Сущность понятия «корпоративная социальная ответственность»
В научной литературе понятие социальной ответственности бизнеса трактуется как добровольный вклад, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума, в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах. Некоторые авторы воспринимают ее как обязанность деловых кругов действовать в соответствии с решениями, которые в той или иной степени выходят за рамки непосредственных экономических интересов корпораций. Другие рассматривают социальную ответственность как настоятельную необходимость для корпораций и иных частномонополистических ассоциаций осуществлять в рамках существующей экономической системы мероприятия, которые отвечали бы интересам и потребностям различных социальных кругов и организаций. На сегодняшний день одним из наиболее часто используемых подходов к социальной ответственности является подход, предложенный американским исследователем Арчи Кэрроллом – пирамида Кэрролла. [3] Согласно позиции А. Кэрролла, КСО является многоуровневой, в его модели присутствуют четыре составляющих: экономическая, правовая, этическая и филантропическая ответственность корпорации. Корпорация должна следовать всем обязательствам, чтобы исполнять свою корпоративную гражданскую роль. Основная цель и ответственность фирмы – это экономическая ответственность, т.е. обеспечение достаточной прибыли на собственный акционерный капитал, выпуск продукции, которая стоит заплаченных за нее ресурсов, создание новых рабочих мест и новых материальных ценностей для своего бизнеса, следование инновациям. Иными словами, любая фирма, реализующая свою экономическую ответственность перед обществом, уже социально ответственна. А. Кэрролл считает, что деятельность корпораций необходимо оценивать не только по их экономическим успехам, но и по неэкономическим критериям.
Каждая компания должна действовать в рамках закона, – это правовая ответственность, она подразумевает исполнение бизнесом законов в условиях рыночной экономики, соответствие его деятельности ожиданиям общества, зафиксированным в правовых нормах. Этическая ответственность определяет границы поведения корпорации, соблюдение которых предписывается обществом в соответствии со сложившимися социально-культурными нормами и ожиданиями, т.е. быть моральной, честной, справедливой, уважающей права людей, избегающей нанесения социального вреда. Филантропическая (дискреционная) ответственность побуждает фирму к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ, т.е. осуществление общественно-полезной деятельности. Кэрролл перечисляет все четыре вида ответственности в порядке их приоритетности. Компания должна сначала получить прибыль для соблюдения своей экономической ответственности. Для продления периода своей деятельности, компания должна соблюдать законы. Далее рассматривается возможность выполнения компанией действий по социальной ответственности, однако это возможно только после выполнения своей экономической и правовой ответственности. Необходимость реализации социальных программ каждая компания определяет в зависимости от результативности деятельности. По мере своего развития бизнес расширяет сферу социальных интересов, определяет приоритетные для него направления. Предлагается множество определений КСО, но наиболее удачным по мнению экспертов является определение, которое дает Международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности»: Социальная ответственность – ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:
- содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; - учитывает ожидания заинтересованных сторон; - соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; - введено во всей организации.[4] Международный форум лидеров бизнеса дает такое определение: «КСО – «продвижение практик ответственного бизнеса, которые приносят пользу бизнесу и обществу, и способствует социальному, экономическому и экологическому устойчивому развитию путем максимизации позитивного влияния бизнеса на общество и минимизации негативной нагрузки на окружающую среду».[5] На Всемирном бизнес конгрессе за устойчивое развитие в своем докладе «Making Good Business Sense» (Создавая смысл для бизнеса) Лорд Холм и Ричард Уаттс характеризовали КСО как «обязательство бизнеса вносить вклад в устойчивое экономическое развитие, в трудовые отношения с работниками, их семьями, местным сообществом и обществом в целом для улучшения качества их жизни».[6] Ведущее объединение корпораций США, занимающееся развитием и продвижением концепции КСО, (Business for Social Responsibility): КСО – «достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде» и «взаимосвязанный набор политик, практики и программ, которые интегрированы в процесс бизнеса, цепочки поставок, процедуры принятия решений на всех уровнях компании и включают ответственность за текущую и прошлую деятельность и будущее влияние деятельности компании на внешнюю среду».[7] Программой развития ООН (ПРООН) и Ассоциацией менеджеров России был подготовлен доклад «О социальных инвестициях в России в 2004 году. Роль бизнеса в общественном развитии», в котором представлено расширенное определение корпоративной ответственности перед обществом применительно к России: «корпоративная ответственность перед обществом определяется как философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, отдельными корпорациями и предприятиями своей деятельности по следующим направлениям:
- производство качественной продукции и услуг для потребителей; - создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат, инвестиции в развитие человеческого потенциала; - соблюдение требований законодательства (налогового, экологического, трудового и др.); - эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров; - учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел; - вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества».[8] Там же достаточно узко характеризуется КСО как «добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций». Сопоставляя эти различные концептуальные позиции, можно сделать вывод о том, что все они правомерны и отражают разные аспекты сложного процесса взаимосвязи общества, государства, политики и бизнеса. Социальная ответственность в широком понимании выступает как определенные ожидания общества по отношению к собственникам и менеджменту, производственным структурам, с одной стороны, и осознание ими своего долга перед обществом, коллективом, индивидом за свои действия и их социальные последствия — с другой. Контрольные вопросы 1. Каковы причины интенсивного развития корпоративной социальной ответственности? 2. Опишите характерные особенности существующих подходов к трактовке и оценке концепции социально ответственного бизнеса(теория корпоративного альтруизма, теория корпоративного эгоизма и др.) 3. Определите преимущества и недостатки КСО. 4. Какова сущность пирамиды А. Кэрролла? 5. Дайте определение корпоративной социальной ответственности.
[1] Суханова К.Л. Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества. Автореферат диссертации на степень к.с.н., Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. [2] Романов П.В. Учебный курс «Корпоративная социальная ответственность». М.: ВШЭ, 2013. Электронный ресурс: http://www.hse.ru/org/hse/ksp. Дата обращения 30.03.2013. [3] Carroll A.B. (1991). «The pyramid of corporate social responsibility: toward the moral management of organizational stakeholders». Business Horizons, July -- August, pp. 39-48. [4] Международный стандарт ISO26000 «Руководство по социальной ответственности» [5] Международный форум лидеров бизнеса [6] Алексеева О.Социальная ответственность компаний - опыт Запада и России // журнал «Меценат», №4, 2011 г., с 25. [7] «Business and economic development: the impact of corporate responsibility standards and practices», Business for Social Responsibility, USA, 2003; «Overview of Corporate Social Responsibility», Issue brief, Business for Social Responsibility, 2003. [8] Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год /под общей редакцией С.Е. Литовченко – М.: Ассоциация менеджеров, 2004, с.9.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|