Распределительная функция финансов.
Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: • зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров и иных лиц, занятых в сфере материального производства; • доходы организаций (учреждений, предприятий) сферы материального производства. Однако первичные доходы не в состоянии обеспечить в полном объеме выполнение функций и задач государства. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределения национального дохода. Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах их более эффективного использования и накопления предприятиями и организациями; с наличием производственной и непроизводственной сферы, в которой национальный доход. не создается (здравоохранение, культура); с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. Это доходы, получаемые в отраслях непроизводственной сферы налоги. Вторичные доходы служат для формирования национального дохода. Перераспределение национального дохода в РФ происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики. укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в достижении наилучших результатов при наименьших затратах.
Контрольная функция финансов. Данная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходовании их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращении непроизводительных ресурсов и потерь. Одна из важнейших задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. Регулирующая функция финансов. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс производства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используется также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования формы управления финансовой системой, финансовое законодательство.
2. Сферы и звенья финансовой системы: краткая характеристика.
финансовая система -- есть совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, присущих им централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и аппарата управления ими. Финансовая система РФ включает в себя 2 крупные сферы: * финансы предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы); * общегосударственные финансы (централизованные финансы). Финансы предприятий - исходное звено финансовой системы, являющееся основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны - главного источника формирования, как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: - предприятиями (это, главным образом, оплата за продукцию, товары и услуги); - предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); - предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; - предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); - предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов) и т.д.. Финансы предприятий состоят из двух подсфер: * финансы предприятий материального производства и * финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы. Решающую роль в национальной экономике играют финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.
В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Так, в зависимости от: 1. характера деятельности субъекта хозяйствования сфера финансов предприятий классифицируется на такие звенья, как: а).финансы предприятий, работающих на коммерческих условиях; б).финансы предприятий, занимающихся некоммерческой деятельностью; в).финансы общественных объединений; 2. отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья, как: а). финансы предприятий промышленности; б). финансы предприятий сельского хозяйства и агропромышленного сектора; в). финансы предприятий транспорта, связи, торговли, общепита и т.д.; во второй подсфере (непроизводственной) различают такие звенья, как: а). финансы образования; б). финансы культуры и искусства; в). финансы здравоохранения и физической культуры; г). финансы науки и научного обслуживания; д). финансы ЖКХ и бытового обслуживания и т.д.; 3. формы собственности в составе первой и второй подсфер финансовой системы различают следующие звенья: а). финансы государственных учреждений и организаций; б). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на коллективной собственности (акционерные предприятия); в). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на совместной собственности; г). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на частной собственности; д). финансы предприятий, учреждений, организаций, основанных на смешанных формах собственности.
Общегосударственные финансы можно определить как систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их на удовлетворение общегосударственных потребностей.
Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя такие звенья, как: * государственный бюджет; * внебюджетные фонды; * государственный кредит; * страхование. Для государственных финансов критерием структурирования является уровень управления. 1. федеральный уровень (Федеральный бюджет, федеральный Пенсионный фонд); 2. уровень субъектов федерации; 3. уровень местного самоуправления. Главным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет. Велика роль государственного бюджета и в межтерриториальном перераспределении финансовых ресурсов в пользу тех или иных отраслей (в основном ТЭК, сельское хозяйство, промышленность), а также в перераспределении финансовых ресурсов между производственной и непроизводственной сферами. Кроме того, он служит финансовой базой для обеспечения обороноспособности страны. Велика его роль и в финансировании НТП и содержании социальной сферы. В зависимости от состояния бюджета формируется имидж государства на мировом уровне. Крупным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды. К числу основных внебюджетных фондов России относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Необходимость использования средств внебюджетных фондов наряду с государственным бюджетом вызвана, прежде всего, тем, что бюджетные ресурсы ограничены. А формирование внебюджетных фондов позволят привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые используются на конкретные мероприятия в рамках деятельности фондов. Важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий, учреждений, организаций и иностранных государств. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими, юридическими лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Страхование - звено финансовой системы, которое представляет собой один из методов создания резервных фондов для защиты собственности граждан от убытков при стихийных бедствиях и других неблагоприятных событиях, для дополнительного материального обеспечения граждан при наступлении различных событий в их жизни.
