Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория приобретенных потребностей МакКлелланда




Дэвид МакКлелланд считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.

  Потребность власти Потребность успеха Потребность причастности
Определение желание воздействовать на других людей, проявлять свое влияние желание довести работу до успешного завершения, а не провозглашение успеха этого работника потребность в общении, помощи другим.
Характерны для людей откровенных, энергичных, не боящиеся конфронтации, споров, отстаивающие свои позиции умеренно рискующих, любящих ситуации, где они могут взять на себя ответственность заинтересованных в компании знакомых, налаживания дружеских отношений, оказании помощи друг другу
В соответствии с теорией Маслоу располагается между потребностью в уважении и самовыражении располагается между потребностью в уважении и самовыражении потребность в причастности

[3; 371], [2; 27]

МакКлелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием опыта, жизненных обстоятельств и обучения.

Лица с высокой потребностью властвования подразделяются на две группы:

1. люди, которые стремятся к власти ради властвования;

2. люди, которые стремятся к власти, чтобы добиваться решения групповых задач.

Для успеха менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования второго типа.

Потребности достижения, соучастия и властвования в концепции МакКлелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически. Более того, проявление влияния этих потребностей на поведение человека сильно зависит от их взаимовлияния. [2; 163]

Теория двух факторов Герцберга

Герцберг совместно со своими коллегами провел исследование. Разделил все факторы по степени влияния на мотивацию на две группы.

  Гигиенические факторы Мотивирующие факторы
Характеристика факторов эти факторы связаны с окружающей средой, в которой трудятся работники эти факторы связанны с самой работой и ее содержанием, создают благоприятные условия для работы, но не нацелены на достижение высоких результатов труда
Содержание − Политика фирмы и администрации − Условия работы − Заработок − Межличностные отношения с начальниками, коллегами − Степень непосредственного контроля за работой − Успех − Продвижение по службе − Признание и одобрение результатов работы − Высокая степень ответственности − Возможности творческого и делового роста  

Герцберг заключил, что процесс обретения удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворенности с точки зрения обусловливающих их факторов являются двумя различными процессами. То есть факторы, которые вызывали рост неудовлетворенности, при их устранении необязательно приводили к увеличению удовлетворенности. И, наоборот.

Процесс «удовлетворенность — отсутствие удовлетворенности» в основном находится под влиянием мотивирующих факторов.

Процесс «неудовлетворенность — отсутствие неудовлетворенности» определяется влиянием гигиенических факторов, в основном связанных с окружением, это внешние факторы. [2; 166]

Рис.4 – Соотношение теорий потребностей Маслоу и Герцберга

При отсутствии или недостаточной степени присутствия гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворенность работой. Однако, если они достаточны, сами по себе не вызывают удовлетворение работой и не могут мотивировать человека. [3; 372]

 

Мотивация – это вероятностный процесс, зависящий от личности работника и ситуации. [1; 28]


Дополнительная информация

Абрахам Гарольд Маслоу

Абрахам Гарольд Маслоу родился 1 апреля 1908 года. В возрасте 18 лет Абрахам Маслоу поступил в Нью - Йоркский Сити-Колледж, две недели проведенные там убедили его, что он никогда не станет адвокатом и поэтому он стал посещать более эклектичный курс в Корнелском Университете. В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где закончил официальный академический курс по психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1931 году и доктора в 1934 году.

После получения докторской степени Маслоу возвратился в Нью-Йорк для работы с известным теоретиком в области научения Э. Л. Торндайком в Колумбийском университете. Затем он перешел в Бруклинский колледж, где оставался в течение следующих 14 лет.

В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Университете Брандеис, он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу - парк, Калифорния.

Маслоу был членом ряда профессиональных и почетных обществ. В качестве члена Американской психологической ассоциации он был президентом Отделения личности и социальной психологии, а также Отделения эстетики, и был избран президентом всей Ассоциации на срок с 1967 по 1968 год. Он также был редактором-основателем "Журнала гуманистической психологии" и "Журнала трансперсональной психологии" и являлся консультирующим редактором многочисленных научных периодических изданий.

В 1970 году в возрасте 62 лет Маслоу умер от сердечного приступа, явившегося результатом хронического сердечного заболевания.

Большинство книг Маслоу были написаны в течение последних 10 лет его жизни. Это: "На подступах к психологии бытия" (1968); "Религии, ценности и вершинные переживания" (1964); "Эупсихея: дневник" (1965); "Психология науки: рекогносцировка" (1966); "Мотивация и личность" (1987, 3rd edition) и "Дальнейшие рубежи развития человека" (1971, сборник статей, ранее опубликованных Маслоу в различных психологических журналах). Том, составленный при участии его жены и названный "Памяти Абрахама Маслоу", был опубликован посмертно в 1972 году.

Дэвид Кларенс МакКлелланд

Дэвид Кларенс МакКлелланд родился 20 мая 1917 г. в городе Маунт – Вернон, штат Нью-Йорк.

По окончании средней школы он поступил в Макмюррей – Колледж в г. Джексонвилль, штат Иллинойс, где занялся изучением языков, в первую очередь немецкого. Грамматические штудии не вызывали у юноши энтузиазма. Случайно, по совету одного из своих педагогов, он обратился к чтению психологической литературы и заинтересовался этим предметом настолько, что именно в данном направлении и решил продолжить свое образование. Он поступил в Университет Уэсли и в 1938 г. успешно закончил его со степенью бакалавра психологии.

Магистерскую степень он заработал год спустя в Университете штата Миссури, а докторскую – в 1941 г. в Йеле.

Профессиональная карьера Макклелланда складывалась подобно карьере тысяч его коллег – странствие из одного учреждения в другое от контракта до контракта. После смены нескольких мест работы он в 1956 г. стал профессором в Гарварде, где проработал 30 лет. Лишь в 1987 г. семидесятилетний профессор ушел в отставку и принял предложение занять необременительную должность почетного профессора в Бостонском университете, в которой и пребывал до конца своих дней.

Более чем за полвека научной деятельности ученый уделил внимание широкому кругу проблем, но в истории науки остался прежде всего как яркий исследователь мотивации, в частности – мотивации достижения. Само это понятие в основном и ассоциируется с его исследованиями.

Фредерик Герцберг

Фредерик Герцберг родился в Линне, штат Массачусетс в 1923 году. Он посещал City College в Нью – Йорке, где изучал историю и психологию. Когда он учился на последнем курсе, у него возникли серьезные материальные затруднения, и он решил вступить в ряди американской армии. В конце войны Герцберг закончил учебу в Нью – Йорке и впоследствии, уже в Питтсбургском университете получил магистерскую, и докторскую степень.

Приобрел международную известность и был популярным консультантом в 1960 – 1970 –х годах.

Основные работы: “Гуманизация труда”, “Труд и природа человека”, “Трудовая мотивация”, “Психическое здоровье не является противоположностью психической болезни”, “Как вы стимулируете своих работников?”.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...