Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политика развития социального сектора экономики




 

Прежде всего, это выбор и реализация приоритетов технико-экономического развития исходя из закономерностей долгосрочного экономического роста, ключевых направлений технико-экономического развития и национальных конкурентных преимуществ. Выбираемые приоритеты должны соответствовать перспективным направлениям становления нового технологического уклада, создавать расширяющийся импульс роста спроса и инновационной активности. Приоритетные производства, начиная с определенного момента, должны выходить на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, играя роль «локомотивов роста» для всей экономики. Их реализация должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной зарплаты и квалификации работающего населения, общим ростом благосостояния народа.

Приоритетные направления, осуществление которых удовлетворяет необходимым критериям:

·   освоение современных информационных технологий;

·   развитие биотехнологий, в особенности генной инженерии и других направлений приложения микробиологических исследований, поднимающих эффективность здравоохранения, АПК, фармакологической и других отраслей промышленности;

·   обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины;

·   модернизацию непроизводственной сферы на основе современного отечественного оборудования (диагностические приборы и лазеры для медицины, вычислительная техника для системы образования и т. д.);

·   применение технологий регенерации тканей, в том числе с использованием стволовых клеток, в медицине;

·   оздоровление окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий;

·   создание современных транспортных узлов, позволяющих существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок;

·   обеспечение жилищного строительства и модернизация ЖКХ с использованием современных технологий;

·   модернизация информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптоволоконной связи, сотовой связи в городах [2].

Прогнозирование и планирование развития экономики должны определять содержание бюджетной, внешнеторговой, промышленной и других составляющих экономической политики государства, которые необходимо увязывать посредством прогнозирования и программирования. Ведь в условиях современного НТП субъекты хозяйственной деятельности, органы государственного управления и общество в целом нуждаются в научно обоснованном предвидении будущих тенденций научно-технического и социально-экономического развития.

Необходимо изменение технологии прогнозирования социально-экономического развития. Главная задача - перелом сложившихся тенденций, преодоление депрессии и инициировании экономического роста. Прогноз должен определяться сочетанием имеющихся возможностей и желаемых результатов. Для этого он должен учитывать закономерности современного экономического развития, начинаться с формулирования четких целей социально-экономического развития на заданную перспективу и инвентаризации имеющихся ресурсов, которые могут быть задействованы путем создания соответствующих макроэкономических условий и мер государственного регулирования.

С учетом нарастающего отставания российской экономики по техническому уровню и деградации интеллектуального потенциала на фоне становления нового технологического уклада в передовых странах время выбора инновационного пути развития ограничено ближайшими двумя-тремя годами. По мере формирования нового уклада быстро возрастает капиталоемкость составляющих его производств. Оседлать новую волну экономического роста в процессе ее зарождения можно относительно легко, опираясь на научные заделы в ключевых технологиях нового уклада. После вступления его в фазу зрелости для этого потребуются колоссальные инвестиции. Если возможности структурной перестройки российской экономики на основе нового технологического уклада будут упущены, в дальнейшем ее эволюция будет идти по инерционному сценарию, и ограничено сырьевой периферией мировой экономики.

В силу запредельной изношенности основных фондов, старения высококвалифицированных кадров, глубокого падения производства высокотехнологических товаров и нарастающей переориентации экономики на импортную технологическую базу меры по переводу экономики на инновационный путь развития нужно предпринимать немедленно.

Реализация охарактеризованной стратегии экономического развития России позволяет вывести ее на траекторию быстрого и устойчивого экономического роста с темпом ежегодного прироста инвестиций - до 25%, в том числе, в освоение ключевых производств нового технологического уклада - около 35%. Это позволит прекратить сползание российской экономики на сырьевую периферию мирового рынка, вывести ее на инновационный путь развития, восстановить способность к самостоятельному развитию в числе передовых стран мира [4].