3. Государственный долг: понятие, виды, последствия, методы управления. Государственный долг - сумма прямых договорных обязательств органов государственного управления перед экономическими субъектами других секторов экономики (резидентами) и зарубежными кредиторами Государственный долг возникает в результате заимствований в денежной форме, выпуска долговых обязательств, принятие долгов других экономических субъектов, безналичного выпуска долговых обязательств Иными словами, государственный долг - сумма всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства перед внутренними и внешними кредиторами, а также процентов по ним (включая гарантии по кредитам, которые предоставляются и иностранными заемщиками государственным предприятиям). Различают первичный долг, равный сумме основного долга без начисленных процентов и непогашенный долг, который состоит из основной суммы долга и начисленных процентов Различают текущий и капитальный государственный долг Текущий долг - сумма основного долга, подлежащего погашению в текущем году, и подлежащих уплате в этот период процентов по всем выпущенным на этот момент займам Капитальный долг - общая сумма долга и процентов, которые должны быть оплачены по займами.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.
Внешний долг - задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой - в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.
Последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов. При наличии значительного долга происходит перераспределение доходов различных слоев населения, а также утечка национального капитала за рубеж. Рост государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Во-первых, поиски источников его погашения приводят к необходимости повышения налогов, что является антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережений). Во-вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики. В-третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга. В-четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг. В-пятых, в конечном счете, происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом. Обращение к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, ведя к увеличению спроса на деньги и как следствие - к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек ростом цен. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, т.к. для многих они становятся недоступными. В результате в долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВВП. Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих методов: 1. рефинансирование. Представляет собой погашение основного долга и процентов по нему за счет средств, полученных от размещения новых займов; 2. аннулирование. Это отказ государства от уплаты основного долга и процентов по всем ранее выпущенным займам; 3. конверсия. Принятие государством решения об изменении доходности ранее выпущенных займов; 4. новация. Соглашение между кредитором и заемщиком о прекращении действия обязательств и их замене другими обязательствами, предусматривающими другие условия погашения займов; 5. унификация. Объединение нескольких ранее взятых на себя государством обязательств с заменой на новые ранее выпущенных финансовых инструментов; 6. консолидация. Увеличение сроков действия ранее выпущенных обязательств.
4. Направления финансовой политики государства.
финансовая политика - это целенаправленная деятельность государства и других субъектов 'ведения хозяйства в сфере формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели В качестве важнейших направлений государственной финансовой политики выступают: бюджетная, налоговая, денежная, кредитная, ценовая, валютная, таможенная, инвестиционная, социальная и политика в области международных финансов. Бюджетная политика представляет собой совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Бюджетная политика выражается в структуре доходной и расходной частей бюджета, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально ―экономическая направленность бюджетной политики и тип построения модели бюджетного федерализма. Налоговая политика направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Налоговая политика определяет состав налогов, размер их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Под денежно-финансовой политикой понимается обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы, а также управление деятельностью финансового рынка. В кредитно-денежной политике важное значение имеют эмиссионная, ценовая, валютная, кредитная, ― а в ней, в свою очередь, учетная и инвестиционная политика. Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Валютная политика представляет собой совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов в области валютных отношений, осуществляемых государством и международными валютно-финансовыми организациями. Таможенная политика выражается, с одной стороны, в ограничении или расширении доступа на внутренний рынок товаров и услуг, а с другой – в поощрении либо сдерживании экспорта товаров и услуг из страны. Инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. В настоящее время она направлена на повышение роли Бюджета развития РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики; развитие ипотечного кредитования; создание условий для инвестирования сбережений населения в экономику. Социальная финансовая политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ. В настоящее время она охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др. Политика в области международных финансов направлена на продолжение интеграции России в мировую финансовую систему; вступление во Всемирную торговую организацию; урегулирование внешней задолженности России в рамках Парижского и Лондонского клубов; укрепление позиций России в Международном валютном фонде и Мировом банке реконструкции и развития; расширение финансового сотрудничества со странами Центральной и Юго-Восточной Азии; повышение устойчивости рубля по отношению к иностранным валютам.
5. Управление финансами: понятие, объекты и субъекты, основные этапы управления.
