Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития.
ППДиК
Лекция План: 1. Классификация психодиагностических методик. 2. Основные методы психолого-педагогической диагностики. 3. Дополнительные методы психолого-педагогической диагностики. 4. Выбор метода исследования. Литература: 1. Психолого-педагогическая диагностика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.54-93. 2. Психологическая диагностика детей и поростков: Учебное пособие. Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. - Москва - Воронеж, 2001. – с.33-53. 3. Практическая психология образования: Учебник для студентов выс. и ср.спец.учебных заведений. / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – с.87-92.
1. Психологическая диагностика нарушений развития у детей - составная часть комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования Средства психодиагностики по своему качеству делятся на 2 группы (формы): методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.
В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание формализованных методик с малоформализованными.
2. Основные методы психолого-педагогической диагностики – наблюдение, эксперимент. Наблюдение — это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия или иной формы участия наблюдаемых. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка. В зависимости от положения наблюдателя различают простое (или обычное) наблюдение, когда события регистрируются со стороны, и соучаствующее (или включенное) наблюдение, когда исследователь включается в определенную социальную ситуацию и анализирует события как бы «изнутри».
При наблюдении необходимо соблюдать определенные условия. 1. Поведение испытуемого должно быть оценено в разнообразных ситуациях. 2. Перед любым наблюдением формулируется цель: заранее должны быть определены черты личности или особенности поведения, которые необходимо оценить; какое психическое проявление будет изучаться, например сформированность культурно-гигиенических навыков 3. При наблюдении необходимо поддерживать естественные условия жизни дошкольников. Для этого предварительно следует познакомиться с группой детей, адаптироваться в их среде за 2-3 дня, чтобы не быть для них посторонним человеком. Тогда дети ведут себя раскованно и естественно. 4. Не вмешивается в деятельность ребенка, который не знает, что за ним наблюдают 5. Наблюдение должно быть беспристрастным; 6. Наблюдение дает объективные данные, если оно проводится последовательно и систематично, т.е. за ребенком наблюдают не менее 2-3 раз в одних и тех же видах деятельности. Это связано с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных 7. Нужно заранее разработать и освоить способы фиксации данных (протокол). Следует производить «фотографическую» запись всех психологических фактов в протоколе, не искажая и не изменяя их.
Метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки. Попытки придать этому методу формализованный характер (например, составление жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкалы рейтинга количественных оценок) способствуют повышению объективности и достоверности полученной информации. В отличие от наблюдения эксперимент предполагает изучение психических особенностей в специально созданных условиях. Констатирующий эксперимент выявляет наличный уровень изучаемого психологического явления. А один из видов констатирующего эксперимента, естественный, проводится в обычной для ребенка обстановке, где организуется знакомая ему деятельность: игра, рассматривание картинок, рисование и т.п. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик.
Экспериментально-психологический подход является наиболее традиционным в психодиагностике нарушенного развития. Он предполагает изучение ребенка с отклонениями в развитии в ходе психологического эксперимента. Психологический эксперимент — это изучение нарушенных психических процессов и личности в специально созданных условиях, обеспечивающих максимальное проявление имеющихся нарушении. Патопсихологический эксперимент осуществляется с помощью конкретных приемов изучения психических функций — экспериментально-психологических методик. (С.Я.Рубинштейн, Б.В.Зейгарник, С.Д-Забрамнойая, Е.А. Стребелева и др.) Диагностический обучающий эксперимент (ДОЭ) – заключается в оценке интеллектуального развития ребенка путем выявления его потенциальных способностей, усвоении новых знаний и выработке способов решения. ДОЭ приспособлен для качественной и количественной диагностики основных компонентов обучаемости: · активность в решении интеллектуальных задач; · восприимчивость к помощи; · способность к логическому переносу. При организации эксперимента важно соблюдать следующие правила: - эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении; - эксперимент должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функций; - построение экспериментальных приемов должно предоставить психологу возможность учитывать поиски решений обследуемым ребенком, а также вмешаться в его деятельность, чтобы выяснить,
- экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психических нарушений; - результаты экспериментально-психологического исследования должны точно и объективно фиксироваться в протоколе. Построение экспериментально-психологического обследования ребенка с нарушениями развития отличается разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет выявить разные нарушения и их соотношение. Психодиагностическое обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов. 3. Дополнительными методами психолого-педагогической диагностики являются: Анализ документации Беседа тестирование опросы (педагогов, родителей) - Опросники - личностные опросники, опросники-анкеты. анализ продуктов деятельности проективная техника психофизиологические методики Метод беседы Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с экспериментом и наблюдением. Например, изучая игровые предпочтения ребенка, исследователь сначала наблюдает за его играми, а затем проводит беседу о любимых играх, игрушках, ролях, партнерах по играм сначала с малышом, а потом с родителями, воспитателями. Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований: 1. Подготовка и проведение беседы включает постановку цели, выбор материала для нее, например сказки, картинки, стихотворения. Так, для беседы с ребенком об осознании им нормы поведения «надо делиться с другими» выбирают стихотворение Е.Благининой «Подарок» и составляют вопросы: Какая игрушка была у девочки? Жалко или нет ей было отдавать лягушку подруге? Почему же она отдала лягушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка Вопросы для беседы должны быть четкими, краткими, конкретными, не слишком общими, не должны подсказывать ребенку ответ. Следует избегать употребления слов с двойным толкованием, имеющих неясный для него смысл. 2. Исследователь заучивает вопросы наизусть и задает их всем испытуемым в строго определенном порядке, добиваясь развернутых ответов. Возможно использование уточняющих вопросов, если по ходу беседы возникает в этом необходимость. 3. Беседа всегда проводится индивидуально в отдельном, тщательно выбранном помещении, так же, как и эксперимент. Она не должна превышать 10-15 мин, чтобы ребенок не переутомился и не потерял к ней интерес.
