Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Научно- методические аспекты логопедии




Содержание

 

ТЕМА 1. НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИИ……….. 3

ТЕМА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА РЕЧИ……………………….. 9

ТЕМА 3.ИСТОКИ ЛОГОПЕДИИ………………………………………………16

ТЕМА 4. СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА В ЛОГОПЕДИИ…….38

ТЕМА 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ОТДЕЛА…44

ТЕМА 6. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИФЕРИЧЕСКОГОРЕЧЕВОГО

АППАРАТА……………………………………………………………48

ТЕМА 7. ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ……………………………..54

ТЕМА 8. МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ……………..59

ТЕМА 9. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

(ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ)………………………..60

ТЕМА 10. КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ………………...62

ТЕМА 11. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙПОМОЩИ

В РОССИИ…………………………………………………………. 69

 

ТЕМА 1. НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИИ

Основы логопедии как педагогической науки разработаны Р.Е.Левиной в 50-70 г. 20 века и базируются на учении о сложной иерархической структуре речевой деятельности.

Логопедия - педагогическая наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении средствами специального обучения и воспитания (Р.Е. Левина).

Логопедия является отраслью специальной педагогики.

Специальная педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, формы организации процесса специального образования детей с нарушениями в развитии.

К специальным наукам относятся: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия и др. науки.

Логопедия является базисной наукой для логопедагогики и логопсихологии.

Логопедагогика – выражает тенденции развития, обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. У данного контингента детей, имеются нарушения речи, обусловленные несформированностью, недоразвитием или повреждением на ранних этапах онтогенеза психологических или физиологических ее механизмов, при наличии слуха, зрения и сохранных предпосылок интеллектуального развития.

Логопсихология – рассматривает психологический аспект ребенка с речевой аномалией.

Логопедия изучает причину, симптоматику, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия взрослых.

Структура педагогического (логопедического) процесса включает:

- субъект и объект логопедического процесса, который представляет собой динамическую систему «логопед-ребенок»)

- содержание педагогического процесса.

- логопедическую диагностику.

Критерии эффективности логопедического воздействия.

Цель логопедии - исследовать закономерности специального обучения и воспитания человека с нарушенным речевым развитием (устар. логопат).

Для достижения данной цели перед логопедией стоят следующие задачи:

- определение распространенности и симптоматики нарушений речи у детей дошкольного и школьного возраста;

- исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка;

- разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств;

- изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития;

- разработка научно обоснованных методов устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности;

- организация системы логопедической помощи.

В задачах определяется как теоретическая, так и практическая направленности.

Теоретический аспект предусматривает разработку специализированных программ для детей с различной структурой и выраженностью речевого нарушения; создание методических систем логопедических занятий и упражнений, дидактических пособий, рекомендаций для родителей.

Практический аспект включаетпрофилактику, выявление и устранение речевых нарушений.

В процессе формирования правильной речи учитываются обще-дидактические и методические принципы обучения:

- принцип взаимосвязи сенсорного умственного и речевого развития, реализация которого направлена на обогащение речемыслительной деятельности;

- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи, т.е. направленность на формирование речевого высказывания;

- принцип формирования элементарного осознания явлений языка: предполагается особая организация процесса развития фонематического восприятия, морфологических закономерностей, практических грамматических обобщений;

- принцип обогащения мотивации речевой деятельности, т.е. направленность на преодоление речевого негативизма, стимуляцию речевой активности.

Направление и содержание педагогических исследований речевой патологии у детей определяются принципами их анализа, разработанными Р.Е. Левиной и составляющими метод логопедической науки:

Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Следует различать происхождение изменений развития и сами эти изменения, их последовательное образование и причинно-следственные зависимости между ними (Л.С. Выготский).

Рассмотрим данный принцип на примере такого речевого расстройства как дизартрия (рис. 1). Причиной нарушения произносительной стороны речи при дизартрии является органическое поражение центральной нервной системы, что составляет первичный дефект этого расстройства. Первичный дефект корригируют медики, т.е. назначают ребенку препараты, которые нормализуют мышечный тонус, что благотворно действует на формирование речевой моторики. Если лечение начато не вовремя, т.е. социальная среда, в которой развивается ребенок, не отреагировала на его нужды то, по мнению Л.С. Выготского наблюдается «социальный вывих», который в свою очередь провоцирует появление вторичного дефекта - нарушения речевой моторики и речи. Дефект второго порядка, при нарушениях речи, корригируют логопеды. На фоне несвоевременно оказанной логопедической поддержки проявляется третичный дефект – нарушение неречевых познавательных процессов. Посредником между дефектами является «социальный вывих». Над коррекцией третьего дефекта работают логопеды, воспитатели и психологи. Недоразвитие познавательной сферы ребенка приводит к дефектам четвертого и пятого порядка – нарушению эмоционально-волевой сферы и социальной дезадаптации. Коррекцией дефекта четвертого и пятого порядка занимаются психолог и социальный педагог.

 

Схема 1.Структура дефекта при нарушениях речи (на примере дизартрии)

 

 
 

 

 


 

 
 

 


 

Принцип системного подхода. В сложном строении речевой деятельности различают проявления, составляющие звуковую сторону речи, фонематические процессы, лексику и грамматический строй. Нарушение речи могут затрагивать каждый компонент или их систему (схема 2). Существует группа нарушений которая охватывает как фонетико-фонематическую систему, так и лексико- грамматическую систему, в результате наблюдаются нарушения выражающиеся в общем недоразвитии всех сторон речи.

Применение принципа системного анализа речевых нарушений позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи.

Раннее распознавание возможных отклонений, как в устной, так и в письменной речи позволяет предупреждать их с помощью педагогических приемов.

Изучение характера дефекта речи, предполагает анализ связей, существующих между различными нарушениями. Логопедия опирается на закономерности, выраженные в понятии системности языка.

 

Схема 2.Нарушение речевых компонентов.

               
   
 
   
     
 


Принцип подхода к речевым нарушениям с позиций связи речи с другими сторонами психического развития. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нормальном, но и в аномальном развитии. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает найти оптимальные пути воздействия на психические процессы.

Практическое задание: составьте структуру дефекта при ЗПР (задержке психического развития). Обоснуйте свой ответ.

Структура дефекта при ЗПР

 

 
 

 

 


 

 
 

 


 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...