Концептуальная модель данных в BPWin
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ Экспертная система – компьютерная система, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. Экспертные системы могут накапливать большой объем знаний и хранить его длительное время. К выработке решений данные системы подходят объективно и с гораздо меньшими временными затратами в отличии от людей-экспертов, что является несомненным достоинством внедрения данных систем в процесс деятельности любой фирмы. Фирмы, занимающиеся розничной продажей ноутбуков, не являются исключением. Обычный продавец-консультант может допускать ошибки в указании характеристик ноутбука, долго определяться с тем, какие ноутбуки стоит посоветовать покупателю. Экспертная система устраняет данные сложности в процессе работы. Система может дать достаточно точную характеристику в предельно короткие сроки. Объект исследования: фирма, занимающаяся продажей ноутбуков. Предмет: процесс подбора ноутбука, подходящего под требования покупателя. Цель работы: разработать приложение, позволяющее консультировать потенциальных покупателей по подбору ноутбука и определить оптимальный набор технических параметров и стоимостных характеристик ноутбуков, с учетом целей использования и располагаемых средств покупателей. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи: · осуществить анализ предметной области; · провести анализ входных и выходных данных; · спроектировать модель базы данных и модель интерфейса; · выбрать программное обеспечение для разработки приложения; · реализовать клиентскую часть приложения. В первой части курсовой работы проведено предпроектное исследование организации, сформулирована задача, которая будет решаться в третьей главе с описанием входных и выходных данных.
Во второй части работы представлена концептуальная модель данных в BpWin, подробно описаны таблицы базы данных и связи между ними. Приведены эскизы форм приложения. Третья часть посвящена программной реализации продукта, т.е. подробно описывается процесс создания приложения, описывается работа пользователей и администратора. Представлено описание базы данных. В приложении содержатся коды всех форм, кнопок, процедур и функций.
ПРЕДПРОЕКТНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ Анализ предметной области Магазин «Компьютерная техника» находится в центре города, в удобном для подъезда на общественном транспорте месте. Такое выгодное месторасположение способно обеспечить предприятию более или менее постоянную клиентуру, что позволяет планировать деятельность предприятия, налаживать доверительные отношения с клиентами. Основным направлением деятельности магазина является продажа компьютеров и комплектующих, в частности, ноутбуков. Товар магазина отличается от товаров конкурентов на рынке большим ассортиментом, доступными ценами. Он пользуется спросом у населения т.к. удовлетворяет потребности покупателя. Для обеспечения нормальной бесперебойной работы в зале магазина работают несколько консультантов (администраторов) и кассиров. В магазине продаются следующие разновидности ноутбуков: Многофункциональные ноутбуки – (англ. Notebook — блокнот, блокнотный ПК) — портативный персональный компьютер, в корпусе которого объединены типичные компоненты ПК, включая дисплей, клавиатуру и устройство указания (обычно сенсорная панель, или тачпад), а также аккумуляторные батареи. Ноутбуки отличаются небольшими размерами и весом, время автономной работы ноутбуков изменяется в пределах от 4 до 15 часов.
Нетбук (англ. Netbook) — субноутбук с относительно невысокой производительностью, предназначенный в основном для выхода в Интернет и работы с офисными приложениями. Обладает небольшой диагональю экрана в 7—12 дюймов, низким энергопотреблением, небольшим весом и относительно невысокой стоимостью. Ультрабук (англ. Ultrabook) — ультратонкий и легкий субноутбук, обладающий ещё меньшими габаритами и весом по сравнению с обычными субноутбуками, но при этом — большей частью характерных черт полноценного ноутбука. [1] Магазин имеем дело с поставщиками, давно зарекомендовавшими себя как надёжные партнёры, всегда поставляющие качественный товар в нужном количестве и в точно установленные сроки. Планы предприятия многообразны, но все они подчинены одной цели ‑ расширение ассортимента товаров и максимальное удовлетворение спроса покупателей. Постановка задачи В настоящее время, когда человек хочет оставаться мобильным и иметь возможность всегда выполнять необходимые ему задачи, ноутбуки имеют большую популярность. Таким образом, можно заключить, что организация грамотного подбора ноутбука для покупателя имеет большое значение для магазина розничной продажи техники, так как это обеспечивает получение большей прибыли за счет наиболее точного удовлетворения потребностей клиента, наиболее быстрого времени обслуживания, а, следовательно, и наиболее большего количества удовлетворенных клиентов. Рассматриваемая организация занимается розничной продажей ноутбуков, а разрабатываемое приложение создается с целью облегчить поиск техники по определенным параметрам. В настоящее время ноутбук можно приобрести либо путем самостоятельного изучения всех возможных вариантов, либо с помощью консультанта. Но, как правило, бывает так, что не указана полная информация об интересуемой технике, либо консультант может ошибиться в помощи, или самостоятельный поиск занимает слишком времени. Таким образом, за счет внедрения экспертной системы значительно снижается влияние человеческого фактора на формирование рекомендаций для клиента при выборе ноутбука. К тому же экспертная система требует гораздо меньших финансовых вложений, что так же очень выгодно для фирмы.
