При каком уровне гликемии доза внутривенно вводимого инсулина должна быть уменьшена в 2 раза (в условиях выведения больного из кетоацидотической комы)?
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 { ~ 1. 20-24 ммоль/л ~ 2. 22-26 ммоль/л ~ 3. 15-18 ммоль/л = 4. 12-13 ммоль/л ~ 5. 18-20 ммоль/л 8. Выберите показание для внутривенного введения бикарбоната натрия больному с кетоацидотической комой: { ~ 1. ацетонурия ~ 2. гипергликемия ~ 3. гипокалиемия ~ 4. рн крови 7,36 = 5. рн крови менее 7,0 } 9. В первые сутки лечения диабетической комы при отсутствии сердечно - сосудистой патологии следует вводить жидкость в объеме равном: { ~1. 2 литрам = 2. 4-5 литрам ~3. 1 литру ~4. 0,5 литра ~5. 10 литрам } 10. При диабетической кетоацидотической коме инфузионную терапию начинают с внутривенного введения препарата: { =1. изотонического раствора (0,9%) натрия хлорида ~2. гипотонического раствора (0,45%) натрия хлорида ~3. 5% раствора глюкозы ~4. реополиглюкина } 11. Характерным признаком кетоацидотической диабетической комы является: { ~1. эпилептиформный синдром ~2. тотальный гипергидроз =3. шумное дыхание куссмауля и запах ацетона в выдыхаемом воздухе ~4. повышенный уровень артериального давления ~5. гиперпигментация кожи } Развитию какой комы при сахарном диабете способствует выраженное, быстро развивающееся обезвоживание? { ~ 1. гипогликемической ~ 2. кетоацидотической ~ 3. молочнокислой = 4. гиперосмолярной 13. Метаболическими признаками гиперосмолярной комы являются: { =1. гипергликемия и гиперосмолярность ~2. гипернатремия и кетоацидоз ~3. кетоацидоз и гипергликемия ~4. гипергликемия и лактоацидоз } Какой способ сахароснижающей терапии используется при лечении кетоацидотической комы? { = 1. введение инсулина короткого действия каждый час ~ 2. введение инсулина средней продолжительности действия 2 раза в сутки ~ 3. прием таблетированных сахароснижающих препаратов
~ 4. введение инсулина короткого действия в сочетании с инсулином средней продолжительности 2 раза в сутки ~ 5. введение инсулина короткого действия перед основными приемами пищи в сочетании с инсулином средней продолжительности утром и на ночь } Эталоны ответов Ситуационные задачи: Задача № 1 Больной А., 18 лет поступает в стационар на носилках, без сознания. Из анамнеза известно, что страдает сахарным диабетом около трёх лет. Диабет начался с ярких манифестных симптомов, похудел тогда на 10 кг за полторы недели при повышенном аппетите, выпивал до 8 л жидкости в сутки. На момент первого обращения гликемия составляла 18 ммоль/л, глюкоза мочи 6%. Постоянно получает инсулин в суточной дозе 46 ЕД (по интенсивной схеме). В течение последних полутора недель на фоне повышенной нагрузки (сдача сессии) появились сухость во рту, полиурия до 4 -5 л в сутки. Продолжал вводить инсулин в той же дозе, по обычной схеме. Последние 3 дня присоединились тошнота, рвота, в связи с тем, что не принимал пищу, а в последние сутки не вводил инсулин. Объективно: сознание отсутствует. Рост 170 см, масса тела 80 кг, кожа сухая, запах ацетона в выдыхаемом воздухе, дыхание шумное глубокое, ЧДД 29, ЧСС 104 в минуту, АД 90/60 мм.рт.ст. Глюкоза крови 22 ммоль/л, ацетон – р.положительный, рН крови 7,1 ед. А) Ваш предварительный диагноз? 1. Сахарный диабет 1типа, кетоз 2. Сахарный диабет 1типа, кетоацидотическая кома 3. Сахарный диабет 1типа, гипогликемическая кома 4. Сахарный диабет 1 типа, гиперосмолярная кома Б) Выберите тактику инсулинотерапии при выведении из кетоацидотической комы: 1. первая доза инсулина вводиться в/в струйно 20 ЕД, затем в/в капельно по 20 ЕД ежечасно 2. первая доза инсулина вводиться в/в струйно 12 ЕД, затем в/в капельно по 8 ЕД ежечасно (0,1ЕД на 1 кг веса)