Управление государственными финансами можно определить как использование государственными органами политической и экономической власти от имени общества и над обществом для управления финансовыми ресурсами в целях, необходимых и признанных данным обществом. В системе управления финансами выделяют объект и субъект управления. Объектами управления будут группы финансовых отношений, а субъектами – финансовые органы управления. Подавляющее большинство авторов относит к финансовым отношения хозяйствующих субъектов и населения с государственными и местными органами власти по поводу уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды и выделения средств из данных фондов. К объектам финансового управления также можно отнести взаимоотношения:
Объекты управления финансами можно классифицировать также по звеньям финансовой системы Российской Федерации. По ϶ᴛᴏму признаку следует выделить следующие объекты финансового управления: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы. Субъектами управления финансами будут законодательные и исполнительные органы власти и управления в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с компетенцией в финансовой сфере. Их правомерно классифицировать по звеньям финансовой системы. Так, текущее управление государственными финансами осуществляют Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы. Управление местными финансами осуществляют финансовые органы муниципалитетов. Крупные хозяйствующие субъекты создают специализированные органы управления финансами (департаменты финансов, финансовые управления или отделы), в небольших организациях функции по управлению финансами входят в должностные обязанности экономистов, в основном главных бухгалтеров. К функциям финансового управления следует относить финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовый контроль, учет финансовых ресурсов с денежных средств, а также регулирование финансов на базе использования всех данных функций. Воздействие субъекта на объект управления может осуществляться с помощью как административно-распорядительных, так и экономических методов управления. Административно-распорядительные методы предполагают выработку приказов, распоряжений, других распорядительных документов, их доведение до подчиненных и контроль за исполнением. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности персонала в повышении эффективности выполнения ϲʙᴏих функций. Выделяют следующие функциональные элементы управления (инструменты) финансами:
1. Финансовое планирование 2. Финансовое прогнозирование 3. Оперативное управление 4. Финансовый контроль
1. Целью фин. планирования является обеспечение фин. ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии с программами соц.эконом. развития на планируемый период.
2. Основной целью фин. прогнозирования является оценка предполагаемых объемов фин.ресурсов для определения предпочтительных вариантов фин. Обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов гос. власти и органов местного самоуправления.
3. Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей фин. ситуации и соответствующее перераспределение фин. ресурсов.
4. Финансовый контроль это совокупность действий и операций, осуществляемых специальными уполномоченными органами с целью контроля над соблюдением субъектами хозяйствования, органами гос. власти и органами местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования фин. ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих фин. решений.
6. Финансовое планирование: цель, задачи, объект, методы, виды.
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства.
Финансовое планирование - это система действий по составлению комплекса планов, обеспечивающих оптимизацию управления финансовыми ресурсами в перспективе, их формирование и использование.
Цель финансового планирования — прогнозирование платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Планирование финансовых ресурсов и вложений гарантирует выполнение обязательств перед бюджетом, кредиторами и акционерами, обеспечивает финансирование предпринимательской деятельности. Источник: <a href='http://center-yf.ru/data/ip/Finansovoe-planirovanie.php'>Финансовое планирование</a> Задачи финансового планирования Основными задачами финансового планирования являются: 1. Обеспечение источниками финансирования основной деятельности предприятия (поддержание уровня запаса сырья, материалов); 2. Своевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед бюджетными фондами; 3. Обоснование эффективного вложения временно свободных денежных средств, поддержание остатка денежных средств на достаточном уровне; 4. Выявление резервов роста доходов предприятия; 5. Оптимизация использования прибыли; 6. Определение дивидендной политики; 7. Поддержание платежеспособности предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости. Виды финансового планирования Горизонт финансового планирования — это период времени, в пределах которого можно дать с точностью оценку финансовых показателей стратегии развития предприятия с учетом влияния основных факторов внешней среды. Стратегия развития предприятия определяет горизонт финансового планирования от 3-х до 5 лет. При этом нужно учитывать стабильность экономики в целом, предсказуемость политического развития, отраслевые, региональные факторы внешней среды. В пределах горизонта планирования финансовые планы делятся на: 1. Перспективные 2. Текущие 3. Оперативные Перспективный план или стратегический — конкретизируется в виде текущих финансовых планов, составляемых на год. Основным документом текущего финансового планирования является баланс доходов и расходов. Оперативное финансовое планирование — заключается в разработке платежного календаря, помогающего поддержать платежеспособность предприятия, во время привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств. Методы финансового планирования Нормативный Основывается на системе норм и нормативов, используемых для расчета ряда показателей финансового плана. Выделяют следующие нормы и нормативы:
При определении налоговых платежей предприятие использует ставки налогов, являющихся федеральными, региональными и местными нормативами. Амортизационные отчисления могут планироваться как исходя их внутренних нормативов (конкретный срок использования), так и федеральных (примерный срок использования). Внутренние нормы и нормативы разрабатываются самими предприятиями при нормировании оборотных средств, создании ремонтного фонда и т.д. Балансовый Направлен на увязку планируемого поступления и использования финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планирования периода через балансовые отношения. Этот метод целесообразно использовать при планировании распределения прибыли, формирования фондов. Расчетно-аналитический Опирается на анализ динамики ретроспективных данных и экспертную оценку прогнозируемого изменения планируемого финансового показателя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|