С помощью данной системы решается следующая задача: выбор одного или нескольких моделей ноутбуков, подходящих по определенным параметрам, заданным пользователем, из списка тех, что имеются в наличии. После получения списка ноутбуков, походящих под требования клиента, пользователь может более подробно ознакомиться с техническими и стоимостными характеристиками ноутбуков. В системе предусмотрен раздел помощи для пользователя, где он может ознакомиться с процессом взаимодействия с системой. В системе возможно хранение и обновление в базе данных товаров актуальной информации. В системе предусмотрено разграничение для двух групп пользователей – это администратор и клиенты. Администратор, зная специальный пароль, может вносить изменения в базу данных ноутбуков, добавлять или изменять вопросы и т.д. Клиенты (обычные пользователи) могут лишь отвечать на вопросы и подбирать себе технику, т.е. они не видят всей базы данных, не могут ни чего редактировать. Входные и выходные данные Входными данными для экспертной системы «Выбор ноутбука» являются ответы пользователя на предлагаемые вопросы системы о предпочтениях клиента, его потребностях, а так же о располагаемых средствах для совершения покупки. Вопросы в приложение образуют 3 информационные группы: выбор по характеристикам, выбор по назначению и особый поиск. Выбор по характеристикам предполагает ответы на такие вопросы как: «Желаемый размер оперативной памяти», «Объем жесткого диска», «Производитель», «Процессор» и т.п. Группа выбора по назначению содержит следующие вопросы: «Для чего вы планируете использовать ноутбук?», «На какую сумму рассчитываете?», «Размер диагонали монитора» и т.д. Особый поиск предназначен для вопросов, таких как «Нужен ли пульт дистанционного управления?». Такие вопросы администратор может вносить и удалять из базы данных вопросов при развитии техники, появлении новых функций и т.д. Выходные данные экспертной системы «Выбор ноутбука» – сообщение в окне приложения о ноутбуке, подходящем требованиям пользователя, в частности, о технических характеристиках данного ноутбука и его цене. Так же, доступен экспорт итоговой таблицы поиска в MS Excel для удобства дальнейшей эксплуатации пользователем.
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ Концептуальная модель данных в BPWin Контекстная диаграмма отражает взаимодействие системы с внешним миром, а именно, информационные потоки между системой и внешними сущностями, с которыми она должна быть связана. Она идентифицирует эти внешние сущности, а также, единственный процесс, отражающий главную цель или природу системы насколько это возможно. Так же, отражает взаимодействия внутри самой системы. На рисунке 1 представлена контекстная диаграмма «Выбор ноутбука», которая описывает все входные (Клиенты, ассортимент, прайс-листы), выходные (оформление или отказ от покупки), регулирующие документы (Законы, нормативно-правовые акты, кодекс и внутренняя организация), механизмы помогающие осуществлять деятельность компании (консультант). Рисунок 1. Контекстная диаграмма «Выбор ноутбука» На рисунке 2 представлена декомпозиция контекстной диаграммы, представленной на рисунке 1. Она включает в себя следующие работы: прием товара, выбор и осмотр техники, принятие решения. Рисунок 2. Декомпозиция диаграммы "Выбор ноутбука" Декомпозиция работы «Прием товара» представлена на рисунке 3. Работа включает в себя следующие процессы: выбор товара у поставщика, проверка наличия товара на складе, оформление покупки, оплата и доставка. Рисунок 3. Декомпозиция работы "Прием товара" Декомпозицию работы «Выбор и осмотр техники» представлена на рисунке 4. Работа включает в себя следующие процессы: формирование потребностей клиента, демонстрация подходящих моделей. Рисунок 4. Декомпозиция диаграммы "Выбор и осмотр техники" Модель базы данных На основе анализа основных характеристик ноутбуков, которыми чаще всего интересуются покупатели при выборе подходящей модели, был осуществлен их отбор для поиска и построены инфологические (логическая и физическая) модели баз данных. Концептуальное (инфологическое) проектирование — построение семантической модели предметной области, то есть информационной модели наиболее высокого уровня абстракции. Такая модель создаётся без ориентации на какую-либо конкретную СУБД и модель данных. Термины «семантическая модель», «концептуальная модель» и «инфологическая модель» являются синонимами. Кроме того, в этом контексте равноправно могут использоваться слова «модель базы данных» и «модель предметной области» (например, «концептуальная модель базы данных» и «концептуальная модель предметной области»), поскольку такая модель является как образом реальности, так и образом проектируемой базы данных для этой реальности.
