Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ продуктов деятельности

Важное место в изучении психики дошкольника занимает метод количественного и качественного анализа продуктов деятельности, поскольку ни в каком другом возрасте деятельность ребенка не бывает столь разнообразна. Анализируются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной деятельности (исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы и сказки, пересказ известных литературных произведений; письма, ав­тобиографии, дневники, фотографии, записи на кинопленке, виды искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы, и т. п.).

Этот метод часто входит как составная часть в другие методы, например в эксперимент.

Этот метод иногда предполагает анализ не только продукта, но и процесса его создания. Например, идет игра-драматизация по сказке, а по ходу игры анализируют выполнение роли, ее соответствие тексту, то новое, что вносит в нее ребенок. А в рисовании, лепке, аппликации можно анализировать не только проявления творчества в продукте, выразительные средства, но и способ его получения, степень соответствия первоначальному замыслу.

Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий:

1. Предварительно четко формулируют цель исследования, например: изучение отношений дошкольников ко взрослым и сверстникам, проявляющихся в их рисунках.

2. В соответствии с целью исследования выбирают испытуемых, помня о том, что овладение техническими умениями в той или иной деятельности зависит от возраста ребенка.

3. Для всех детей изучаемой группы создают одинаковые условия, т.е. подбирают одинаковые материалы, например краски, карандаши, мелки, ножницы, клей, бумагу, конструктор.

4. При получении продукта поддерживают естественные условия, как и в эксперименте: выбирают помещение, определяют время проведения, создают у ребенка мотивацию на получение продукта,
следят за тем, чтобы каждый работал самостоятельно, если проводится групповое исследование. В процесс создания продукта нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на него.

5. В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций ребенка.

6. В случае необходимости следует разработать и заучить наизусть вопросы к ребенку для беседы о полученном продукте, например о том, как он оценивает свой рисунок и почему. Тогда анализ продуктов деятельности соединяется с беседой. При этом важно помнить о правильной постановке вопросов к ребенку.

7. Критерии оценки полученного продукта разрабатываются в соответствии с поставленной в исследовании целью, например оценка выбора цвета, композиции рисунка.

 

Для того, чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее реги­стрировать, был разработан специальный метод, полу­чивший название «контент-анализ» (буквально «анализ содержания»). Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных ма­териалах выделяются специальные единицы информа­ции, а затем подсчитывается частота их употребления.

Так, например, в 20-е годы русский исследователь Н. А. Рыбников в ходе анализа сочинений прослежи­вал, как распределяются положительные и отрицатель­ные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола. Или другой пример. В 80-х годах Н. Н Лепехиным и Ч. А. Шакеевой (1984) проводился контент-анализ эпизодов жестокости и агрессии в запад­ных и отечественных кинофильмах. Анализ выявил ко­личественное преобладание и более жестокий характер подобных эпизодов в западных фильмах.

Так как контент-анализ основан на принципе повто­ряемости, частоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений образов и т. п.), его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для ана­лиза.

 

Проективная техника

Это группа методик, предназначенных для диагно­стики личности. Для них характерен глобальный под­ход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт.

Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д.

Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, да­вать толкование неопределенных очертаний и т. п. В от­личие от интеллектуальных тестов, ответы на задания проективных методик не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнооб­разных решений. При этом предполагается, что харак­тер ответов определяется особенностями личности испы­туемого, которые «проецируются» на ответы. Цель про­ектных методик относительно замаскирована, что умень­шает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впе­чатление.

Эти методики носят в основном индивидуальный ха­рактер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.

Принято различать следующие группы проективных методик:

— методики структурирования: формирование сти­мулов, придание им смысла;

— методики конструирования: создание из оформ­ленных деталей осмысленного целого;

— методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;

— методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;

— методики катарсиса: осуществление игровой дея­тельности в особо организованных условиях;

— методики изучения экспрессии: рисование на сво­бодную или заданную тему;

— методики изучения импрессии: предпочтение од­них стимулов (как наиболее желательных) другим.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...