3. инсулин короткого действия подкожно дробно 4. сохраняется амбулаторная схема и доза вводимого инсулина В) Регидратационную инфузионную терапию начинают с внутривенного введения препарата: 1. изотонического раствора (0,9%) натрия хлорида 2. гипотонического раствора (0,45%) натрия хлорида 3. 5% раствора глюкозы 4. реополиглюкина Г) В первые сутки лечения следует вводить жидкость в объеме, равном: 1. 2 литрам 2. 4-5 литрам 3. 1 литру 4. 0,5 литра 5. 10 литрам Эталоны ответов: А - 2, Б - 2, В – 1, Г - 2
Задача № 2 Больной К., 57 лет страдает сахарным диабетом с 50летнего возраста, когда на фоне избытка массы тела при оформлении санаторно-курортной карты была случайно выявлена гипергликемия и глюкозурия. Получает манинил 5 мг, по 1таблетке 2 раза в день. Кроме того, страдает артериальной гипертензией, в связи с чем получает атенолол и 25 мг гипотиазида ежедневно. Последний месяц в связи с высокими цифрами АД самостоятельно увеличил дозу гипотиазида до 4 таблеток (100мг) ежедневно. Доставлен в стационар без сознания. Объективно: сознание отсутствует. Рост 164 см, масса тела 96кг, кожа сухая, запах ацетона в выдыхаемом воздухе отсутствует, ЧДД 22, ЧСС 104 в минуту, АД 60/20 мм.рт.ст.. Глюкоза крови 42 ммоль/л, ацетон мочи – отрицательный, рН крови 7,4 ед. А) Ваш предварительный диагноз? 1.Сахарный диабет 1типа, кетоз 2.Сахарный диабет 1типа, кетоацидотическая кома 3.Сахарный диабет 1типа, гипогликемическая кома 4. Сахарный диабет 1 типа, гиперосмолярная кома Б) Выберите тактику инсулинотерапии при выведении из кетоацидотической комы: 1.введение инсулина в дозе 1-2 ед в час 2.первая доза инсулина вводиться в/в струйно 12 ЕД, затем в/в капельно по 8 ЕД ежечасно (0,1 ЕД на 1 кг веса) 3. первая доза инсулина вводиться в/в струйно 20 ЕД, затем в/в капельно по 20 ЕД ежечасно 4. инсулин короткого действия подкожно дробно В) При каком уровне гликемии доза внутривенно вводимого инсулина должна быть уменьшена в 2 раза (в условиях выведения больного из кетоацидотической комы)? 1. 20-24 ммоль/л 2. 22-26 ммоль/л 3. 15-18 ммоль/л 4. 12-13 ммоль/л 5. 18-20 ммоль/л
1. изотонического раствора (0,9%) натрия хлорида 2. гипотонического раствора (0,45%) натрия хлорида 3. 5% раствора глюкозы 4. реополиглюкина Эталоны ответов: А - 4, Б - 1, В – 4, Г – 2
Задача № 3 Больной С., 25 лет страдает сахарным диабетом в течение 10 лет, постоянно получает инсулинотерапию в дозе 54 ЕД в сутки (по интенсивной схеме). Доставлен в стационар в тяжелом состоянии. Больной в сознании, правильно и односложно отвечает на вопросы. За 3 дня до госпитализации заболел ОРВИ, на этом фоне появились жалобы на слабость, сухость во рту, тошнота. Больной самостоятельно уменьшил дозу вводимого инсулина из-за отсутствия аппетита. Проявления декомпенсации сахарного диабета усилились, утром в день госпитализации была повторная рвота. Инсулин больной не вводил. К обеду появилась и стала нарастать одышка. Вызвана машина скорой помощи и больной доставлен в стационар. Объективно: сознание сохранено. Рост 172 см, масса тела 70 кг, кожа сухая, язык сухой обложен белым налетом, запах ацетона в выдыхаемом воздухе, дыхание шумное глубокое, ЧДД 28, ЧСС 112 в минуту, АД 70/40 мм.рт.ст., живот мягкий умеренно болезненный в эпигастрии. Печень на 3 см выступает из-под края реберной дуги. Глюкоза крови 21 ммоль/л, ацетон – р.