Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха. Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестать говорить. Прием ототоксических антибиотиков приводит к снижению слуха. II. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ связаны с психологической депривацией. 1 .Соматическая ослабленность. Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка. Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность), могут начать говорить позже своих сверстников. 2. Госпитализм. Малышу, который растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях, не хватает эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с мамой. Часто таких детей называют "трудными". В сороковых годах прошлого века появился термин синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где жили дети, родители которых погибли во время войны. Несмотря на хорошие бытовые условия, среди прочих проблем у детей отмечалась задержка речевого развития. Дело в том, что обслуживающий персонал не мог уделять каждому ребенку столько же внимания, сколько родная мама. А для того чтобы научиться говорить, малышу необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность задавать вопросы и получать на них ответы. 3. Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).
4. Индуцированное подражание. Все маленькие дети подражают речи окружающих людей. Если ребенок общается с людьми с нарушениями речи, он может копировать неправильные варианты произношения некоторых звуков (например, Р и Л), темп его речи ускоряется. Известны случаи появления заикания по подражанию. Неправильную форму речи усваивает слышащий ребенок, которого воспитывают глухие родители. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи. Практические задания: 1.Перечислите биологические причины речевых нарушений.________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Перечислите социальные причины речевых нарушений____________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ТЕМА 8. МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
К методам психологической диагностики речевых нарушений относятся: Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. С помощью данного приема можно сделать заключение о состоянии речи в целом и отметить недостатки. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное — является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное — предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется. Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.
Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых. Беседа. Путем беседы с ребенком, можно определить какие звуки он произносит правильно, какие искажает, смешивает, заменяет, пропускает. Практические задания: 1. Назовите виды наблюдения.__________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Назовите виды эксперимента._________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ТЕМА 9. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ) Методы коррекции направлены на личность в целом с целью оздоровления, перевоспитания, снятия отрицательных психических наслоений. Различают педагогические и медицинские методы коррекции. Эффективно применять данные методы комплексно. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи и обеспечивают взаимодействие двух сигнальных систем. Словесные методы направлены на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядный материал. Практические методы используют при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений, игр, инсценировок. Особое значение в логопедии придается репродуктивным и продуктивным методам. Репродуктивные методы эффективны в развитии формирования навыков четкого произношения звуко-слоговых упражнений, при восприятии звуковых образцов. Применяются эти методы при обучении ребенка правильным навыкам речевого общения. В основе репродуктивного метода лежат процессы анализа и синтеза речевого потока. Проводят ряд специальных упражнений по: звуковому анализу (разложение слова на слоги и звуки) и звуковому синтезу (звуки объединяют в слоги, слоги в слова, слова в предложения)
Продуктивные методы широко используются при построении связных высказываний, различных видов рассказа, в творческих заданиях. МЕДИЦИНСКИЕ МЕТОДЫ Оперирование. Дефект речи может возникнуть из-за органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Например. Расщелина неба и губы. Оперативным путем закрывают щели. Протезирование. В некоторых случаях при расщеплении неба до проявления операции небная щель временно закрывается искусственным небом, протезом. Часто дефекты речи возникают на почве снижения слуха. Применяются слуховые аппараты и слуховые протезы. Например. Кохлеарная имплантация. Исправление прикуса и регуляция зубов. Медикаментозное лечение. Использование медикамнтозных средств для укрепления нервной системы, общего физического состояния ребенка, если он ослаблен из-за частых заболеваний. Физиотерапия. Физиотерапия оказывает общеукрепляющее действие на организм. Например. Гальванический воротничок при заикании. Электрофорез с йодистым калием и дибазолом, на область мягкого неба при ринолалии. Психотерапия. Воздействие на психику человека с помощью слова, чтобы снять отрицательные психические наслоения. Практические задания: 1. Перечислите педагогические методы коррекции_________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Перечислите медицинские методы коррекции__________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|