Психиатрия, психические болезни
Стр 1 из 3Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР ВТОРОЙ МОСКОВСЮЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ Н.И.ПИРОГОВА
Б.А.ВОСКРЕСЕНСКИЙ ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ
Учебно-методическое пособие Под редакцией црофессора Н.Д.Лакосиной
МОСКВА 1990
Б.А.Воскресенский. Общая психопатология. Учебно-методическое пособие. Под редакцией профессора Н.Д.Лакосиной. М.: 2-й МОЛГМИ им. Н.И.Пирогова, 1990, 70 с. US'B У5-231-00098-х Настоящая работа служит дополнительным пособием по психиатрии для студентов лечебного и педиатрического факультетов. Соответствуя "Программе по психиатрии", она затрагивает лишь некоторые разделы курса - темы, трудные для усвоения и в то же время имеющие особое значение для врача общей практики. Особое внимание уделяется разграничению нормы и патологии в переживаниях больных, сравнительно-возрастному аспекту нервно-психических расстройств, их семиологии, тактике помощи больным. таблиц 7, рис. 3. Рецензенты: зав. кафедрой психиатрии ММСИ им. Н.А.Семашко профессор В.Ф.Матвеев, доцент кафедры нервных болезней л/ф 2 МОЛГМИ им. Н.И.Пирогова М.К.Дубровская
2-й Московский ордена Ленина Государственный медицинский институт им. Н.И.Пирогова, 1990. 5-23I-00099-X
Оглавление
- 3 - Настоящая работа служит дополнительным пособием по психиатрии. Соответствуя вузовской программе по этому предмету, она вместе с тем не повторяет ныне действующие учебники, однако предполагает, что студент уже знаком с изложенным в них материалом. Представлены, но более углублённо, с подробными клиническими описаниями и примерами лишь некоторые разделы курса - темы, трудные для усвоения и в то же время имеющие особое значение для врачей общей практики. В планах кафедры - расширение тематики и объёма пособия, написание новых разделов, отвечающих потребностям повседневной практики врача-непсихиатра, сталкивающегося с нервно-психическими расстройствами. Автор считает своим приятным долгом выразить благодарность за помощь в работе над пособием заведующей кафедрой психиатрии 2-го МОЛГМИ им. Н.И.Пирогова профессору Н.Д.Лакосиной и доценту кафедры психотерапии ЦОЛИУ врачей М.Е.Бурно.
ПСИХИАТРИЯ, ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ
Психиатрия имеет своим предметом психические или душевные болезни. Хотя каждый интуитивно понимает, о чём идёт речь, очертить границы психиатрии оказывается довольно сложно. Её то сближают с неврологией, то вообще вульгарно заявляют, что "все болезни от нервов", то объявляют болезнью талант, альтруизм, служение идеям и идеалам или же называют сумасшествием крайние проявления жестокости, безнравственности, антисоциальности. - 4 - Определить область психиатрии как клинической, то есть занимающейся больными и болезнями, науки помогает трихотомическая концепция структуры человеческой индивидуальности /см. рис.1/.
Рис.1. Трихотомическое строение личности Под телом /внутренний круг/ понимаем физическое существо человека, все органы организма в их взаимосвязи и взаимодействии. Психические /душевные/ процессы и состояния /средний круг/ - это мышление, эмоции, воля, память, внимание и др. Определённые особенности этих функций, структур, "кирпичиков" или "органов" душевной деятельности создают психические индивидуальности, характеры, варианты психического облика. Психические процессы созревают, формируются в онтогенезе в процессе роста, развития и воспитания на основе определённых структурно-функциональных особенностей нервной системы, того или иного темперамента. - 5 - При психических болезнях видоизменяются, разрушаются именно эти структуры, "кирпичики", либо более-менее изолированно, либо в определённых совокупностях, приводя к переформированию характера пациента, изменению его психического облика, к полному распаду психической индивидуальности, слабоумию, психическому маразму. Природа, закономерности, диагностика, лечение и профилактика этих процессов и есть предмет клинической психиатрии, в отличие, например, от биологической психиатрии, рассматривающей изменения на уровне клетки, гена, фермента и т.п., от социальной психиатрии, занимающейся проблемой психически больной человек и общество. Духовные ценности /наружный круг/ - это прежде всего моральные; нравственные устои человека, его направленность, ценностные ориентации, познавательные, эстетические, мировоззренческие и другие особенности, это собственно личность человека, это по существу человек как член общества. Духовное содержание личность получает, приобщаясь к различным формам общественного сознания. В последующем, говоря о психике и имея предметом рассмотрения психические болезни, мы будем подразумевать прежде всего "психические процессы" - душевную сферу, хотя понятно, что все три сферы не разграничены жестко друг от друга. Часть душевных заболеваний имеет явно телесные, соматические основы. Другая группа - психогенные заболевания - обусловлена человеческими отношениями, столкновениями, конфликтами, то есть факторами внешнего круга.
При значительной части психических заболеваний не обнаруживается явных внешних патогенных воздействий, соматических (органических) или психотравмирующих. Эти болезни развёртываются как бы спонтанно, эндогенно, во втором круге. Психические болезни любой природы могут соматизироваться, то есть проявляться как внутренняя патология. В других случаях страдает духовный облик больного - патологически изменяются мировоззрение, увлечения, нравственные понятия, поведение. На течение психического заболевания, а главное - на уровень социальной адаптации больного существенно влияет отношение общества к душевнобольным, его представление о сущности и границах психической патологии.
- б - ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ
Общая психопатология изучает симптомы и синдромы психических расстройств, отдельные "кирпичики" и "блоки", из которых "строится здание" той или иной болезни, нозологической единицы. В основе систематики этих психопатологических симптомов и синдромов лежит упомянутое выше разделение психики на отдельные функции, процессы, состояния. Для наглядности представим структуру человеческой психики в виде схемы - круга /см.рис.2/. Рис.2. Структура психики - 7 - Психические расстройства могут разворачиваться преимущественно в какой-то одной сфере психики /восприятие, мышление, память - симптомы и так называемые простые синдромы/ или же затрагивать сразу несколько психических процессов /сложные синдромы/. Таков, например, депрессивно-параноидный синдром, сочетающий расстройства мышления /бред/ и эмоций /депрессивный аффект/. Кроме того, нарушения каждой из психических функций могут носить количественный или качественный характер: усиление или ослабление функции или же появление принципиально новых переживаний, состояний, не встречающихся в нормальной здоровой психике. Такая симптоматика носит название продуктивной /галлюцинации, бред, мания, депрессия, синдромы помрачения сознания и др./. Выпадение, исчезновение какого-либо психического процесса, существующего в норме, формирует негативную симптоматику /апатия, амнезии, слабоумие и др./.
Как правило, качественно новые расстройства свидетельствуют о более тяжёлых нарушениях психики, чем чисто количественные. Беседуя с психически больным, выявляя у него те или иные особенности психической деятельности, врачу прежде всего необходимо ответить на вопрос - является ли данное переживание проявлением болезни или может встречаться и в норме. Далее необходимо оценить семиологическое значение выявленного расстройства: при каких психических болезнях оно преимущественно встречается, с какими другими психическими нарушениями, симптомами и синдромами сочетается, какова его клиническая динамика /то есть как оно преобразуется в течение болезни/ и в конце концов определить лечебно-диагностическую тактику.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|