положительный, рН крови 7,1 ед. А) Ваш предварительный диагноз? 1.Сахарный диабет 1типа, кетоацидоз 2.Сахарный диабет 1типа, кетоацидотическая кома 3.Сахарный диабет 1типа, гипогликемическая кома 4. Сахарный диабет 1 типа, гиперосмолярная кома Б) Выберите тактику инсулинотерапии: 1.первая доза инсулина вводиться в/в струйно 20 ЕД, затем в/в капельно по 20 ЕД ежечасно 2.первая доза инсулина вводиться в/в струйно 10 ЕД, затем в/в капельно по 7 ЕД ежечасно (0,1ЕД на 1 кг веса) 3.инсулин короткого действия подкожно дробно по 6 ед каждые 2 часа 4.сохраняется амбулаторная схема и доза вводимого инсулина В) В первые сутки лечения следует вводить жидкость в объеме, равном: 1. 2 литрам 2. 4-5 литрам 3. 1 литру 4. 0,5 литра 5. 10 литрам Г) Регидратационную инфузионную терапию начинают с внутривенного введения препарата:
1. изотонического раствора (0,9%) натрия хлорида 2. гипотонического раствора (0,45%) натрия хлорида 3. 5% раствора глюкозы 4. реополиглюкина Эталоны ответов: А - 1, Б - 2, В – 2, Г – 1
Задача № 4 Больная Н. 17 лет поступила в отделение интенсивной терапии в состоянии комы. Из опроса родственников установлено, что последние 7-10 дней жаловался на слабость, сонливость, сухость во рту, жажду, похудел на 10 кг за месяц. Жалобы появились после перенесенной ОРВИ. При осмотре: состояние тяжелое, больная без сознания. Рост 168 см, вес 60 кг. Резкий запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Кожные покровы сухие, холодные на ощупь, тургор кожи снижен. Глубокое шумное дыхание с ЧДД 30 в мин.. Тонус глазных яблок снижен, тонус мышц снижен. Сердечны тоны ритмичные, ЧСС 120 в мин. Пульс 120 в мин., АД – 70/40 мм рт ст. Живо мягкий, безболезненный при пальпации, печень увеличена и на 2 см выступает из-под края реберной дуги. Сухожильные рефлексы ослаблены. При лабораторных исследованиях выявлена гипергликемия (27 ммоль/л), гипокалиемия (3,0 ммоль/л), pH – 6,9; ацетон мочи резко положительный. А) Ваш предварительный диагноз? 1. Сахарный диабет 1типа, кетоз 2. Сахарный диабет 1типа, кетоацидотическая кома 3. Сахарный диабет 1типа, гипогликемическая кома 4. Сахарный диабет 1 типа, гиперосмолярная кома Б) Выберите тактику инсулинотерапии при выведении из кетоацидотической комы: 1. первая доза инсулина вводиться в/в струйно 20 ЕД, затем в/в капельно по 20 ЕД ежечасно 2. первая доза инсулина вводиться в/в струйно 9 ЕД, затем в/в капельно по 6 ЕД ежечасно (0,1ЕД на 1 кг веса) 3. инсулин короткого действия подкожно дробно 4. сохраняется амбулаторная схема и доза вводимого инсулина В) Регидратационную инфузионную терапию начинают с внутривенного введения препарата: 1. изотонического раствора (0,9%) натрия хлорида 2. гипотонического раствора (0,45%) натрия хлорида 3. 5% раствора глюкозы 4. реополиглюкина Г) При каком уровне гликемии следует перейти на в/в введение 5% глюкозы: 1. 20-24 ммоль/л 2. 15-18 ммоль/л 3. 12-13 ммоль/л 4. 18-20 ммоль/л
7. Контрольные вопросы для подготовки к занятию: 7.1 При каком типе СД чаще развивается кетоацидоз? 7.2 Какие причины могут привести к развитию кетоацидотической комы? 7.3 Какие клинические признаки характерны для кетоацидотической комы? 7.4 Какие лабораторные и инструментальные исследования должны быть включены в алгоритм обследования больного с кетоацидотической комой? 7.5 На основании каких критериев проводится дифференциальный диагноз между кетоацидотической и гипогликемической комами? 7.6 Какие основные меры неотложной помощи должны быть оказаны больному в кетоацидотической коме на догоспитальном этапе?
