Поводы к возбуждению уголовного дела
В УПК РФ не содержится определения повода к возбуждению уголовного дела. В литературе до недавнего времени этот вопрос был достаточно дискуссионным. Многие авторы считали, что повод к возбуждению уголовного дела – это источник информации (сведений) о совершенном преступлении. Поскольку УПК РСФСР содержал исчерпывающий перечень поводов к возбуждению уголовного дела, то эта позиция подвергалась обоснованной критике: не всякий источник информации мог считаться поводом к возбуждению уголовного дела. Хотя, безусловно, каждый повод (кроме непосредственного обнаружения признаков преступления) содержал сведения именно о преступлении, иначе он бы не был таковым. Другие авторы считали, что повод к возбуждению уголовного дела является юридическим фактом, влекущим возникновение уголовно-процессуальных отношений, начало уголовно-процессуальной деятельности. Другими словами, если имелся повод к возбуждению уголовного дела, непременно должна была начинаться уголовно-процессуальная деятельность в рамках стадии возбуждения уголовного дела по проверке сведений, содержащихся в этом поводе. И завершаться эта деятельность должна была вынесением процессуального акта: либо постановления о возбуждении уголовного дела, либо постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Новый УПК РФ по существу не содержит исчерпывающего перечня поводов к возбуждению уголовного дела. Значит, любое сообщение о преступлении, в каком бы источнике оно ни содержалось (кроме анонимных писем), влечет по новому УПК необходимость начать процессуальную деятельность по установлению наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела.
Таким образом, повод к возбуждению уголовного дела (согласно действующему УПК РФ) – это источник информации о совершенном преступлении, служащий юридическим фактом, влекущим возникновение уголовно-процессуальных отношений, начало уголовно-процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела. Если нет повода к возбуждению уголовного дела, уголовно-процессуальная деятельность исключается, не может начаться. Если же повод к возбуждению уголовного дела имеется, уголовно-процессуальная деятельность обязательно должна начаться. В случаях, когда основания к возбуждению уголовного дела не будут установлены, выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и уголовно-процессуальная деятельность прекращается (если, конечно, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела не обжалуется). Если же в ходе проведенной уголовно-процессуальной деятельности основания к возбуждению уголовного дела будут установлены, возбуждается уголовное дело и уголовно-процессуальная деятельность продолжается, но уже в стадии предварительного расследования. Устанавливая общие правила о том, что поводом к возбуждению уголовного дела является сообщение о преступлении, полученное из любого источника, ч. 7 ст. 141 УПК РФ предусматривает единственное исключение: не может служить поводом к возбуждению уголовного дела анонимное заявление о преступлении. Разумеется, должны проверяться и анонимные заявления, но не уголовно-процессуальными средствами, а иными: путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, с использованием методов прокурорского надзора и т.п. Поводом к возбуждению уголовного дела согласно ст. 140 УПК РФ могут быть: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Заявление о преступлении. Заявление о преступлении будет служить поводом к возбуждению уголовного дела при наличии следующих условий:
1) заявление подано физическим, юридическим или должностным лицом; 2) личность заявителя известна; 3) заявление содержит сообщение именно о преступлении, а не об ином правонарушении; 4) заявление подано в орган или лицу, управомоченному осуществлять прием сообщений о преступлениях и оформлять их в соответствии с требованиями УПК РФ. К числу таких органов и должностных лиц Приказом от 29 декабря 2005 года «О едином учете преступлений» отнесены: органы предварительного следствия; органы дознания; прокуроры; следователи; дознаватели; сотрудники оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; иные должностные лица, уполномоченные в соответствии с порядком, установленным УПК РФ и иными нормативными правовыми актами, осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, в том числе начальники органов дознания и их заместители, начальники следственных отделов и их заместители, как во время личного приема граждан, так и в других случаях, установленных ведомственными нормативными правовыми актами. Заявление о преступлении может быть подано как потерпевшим, так и любым другим лицом, если ему стало известно о совершенном или готовящемся преступлении. Заявление о преступлении может быть представлено в письменном виде или подано в устной форме. Письменное заявление должно быть подписано заявителем. Письменное заявление может быть представлено лично заявителем. При приеме заявления лицу должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ. Необходимо удостовериться в личности заявителя, уточнить, в случае необходимости, его фамилию, имя, отчество, место жительства. Заявление может быть прислано и по почте. В этом случае необходимо вызвать заявителя, удостовериться в его личности, предупредить об ответственности за ложный донос. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Форма протокола принятия устного заявления приведена в Приложении к УПК РФ № 2.
Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Устное заявление может считаться поводом к возбуждению уголовного дела лишь в том случае, когда заявитель сам пришел в органы, управомоченные возбуждать уголовные дела, и в его присутствии составлен протокол принятия устного заявления о преступлении. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его устное заявление не может служить поводом к возбуждению уголовного дела и оформляется в порядке, установленном ст. 143 УПК РФ, т.е. путем составления рапорта об обнаружении признаков преступления. Таким образом, если заявитель позвонил, например, по телефону, необходимо проверить полученную информацию, но поводом к возбуждению уголовного дела в данном случае будет не заявление, а сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ). Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Орган дознания, следователь, прокурор не вправе отказать в приеме заявления на том основании, что заявитель не назвал подозреваемых, не представил доказательств и т.п. В соответствии с принципом публичности потерпевший вправе участвовать в доказывании, но не обязан этого делать. Это правило относится и к стадии возбуждения уголовного дела. Заявления о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 131 (ч. 1), 132 (ч.1), 136 (ч. 1), 137 (ч. 1), 138 (ч. 1), 139 (ч. 1), 145, 146 (ч. 1) и 147 (ч. 1), а также ст.ст. 115, 116, 129 (ч. 1), 130 УК РФ, по общему правилу принимаются только от потерпевшего. Вместе с тем, если потерпевшим является несовершеннолетний, поводом к возбуждению уголовного дела частного обвинения может служить и заявление законного представителя. В соответствии с ч. 2 ст. 318 УПК РФ, в случае смерти потерпевшего уголовное дело о преступлении, указанном в ч.2 ст. 20 УПК РФ (дело частного обвинения) может быть также возбуждено путем подачи заявления его близким родственником.
Нужно также учитывать и то, что, в соответствии с ч.1 ст. 318 УПК РФ, дела частного обвинения возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем. Из этого следует, что по делам частного обвинения, подача потерпевшим или его законным представителем заявления представляет собой акт возбуждения уголовного дела Кроме того, следует учитывать и то, что в соответствии с ч. 4 ст. 20 УПК РФ прокурор, а также следователь или дознаватель с санкции прокурора вправе возбудить указанные выше дела (частного и частно-публичного обвинения) и при отсутствии заявления потерпевшего, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами. Следовательно, в подобных случаях по делам частного и частно-публичного обвинения поводом к возбуждению уголовного дела может служить не только заявление потерпевшего, но и заявления иных лиц или сообщение о преступлении, полученное из иных источников. Орган дознания, следователь, прокурор не вправе отказать в приеме заявления на том основании, что данное дело ему неподведомственно. В этом случае заявление должно быть принято и в соответствии со ст.ст. 20, 145, 151 УПК РФ направлено по подследственности или подсудности. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ). Отказ в приеме заявления или иного сообщения может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст.ст. 124 и 125 УПК РФ (ч. 5 ст. 144 УПК РФ). Явка с повинной. Заявление о явке с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Явка с повинной имеет процессуальное значение повода к возбуждению уголовного дела при наличии следующих условий: 1) физическим лицом подано заявление должностному лицу или в орган, управомоченные возбуждать уголовные дела; 2) заявление содержит сообщение о преступлении, совершенном этим лицом; 3) заявление носит добровольный характер; 4) именно из этого заявления органам, имеющим право возбуждать уголовные дела, становится известным о совершении данного преступления. Если же лицо явилось с повинной, когда уже имеется другой повод к возбуждению уголовного дела или, тем более, когда уголовное дело уже возбуждено, его заявление не может служить поводом к возбуждению уголовного дела и вообще не имеет уголовно-процессуального значения. В данном случае явка с повинной будет иметь лишь уголовно-правовое значение как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность.
Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление о явке с повинной принимается и заносится в протокол в том же порядке, что и другие устные заявления о преступлении (ч. 2 ст. 142, ч. 3 ст. 141 УПК РФ). Письменное заявление о явке с повинной должно быть подписано заявителем. Весьма небрежно определен законодателем третий (и последний) повод к возбуждению уголовного дела. В п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ он обозначен как «сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников». Из этой формулировки следует вывод, что любое сообщение, полученное из любого источника (кроме анонимного письма), является поводом к возбуждению уголовного дела, а значит, обязывает соответствующих должностных лиц начать уголовно-процессуальную деятельность в стадии возбуждения уголовного дела. И эта деятельность должна заканчиваться либо принятием решения о возбуждении уголовного дела, либо отказом в возбуждении уголовного дела. Однако ст.ст. 143, 144 УПК РФ вносят некоторые корректировки в указанные выше положения. Анализ их содержания приводит нас к выводу о том, что на самом деле поводом к возбуждению уголовного дела является не само сообщение (информация), полученное из иных (кроме заявления или явки с повинной) источников, а рапорт должностного лица об обнаружении признаков преступления (как объективная форма фиксации такой информации). Так, в соответствии со ст. 143 УПК РФ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, чем указанные в ст.ст. 141 и 142 УПК РФ, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Таким образом, получив сообщение о преступлении из иных источников, должностное лицо должно оценить само это сообщение: идет ли в нем речь именно о преступлении. И, если да, составить рапорт. После составления такого рапорта либо само это должностное лицо, либо, по поручению начальника органа дознания, начальника следственного отдела, прокурора, иное должностное лицо приступает к проверке сообщения и принятию решения в порядке ст.ст. 144-149 УПК РФ. Рапорт должен быть составлен незамедлительно по получении и оценке сообщения, а установленные ст. 144 УПК сроки должны исчисляться с момента составления рапорта. Представляется неверным мнение авторов комментария к УПК о том, что должностное лицо, составившее рапорт, становится ответственным за достоверность изложенных в нем сведений, т.к. положения ст. 306 УК РФ на него распространяются в той же мере, как и на любого другого заявителя[113]. При таких условиях у должностных лиц пропадет всякая охота составлять подобные рапорты, и многие преступления останутся без учета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|