4. Перед проведением беседы необходимо выбрать испытуемого и установить с ним доверительные отношения. Для этого можно сначала поговорить на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринужденно, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал ребенку, что заинтересован в разговоре с ним, прислушивается к его ответам. 5. Предварительно разрабатываются способы фиксации данных. Возможно использование технических средств (магнитофон). Здесь, как и в эксперименте, функции исследователя и протоколиста могут быть разделены. Ответы ребенка, его поведение, эмоциональные проявления подробно фиксируют в протоколе. Беседа предполагает получение информации об особенностях психического развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами). Цель беседы — обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. По результатам беседы психолог намечает пути дальнейшего обследования ребенка. При проведении беседы психолог должен соблюдать следующие требования: - беседа должна побуждать и поддерживать у родителей (педагогов) интерес; - важно продумать организацию пространства и выбор времени для проведения беседы; - эффективность беседы зависит от активности родителей (педагогов), поэтому между ее участниками необходимо создать доверительные отношения;
- нельзя открыто критиковать воспитательные действия родителей (педагогов); - важно предупредить возникновение у родителей (педагогов) ожидания немедленных результатов по итогам беседы; - желательно участие в беседе обоих родителей; - нужно стремиться к выработке у родителей (педагогов) реальных представлений о психофизических особенностях ребенка и его трудностях; - во время беседы необходимо спланировать следующие встречи и определить их задачу.
Метод опроса педагогов (родителей) Опрос. Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, о устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях. Как большая сложность, которая возникает при применении этого метода, заключается в формулировании вопросов. Одним из наиболее распространенных видов опроса является интервью. Интервью — это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (отвечающим). По форме оно бывает свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе: стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная); стандартизованное (осуществлена детальная разработка всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов: стойкая стратегия и тактика); и частично стандартизованное (стойкая стратегия, а тактика более свободная). При работе с детьми стандартизированное интервью применяется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы. Чаще всего интервью имеет следующую структуру: а) введение: настройка на беседу, на сотрудничество; б) свободные высказывания испытуемого; в) общие вопросы (например, «Ты можешь мне что-нибудь рассказать о школе?»); г) подробное исследование; д) снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе. Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать отвечающего.
Метод опроса в отношении проблем развития ребенка осуществляется с применением опросников - группы психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники содержат вопросы, на которые родители и педагоги должны ответить в свободной форме (открытый тип опросника) или выбрать из вариантов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип). Опросники также могут содержать утверждения, с которыми родитель или педагог может согласиться или не согласиться. Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповые и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок. Опросники-анкеты служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего Э1И вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.
Прежде чем начать анкетный опрос, экспериментатор должен иметь ответы на следующие вопросы. 1) выдержаны ли требования к языку опрашиваемо, го (может быть, для одного язык слишком труден, для другого, наоборот, примитивен); 2)все ли вопросы и варианты ответов понятны; 3) существует ли опасность утомить опрашиваемого; 4) нет ли опасности получения в основном социально желательных или стереотипных ответов; 5) не слишком ли много вариантов ответов на вопрос; 6) все ли в порядке со стороны графического оформления анкеты, нет ли переносов в смысловых кусках (например, на другую страницу), четко ли напечатан текст инструкции, вопросы и ответы (В. А. Ядов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|