Конкретный вид и содержание концептуальной модели базы данных определяется выбранным для этого формальным аппаратом. Обычно используются графические нотации, подобные ER-диаграммам. Чаще всего концептуальная модель базы данных включает в себя: · описание информационных объектов, или понятий предметной области и связей между ними. · описание ограничений целостности, т.е. требований к допустимым значениям данных и к связям между ними. [1] Логическое (даталогическое) проектирование — создание схемы базы данных на основе конкретной модели данных, например, реляционной модели данных. Для реляционной модели данных даталогическая модель — набор схем отношений, обычно с указанием первичных ключей, а также «связей» между отношениями, представляющих собой внешние ключи. Преобразование концептуальной модели в логическую модель, как правило, осуществляется по формальным правилам. Этот этап может быть в значительной степени автоматизирован. На этапе логического проектирования учитывается специфика конкретной модели данных, но может не учитываться специфика конкретной СУБД. На рисунке 5 представлена логическая модель данных. Рисунок 5. Логическая модель базы данных Физическое проектирование — создание схемы базы данных для конкретной СУБД. Специфика конкретной СУБД может включать в себя ограничения на именование объектов базы данных, ограничения на поддерживаемые типы данных и т.п. Кроме того, специфика конкретной СУБД при физическом проектировании включает выбор решений, связанных с физической средой хранения данных (выбор методов управления дисковой памятью, разделение БД по файлам и устройствам, методов доступа к данным), создание индексов и т.д. На рисунке 6 представлена физическая модель базы данных. Рисунок 6. Физическая модель базы данных Физическая модель базы данных приложения состоит из 14 таблиц: 1. Bluetooth, 2. Diagonal, 3. Disk, 4. Firm, 5. HDD, 6. Money, 7. Operativ, 8. OS, 9. Processor, 10. Using, 11. Notebook, 12. Opisanie, 13. Users, 14. Vopros. Опишем каждую из них более подробно. Первые 10 таблиц содержат возможные ответы на вопросы, или, иначе говоря, все возможные характеристики ноутбуков. Эти таблица схожи по своим определениям, но отличаются назначением и содержанием. Таблица «Bluetooth» предназначена для выбора ответа о наличии в ноутбуке Bluetooth подключения.
Таблица 1 - Bluetooth Таблица «Diagonal» предназначена для выбора ответа о размере диагонали ноутбука.
Таблица 2 - Diagonal Таблица «Disk» предназначена для выбора ответа о возможности загружать на ноутбук информацию с дисков.
Таблица 3 - Disk Таблица «Firm» предназначена для выбора ответа о фирме – производителе ноутбука.
Таблица 4 - Firm Таблица «HDD» предназначена для выбора ответа об объеме жесткого диска ноутбука.
Таблица 5 - HDD Таблица «Money» предназначена для выбора ответа об интервале денежных средств, в пределах которого клиенты могут себе позволить приобрести ноутбук.
Таблица 6 - Money Таблица «Operativ» предназначена для выбора ответа о желаемом объеме оперативной памяти ноутбука.
Таблица 7 - Operativ Таблица «OS» предназначена для выбора ответа о желаемой операционной системе, установленной на ноутбуке, либо ее отсутствие.