Заключение

 

Любые радикальные экономические и политические преобразования в обществе рассчитаны на социальный прогресс. Последний находит наиболее концентрированное выражение в росте доходов и потребления большинства населения. Если пути достижения этой цели плохо обоснованы и реформаторы слишком долго и с большими потерями для общества вырабатывают механизм реализации реформ, последние, при всей очевидной их необходимости, могут быть отторгнуты, а общество втянуто в длительную политическую и социально-экономическую нестабильность.

Сегодня население России оказалось в ситуации, которая описана во всех западных учебниках: когда сумма социально-экономических ожиданий превышает сумму того, чем их можно удовлетворить, люди начинают прибегать к насилию, отстаивая свои интересы. Жертвой в таком случае становится общество в целом.

Преобразования в экономике не могут служить самоцелью. Экономический рост, повышение эффективности общественного производства не только выступают средством для решения социальных задач, но и обречены на неудачу, если социальные цели оказываются нереализованными.

Социальная ориентация экономического развития означает подчинение производства потребителю - в любой рыночной структуре экономические интересы производителей не имеют иной формы реализации, кроме удовлетворения запросов потребителей.

Большое значение для рыночных преобразований, рассчитанных на действительный социальный прогресс в России, приобретает осознание необходимости перехода от принципа человек для государства к принципу государство для человека.

Лишь ориентация на социально - экономические интересы большинства населения, а не узкой социальной группы, способна вывести страну в лидеры.

 


Список использованной литературы

 

1. Белокрылова О.С., Васькина М.Г. Теория переходной экономики.// Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Издательство «Содействие ХХI век», 2008 - С.21 - 25.

.   Глазьев С. Возможности и ограничения технико-экономического развития России в условиях структурных изменениях в мировой экономики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru

.   Глазьев С. Перспективы социально-экономического развития России: статья [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://institutiones.com

.   Глазьев С. Стратегия и концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.apn.ru

.   Красникова Е.В. Теория переходной экономики. - М.: ТЕИС, 1998. - Т.2 - C. 136

.   Медведев Д.А.: Выступление перед Государственным собранием от 24.04.2012 г/ Президентские итоги и премьерские планы.

.   Мониторинг и анализ социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики. Основные показатели социально-экономического развития России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru

.   Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник для вузов / А.Н. Романов, В.В. Клочков и др. Под ред. И.П. Николаевой - ВЗФЭИ. М.: Финстатинформ, 2005. - C. 429

.   Покидченко М.Г. Пути развития экономики России: теория и практика: Учебное пособие./ Сперанская Л.Н.; Дробышевская Т.А.- М.: ИНФРА-М, 2005. - C. 320

10. Пухов С. Больше россиян "несут" с родины только китайцы//"Финам. инфо" <http://finam.info/currency/news2486F00001/default.asp> - 2009. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dcenter.ru

.   Рогов C.М. Функции современного государства: вызовы для России: Научный доклад. - М.: Институт США и Канады РАН, 2005.

.   Эклунд К.Р. Эффективная экономика - М.: Экономика, 1991. - C. 122-123

.   Ясин, Е. Социальные итоги трансформации, или Двадцать лет спустя / Е. Ясин, Г. Андрущак, А. Ивантер, Н. Косарева, Л. Овчарова, А. Пономаренко, В. Фадеев // Вопросы экономики. - 2011. - № 8. - С. 77-96.

.   Ясин Е. Функции государства в рыночной экономике//Вопросы экономики. 1997. - №6. - С. 13-23

 


Приложение 1

 

