами, автор я считаю необходимым ещё раз подчёркнуть главные цели своей работы: 1. Постараться предотвратить возможные ошибки руководителей школ на примере своих собственных управленческих ошибок и ошибок своих коллег –руководителей. 2. Разработать возможные варианты правильных действий. 3. Доказать, что только наличие “системы” работы даёт возможность добиться успеха и получить если не материальное, то хотя бы моральное удовлетворение от очень напряжённой директорской работы. 4. Предупредить, что всё, что написано в моей работе, - это мой взгляд на проблемы, который может не совпадать с взглядами на эти же проблемы других людей. К сожалению, в настоящее время эти проблемы осознаются еще далеко не всеми. Так, по данным одного из исследований, только 2,5% директоров школ пытаются овладеть идеями педагогики сотрудничества, только 2,3% из них интересуются вопросами самоуправления. А ведь директор играет самую важную роль в сплоченности педагогического коллектива. Литература
1. Аникеева Н.П. «Учителю о психологическом климате в коллективе» Москва 1983г. 2. Вишняков Н.Ф. «Конфликтология» Минск 2000г. 3. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н. Богомоловой.- М.,: Изд-во Мос. ун-та, 1977. 4. «Фрустрация, конфликт, защита» – Вопросы психологии №6 1991г. 5. Шакуров Р.Х. «Директор школы и микроклимат учительского коллектива» Москва 1979г. 6. Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. -М., 1982. 7. Шакуров Р.Х. «Социально–психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив» Москва 1990г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|