Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4 Закупочная логистика




 

1. Сущность закупочной логистики

Закупочная логистика – деятельность по обеспечению предприятия материально-техническими ресурсами. В структуре любого предприятия есть отдел, выполняющий данные функции. Работу этого отдела можно рассмотреть с 3-х точек зрения:

1) как элемента, обеспечивающего взаимодействие с внешней средой;

2) как внутреннего структурного подразделения, взаимодействующего с другими структурными подразделениями;

3) как самостоятельная подсистема.

Основные цели закупочной деятельности:

-оптимизация номенклатуры закупаемых ресурсов;

-снижение издержек по закупке ресурсов;

-минимизация или ликвидация устаревших запасов;

-контроль за выполнением специальных заказов;

-контроль и анализ упущенных заказов;

-увеличение доли ресурсов, закупаемых по процедуре стандартного зказа.

2. Задачи закупочной логистики

-определение потребности в материальных ресурсах;

-исследование рынка поставщиков;

-выбор поставщиков;

-осуществление закупок;

-контроль поставок;

-разработка бюджета закупок;

-координация работы отдела.

3. Механизм закупочной логистики (Реализация функций снабжения на предприятии)

Рассмотрим 2 варианта реализации функций снабжения на предприятии принципиально различающиеся возможностями учета системного подхода.

В первом варианте выполнение функции снабжения разделено между различными подразделениями предприятия. Вопросы обоснования номенклатуры и объема закупаемых ресурсов, организация их складирования находится в ведении дирекции по производству. А задачи выборов поставщика, разработки и обоснование условий договоров, решается дирекцией по закупкам.

Такая схема может быть эффективна для малых предприятий, так как обеспечивает оперативность решений.

При втором варианте снабжения ресурсами над выполнением всех функций снабжения организован централизованный контроль дирекцией по материально-техническому снабжению. Такой вариант целесообразен для крупного предприятия, так как в большей степени позволяет разработать компромиссное и согласованное решение, недостаток – потеря оперативности.

4. Этапы осуществления закупок

1. Анализ потребностей. Процесс закупок начинается с определения потребностей в материальных ресурсах соответствующих подразделений компании. В случае изменения ассортимента выпускаемой продукции номенклатура требуемых материальных ресурсов должна быть пересмотрена.

2. Определение и оценка требований к закупаемым материальным ресурсам. После определения внутрифирменных потребителей и номенклатуры материальных ресурсов, должны быть установлены требования по весу, размерам, параметрам поставок, а также другие спецификации на каждую позицию закупаемых материальных ресурсов. Также должны быть определены требования уровню сервиса поставщика.

3. "Производить или закупать". Прежде чем определять возможных поставщиков, необходимо ответить на вопрос: не выгоднее ли самой фирме производить необходимые материальные ресурсы.

4. Исследование рынка закупок. Исследование рынка закупок начинают с определения всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на данные рынки.

 

5. Выбор поставщиков. Проводится сбор информации о поставщиках, создание базы данных о поставщиках, поиск оптимального поставщика, а также оценка результатов работы с выбранными ранее поставщиками. Для окончательного выбора поставщика используется многокритериальная оценка.

6. Осуществление закупок. Процедура закупок включает в себя оформление договорных отношений, передачу прав собственности на материальные ресурсы, оплату, организацию транспортировки материальных ресурсов.

7. Контроль поставок. Эффективность управления снабжением оценивается в результате мониторинга выполнения условий договоров по срокам, ценам, количеству, качеству и другим параметрам поставок и сервиса.

8. Подготовка бюджета закупок. Поведение соответствующих экономических расчетов для выявления точных затрат на процедуры и операции.

9. Координация и взаимосвязь функции снабжения с другими подразделениями компании, а также установление тесных связей с поставщиками, что обеспечивает включение компании в единую макрологистическую систему.

5. Задача «сделать или купить» в закупочной логистике

Предполагает выбор одного из двух вариантов решения:

1) самостоятельно формировать требуемый ассортимент ресурсов, приобретая его непосредственно у производителей (стратегия сделать);

2) приобретать ресурсы у посредников, специализированных на закупке товаров у производителей крупными партиями, дальнейшей их ротацией и доставке покупателям в требуемом им ассортименте. (стратегия купить)

Причины выбрать вторую стратегию:

-широкий ассортимент, закупаемый мелкими партиями;

-удаленность производителей от потребителя;

-возможность закупки у посредников по более низким ценам;

-закупка через посредника м.б. более надежно с юридической точки зрения.

6. Задача выбора поставщика

1.Поиск потенциальных поставщиков.

При этом могут быть использованы следующие методы:

-объявление конкурса;

-изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.

-посещение выставок, ярмарок;

-переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

2. Анализ потенциальных поставщиков.

Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев: цена, качество, надёжность поставок, удаленность поставщика от потребителя, сроки выполнения текущих и экстренных заказов, наличие резервных мощностей, организация управления качеством у поставщика и др.

3. Оценка результатов работы с поставщиками. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда, определить значимость каждого критерия.

7. Показатели, характеризующие деятельность службы закупок

Деятельность службы закупок, характеризующая качество ее системной организации, может быть оценена при помощи ряда сле­дующих показателей:

· совокупный торговый оборот;

· общий объем закупок;

· закупочные цены на продукцию;

· средние цены на закупаемую продукцию;

· размеры отдельных закупок;

· затраты на оформление и передачу заказов на поставку;

· количество запросов на оферты;

· количество договоров на поставку;

· количество сотрудников службы закупок;

· количество поставщиков;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...