  1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Номинальный ВВП (млрд.руб) 4823.2 7305.6 8943.6 10819.2 13208.2 17027.2 21609.8
Реальный ВВП (% к пред. периоду) 106.4 110.0 105.1 104.7 107.3 107.2 106.4
Объем промышленной продукции (% к пред. периоду) 108.9 108.7 102.9 103.1 108.9 108.0 105.1
Индекс потребительских цен (% к пред. периоду) 136.5 120.2 118.6 115.1 112.0 111.7 110.9
Индекс цен производителей промышленной продукции (% к пред. периоду) 170.7 131.9 108.3 117.7 112.5 128.8 113.4
Оборот розничной торговли (% к пред. периоду) 94.2 109.0 111.0 109.3 108.8 113.3 112.8
Реальные располагаемые доходы населения (% к пред. периоду) 87.7 112.0 108.7 111.1 115.0 110.4 112.4
Среднедушевой денежный доход (руб.в месяц) 1659 2281 3062 3947 5170 6410 8112
Оплата труда наемных работников (включая скрытую) (млрд.руб.) 1934.0 2937.0 3848.0 5065.0 6231.0 7845.0 9474.0
Среднедушевой прожиточный минимум (руб. в месяц) 907.8 1210.0 1500.0 1808.0 2112.0 2376.0 3018.0
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного уровня (в % к общей численности населения) 28.003 29.000 27.005 24.006 20.003 17.006 17.007
Общий уровень безработицы (млн. человек в среднем за период) 9.004 7.007 6.004 5.008 6.002 6.000 5.006
Общий уровень безработицы (в % к экономически активному населению) 13 10 9 8 8 8 7
  2006 2007 2008 2009 2010 2011  
Номинальный ВВП (млрд.руб) 26917.2 33247.5 41276.8 38807.2 45172.7 54585.6  
Реальный ВВП (% к пред. периоду) 108.2 108.5 105.2 92.2 104.3 104.3  
Объем промышленной продукции (% к пред. периоду) 106.3 106.8 100.6 90.7 108.2 104.7  
Индекс потребительских цен (% к пред. периоду) 109.0 111.9 113.3 108.8 108.8 106.1  
Индекс цен производителей промышленной продукции (% к пред. периоду) 110.4 125.1 93.0 113.9 116.7 112.0  
Оборот розничной торговли (% к пред. периоду) 114.1 116.1 113.6 94.9 106.3 107.0  
Реальные располагаемые доходы населения (% к пред. периоду) 113.5 112.1 102.4 103.1 105.1 100.8  
Среднедушевой денежный доход (руб.в месяц) 10196 12603 14948 17009 18881 20712  
Оплата труда наемных работников (включая скрытую) (млрд.руб.) 11986.0 15526.0 19560.0 19560.0 22640.0    
Среднедушевой прожиточный минимум (руб. в месяц) 3422.0 3847.0 4593.0 5153.0 5688.0    
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного уровня (в % к общей численности населения) 15.002 13.003 13.004 13.000 12.006    
Общий уровень безработицы (млн. человек в среднем за период) 5.003 4.006 4.008 6.003 5.006 5.000  
Общий уровень безработицы (в % к экономически активному населению) 7 6 6 8 7 6  

 


Приложение 2

 

Среднегодовое потребление основных продуктов питания на душу населения (кг)

Продукт

Россия

США

  1989 2009 1989 2004
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо (без сала и субпродуктов) 69,0 73,5 113,0 120,0
Молоко и молочные продукты (включая животное масло) в пересчете на молоко 396,0 256,2 263,0 266,0
Яйца, шт. 309,0 211,0 229,0 256,0
Рыба и рыбопродукты в товарном весе 21,3 20,3 12,2 11,0
Сахар 45,2 31,4 28,0 28,0
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа, бобовые) 115,0 99,3 100,0 90,0
Картофель 106,0 67,1 57,0 64,0
Фрукты и ягоды 35,0 63,9 95,0 121,0

 


Приложение 3

 

Сводный индекс благосостояния и его составляющие

Показатель Содержание Значение Удельный вес фактора
Индекс изменения покупательной способности среднедушевого дохода Изменение покупательной способности среднедушевого дохода в части приобретения рыночных товаров и услуг 1,45 0,80
Индекс расходов на нерыночные индивидуальные услуги Изменение реальных расходов государства некоммерческих организаций на нерыночные индивидуальные услуги 0,93 0,15
Индекс доступности жилья Изменение покупательной способности среднедушевого дохода в части приобретения жилья и нового строительства 0,57 0,05
Сводный индекс благосостояния Средневзвешенная величина из указанных выше индексов 1,32  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...