Таблица 8 - OS Таблица «Processor» предназначена для выбора ответа о желаемом процессоре ноутбука.
Таблица 9 - Processor Таблица «Using» предназначена для выбора ответа о желаемом назначении ноутбука, т.е. для каких целей он приобретается и как планируется его использовать.
Таблица 10 - Using Следующая рассматриваемая таблица «Notebook» хранит в себе все возможные модели ноутбуков и их характеристики, по которым осуществляется поиск.
Таблица 11 - Notebook В поле «Notebook» хранится информация о названии модели. Поле «Parameters» содержит перечень всех главных характеристик, по которым осуществляется поиск, и перечень которых содержится в выше описанных таблицах. Поле «Price» содержит цену модели. Поле «Id» является идентификатором модели. При поиске пользователю выводятся 3 поля: «Id», «Notebook» и «Price». Т.о. клиент может по идентификатору посмотреть более подробную характеристику понравившейся модели в таблице «Opisanie». Таблица «Opisanie» содержит полную, подробную характеристику каждого ноутбука. В таблице «Users» хранится логин и пароль администратора, и других пользователей, при необходимости. Пароль администратору нужен для редактирования базы данных ноутбуков или вопросов.
Таблица 12 - Users Таблица «Vopros» хранит дополнительные вопросы для поиска, которые может добавлять, редактировать или удалять администратор.
Таблица 13 – Vopros Кроме данных таблиц, в базе данных есть хранимая функция «Проверить_пароль». Функция нужна, чтобы проверить наличие в таблице, где хранятся логины и пароли, пароля и логина введенных пользователем для входа.
Таблица 14 – Описание входных параметров процедуры "Проверить_пароль" Код функции представлен в Приложении 1. Модель интерфейса Модель интерфейса зависимости форм можно представить в виде схемы, представленной на рисунке 7. Рисунок 7. Схема взаимодействия форм Дизайн интерфейса приложения разрабатывался в MS Visio 2007. Visio поддерживает обширный набор шаблонов — блок-схемы бизнес-процессов, схемы сетей, диаграммы рабочих процессов, модели баз данных и диаграммы ПО. Их можно использовать для визуализации и рационализации бизнес-процессов, отслеживания хода работы над проектами и использования ресурсов, оптимизации систем, составления схем организационных структур, карт сетей и планов зданий. Шаблоны дают возможность быстро приступить к работе. Office Visio 2007 содержит ряд средств, с помощью которых специалисты из сферы ИТ и бизнеса могут создавать различные диаграммы в соответствии со своими потребностями. Office Visio 2007 можно расширить программным способом и интегрировать с другими приложениями в соответствии с конкретными сценариями использования для той или иной отрасли. Для этого либо разрабатываются собственные решения и фигуры, подключаемые к данным, либо используются продукты поставщиков решений для Visio. [5] При запуске приложения будет появляться следующая форма: Рисунок 8. Форма запуска приложения В соответствии с потребностями пользователя, он может осуществить поиск интересующей модели либо по характеристикам, либо по назначению ноутбука. Форма поиска ноутбука по характеристикам выглядит следующим образом: Рисунок 9. Поиск по характеристикам Форма поиска ноутбука по назначению представлена на рисунке 10. Рисунок 10. Поиск по назначению Форма особого поиска доступна в 2 разных вариантах. На рисунке 11 представлена форма, в которой может осуществлять поиск клиент (пользователь). Рисунок 11. Особый поиск (пользовательский) Чтобы увидеть форму администратора, нужно в текстовое поле ввести специальный пароль, после чего форма развернется, и будут видны поля для редактирования. Рисунок 12. Особый поиск (администратор) После того, как пользователь выполнил поиск, в таблице появились интересующие модели, но может посмотреть их самое подробное описание в следующей таблице, представленной на рисунке 13. Слева располагается описание в таблице, а с право изображение самого ноутбука. Рисунок 13. Подробное описание ноутбука У администратора есть еще одна специальная форма, в которой он может редактировать базу данных ноутбуков. Чтобы в нее попасть, сначала нужно выполнить авторизацию. Рисунок 14. Вход администратора После ввода специального пароля, администратор попадает в следующую форму. Рисунок 15. База данных (администратор) 3. ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|