История возникновения и развития КСО
Лекция 2 Основные характеристики корпоративной социальной ответственности История возникновения и развития КСО Построение социального государства, которое сопровождается социальным взаимодействием власти, бизнеса и общества, предполагает переход к концепции социальной ответственности, принципы которой сформулировал Э. Карнеги. Он определил, что понятие социальной ответственности строится на принципах - благотворительность и служение. Самым первым проявлением социальной ответственности считается благотворительность, и в основном она носила частный характер. По мере увеличения масштабов промышленной деятельности круг вопросов, относящихся к сфере социальной ответственности бизнеса, постепенно расширялся. Так, индустриальный бум конца XIX века, приведший к усилению конкуренции и росту рабочего движения, стал причиной, побудившей целый ряд компаний на смягчение условий труда наемных работников и предоставление дополнительных гарантий деловым партнерам. В середине 1950-х гг. прошлого столетия достигнутый высокий уровень благосостояния в экономически развитых странах способствовал становлению консьюмеризма и наступлению постиндустриальной эпохи. Крупный бизнес стал объектом критики со стороны общества потребителей, начал подвергаться все большим ограничениям со стороны государства. Идея социальной ответственности бизнеса прочно утверждается в общественном сознании. В свою очередь возникновение спроса на услуги социального характера открывает новые перспективы для развития бизнеса. Формирование основных черт постиндустриальной эпохи, в том числе развитие сети транснациональных корпораций и описанный в научной литературе «упадок национального государства», привели в конце 1970-х – начале 1980-х гг. к оформлению концепции социальной ответственности бизнеса. Укреплению идеи социальной ответственности бизнеса способствовала крупномасштабная реструктуризация компаний, сопряженная с потерей рабочих мест и усложнением условий труда.
Государство, взяв идею социальной ответственности бизнеса на вооружение, усилило регулирование рынка и установило более жесткие стандарты в сфере трудового законодательства и охраны окружающей среды. Усилилось профсоюзное движение и соответственно давление со стороны профсоюзов на бизнес. Со своей стороны, представители крупного бизнеса приняли идею социальной ответственности без сопротивления, чему способствовали, с одной стороны, уже сложившиеся традиции управленческой культуры, основанной на идеях фордизма, с другой стороны, резкое повышение уровня конкуренции и очевидная зависимость между общественным мнением о фирме и уровнем продаж. Таким образом, концепция социально ответственного бизнеса явилась результатом совпадения, с одной стороны, возросших ожиданий общества по отношению к собственникам, менеджменту, производственным структурам бизнеса, с другой стороны, согласия представителей бизнеса признать справедливость этих ожиданий и соответствовать им в своей экономической деятельности.[1] Таким образом, основными причинами интенсивного развития КСО стали: - глобализация экономики и обострение конкуренции; - появление и утверждение корпораций в качестве ведущих субъектов мирового развития, рост их влияния; -усиление механизмов государственного регулирования экономической деятельности (ужесточение трудового и экологического законодательства); - возрастающая роль нематериальных активов, таких как человеческий капитал, информационный капитал, организационный капитал;
- рост гражданской активности общества; -формирование общественных инициатив, направленных на интенсификацию корпоративной социальной ответственности; - усиление взаимосвязи общественного мнения и уровня продаж. В связи с этим наблюдается усиление интереса к феномену КСО со стороны различных представителей научных кругов, в том числе экономистов и социологов. Идет активный процесс изучения различных аспектов этого общественного явления. В ведущих экономических вузах мира концепции КСО входят в учебные программы по подготовке менеджеров. В обобщенном виде сущность КСО раскрывается следующим образом: бизнес должен заботиться не только о прибыли и уплате налогов, которые распределяются государством на решение социально значимых проблем, но и разделить с обществом ответственность за социальную несправедливость, экономическое неравенство и экологические проблемы, участвуя в экономической адаптации социально незащищенных слоев населения, в охране окружающей среды. В научной среде имели место различные подходы к трактовке и оценке концепции социально ответственного бизнеса. Теория корпоративного альтруизма определяет, что корпорации обязаны вносить существенный вклад в улучшение качества жизни людей. Теория корпоративного эгоизма (М. Фридман, Д. Хендерсон) утверждает, что бизнес ответствен только за увеличение дохода своих акционеров, и призван использовать ресурсы и энергию с единственной целью – увеличение прибыли. Есть промежуточные подходы: - теория просвещенного или разумного эгоизма, согласно которой, расходуя на социальные и благотворительные программы, корпорация, уменьшая текущую прибыль, задает благоприятную социальную среду для устойчивой прибыли в долгосрочной перспективе; - теория социально ответственного поведения основана на стремлении бизнеса повысить свой социальный статус посредством осуществления благотворительных и социальных программ. При этом между представителями вышеуказанных концепций идет острая полемика. К примеру, сторонник теории корпоративного эгоизма Д. Хендерсон критикует концепцию социально ответственного бизнеса, называя ее «обманчивой» и «разрушительной», поскольку она базируется «на сомнительных или ложных допущениях», которые ведут «к росту затрат и ухудшению результатов» деятельности корпораций.
Существует дилемма «эффективность / общественное благо и корпоративная социальная политика». Рассмотрим аргументы за и против корпоративной социальной ответственности.[2] Аргументы «за»: 1) социальная ответственность совпадает с интересами компании, т.к. создает лучшее общество и лучшую среду для бизнеса; 2) благоприятные долгосрочные перспективы для бизнеса, формирование позитивного имиджа в общественной среде; 3) социально-ответственный менеджмент предупреждает или ослабляет отрицательные эффекты воздействия на организацию со стороны таких влиятельных групп как государственные и муниципальные органы власти; 4) льготы со стороны государства; 5) широкая общественность ожидает этичного поведения организаций и их руководства, а несоответствие этим ожиданиям может привести к негативным последствиям; 6) создаваемые организациями социальные проблемы должны решаться за счет этих организаций; 7) социальная ответственность оправдывает существование организации как элемента общества; 8) социально-ответственное поведение – это следование моральным нормам и культурным ценностям общества. Аргументы «против»: 1) нарушение правила максимизации прибыли, что ведет снижению дивидендов, сокращению затрат на НИОКР и обновление основных фондов; 2) снижение доходных статей компании; 3) расходы на программы КСО в итоге ложатся на плечи потребителей в виде повышения цен на продукты; 4) невозможность точного определения эффекта социальных программ, в связи с этим возникает сложность в представлении отчетности перед заинтересованными лицами и перед широкой общественностью; 5) недостаточно умений и опыта в решении общественных проблем у менеджмента корпораций, т.к. изначально эти вопросы находятся в компетенции государственных и муниципальных органов управления;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|