7.7 Каковы основные направления патогенетической терапии кетоацидотической комы на госпитальном этапе? 7.8 Какие существуют меры профилактики кетоцидотической комы 7.9 Какие причины могут привести к развитию гиперосмолярной комы 7.10 Какие клинические признаки характерны для гиперосмолярной комы? 7.11 Какие лабораторные и инструментальные исследования должны быть включены в алгоритм обследования больного с гиперосмолярной комой? 7.12 На основании каких критериев проводится дифференциальный диагноз между кетоацидотической и гиперосмолярной комами? 7.13 Какие основные меры неотложной помощи должны быть оказаны больному в гиперосмолярной коме 8. Содержание самостоятельной работы: А. аудиторная самостоятельная работа: 8.1 овладение практическими навыками осмотра больного с котозом, кетоацидозом или кетоацидотической комой; 8.2 самостоятельная курация больного для написания истории болезни; 8.3 работа с методическими рекомендациями «Схема истории болезни»; 8.4 демонстрация курируемого тематического больного с проявлениями диабетического кетоза, кетоацидоза или кетоацидотической комой в зависимости от наличия больных в отделении на момент проведения занятий, (изложение анамнеза заболевания, демонстрация клинических проявлений, формулировка предварительного клинического диагноза, включая оценку стадии кетоацидотической комы; составление плана обследования в целях уточнения диагноза; составление плана лечения; 8.4 трактовка результатов параклинического обследования больного (лабораторного и инструментального), формулирование окончательного диагноза; 8.5 участие в учебной деловой игре «Кетоацидотическая кома» в целях формирования системного мышления будущего врача и обучения методам моделирования при постановке диагноза и выбора лечебных мероприятий. Алгоритм целевой деятельности студентов следующий:
выполнение тестовых заданий в начале и конце занятия: 8.5 собеседование по основополагающим вопросам темы занятия; 8.6 решение ситуационных задач; 8.7 работа с методической и научной литературой; 8.8 изучение нормативных материалов; 8.9 выполнение тестовых заданий в начале и конце занятия (тестовый контроль текущий – исходный и заключительный уровень знаний), ситуационных задач. Б. Самостоятельная внеаудиторная работа: 8.1 изучение текста учебника; 8.2 чтение дополнительной литературы; 8.3 ознакомление с нормативными документами; 8.4 учебно-исследовательская работа; 8.5 использование Интернета; 8.6 написание истории болезни.
9. Методическое и наглядное обеспечение занятия: 9.1 методические указания для студентов по самостоятельной работе; 9.2 графики аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов; 9.3 информирование студентов о цели, плане и задачах практического занятия по данной теме; 9.4 настольные таблицы патогенеза диабетической кетоацидотической комы и дифференциальной диагностики кетоацидотической и гипогликемической комы, патогенетических направлений лечения кетоацидотической комы, коррекции дозы препаратов калия; 9.5 истории болезни пациентов, находящихся в эндокринологическом отделении по поводу декомпенсации СД (кетоз, кетоацидоз, кетоацидотическая кома); 9.6 Деловая игра «Кетоацидотическая кома»; 9.7 Родионова Т.И., Чобитько В.Г., Калашников А.И. Схема истории болезни (методические рекомендации).- Саратов,2013.-19с.
10. Литература: А) Основная:
Б) Дополнительная: 1. Балаболкин М.И., Клебанова Е.М., Креминская В.М. Дифференциальная диагностика и лечение эндокринных заболеваний: Руководство.-Медицина, 2002.-752с. 2. Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.В. Эндокринология. - М., М. – 2007. – 432 с. 3. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом. Под редакцией И.И. Дедова, М.В. Шестаковой (издание шестое).- Москва, 2013.- 118с. 4. Клинические рекомендации. Эндокринология/Под ред. Дедова И.И., Мельниченко Г.А.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.- 368с. 5. Эндокринология. Национальное руководство/Под ред. И.И. Дедова, Г.М. Мельниченко.- М.: Изд. ГЭОТАР-Медиа, 2013.-1084 с. 6. А.В. Древаль Эндокринные синдромы. Диагностика и лечение. – М.: Изд. ООЭТАР-Медиа, 2014.-416 с. 7. Эндокринология: Руководство для врачей/Под ред. Заслуженного врача РФ, заслуженного работника высшей школы РФ проф. В.В. Потемкина.- М.: ООО «Издательство «Московское информационное агентство», 2013. – 776 с. 8. Сахарный диабет: острые и хронические осложнения (под ред. И.И.Дедова, М.В.Шестаковой), М.: ООО «Издательство «Московское информационное агентство», 2011. – 477 с. В) Учебно-методические материалы, изданные сотрудниками кафедры:
Указанная литература имеется в читальном зале научной библиотеки СГМУ и на кафедре эндокринологии СГМУ. Перечень интернет-сайтов, содержащих информацию по эндокринологии:
Составитель асс. Максимова О.В.
Методические указания обсуждены на заседании учебно-методической конференции кафедры протокол № «____»_______________________ 2015 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|