Понятие личности в социологии
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание
Введение . Понятие личности в социологии . Социальная структура и типы личности . Социальный статус и социальная роль . Социализация личности Заключение Список использованной литературы
Введение
Выбор темы «Социологическая концепция личности» обусловлен рядом причин. Социальная психология личности - относительно молодая область психологического знания. Но сегодня обращение к ее проблематике, всевозрастающий объем эмпирических данных позволяет судить о ее востребованности как отдельными институтами, так и обществом в целом. Социальная психология и есть та система научно-психологических знаний, которая специально ориентирована на оказание помощи людям в жизни. Роль социальной психологии и знаний, которыми она располагает, сейчас резко возросли. Сегодня овладение ее данными нужно каждому образованному человеку и каждому профессионалу. Буквально нет такого мгновения, шага, действия, совершаемого человеком, которые так или иначе не оказывались бы вплетенными в паутину социально-психологических связей и зависимостей, имеющих нередко решающее значение. Предпринимательство, торговля, реклама, менеджмент, преподавание, учительство, права и свободы, журналистика, удовлетворение человеком потребностей, семья, трудовой коллектив и отношения в нем, самоутверждение в жизни, чувство счастья и самоуважения, гуманность и культура поведения, досуг, жизненные кризисы, отчаяния и суицид, пьянство, наркомания - можно бесконечно продолжать список реальностей современной жизни, круто связанных клубком социально-психологических зависимостей, закономерностей, причин. Сегодня на лицо недостаток социально-психологической подготовленности людей, при том, что просвещение в этой области является потребностью прогресса нового общества и жизни в нем.
Цель данной работы - рассмотреть социологическую концепцию личности. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: . Определить понятие личности в социологии; . Рассмотреть социальную структуру и типы личности; . Изучить понятия социального статуса и социальной роли; . Рассмотреть процесс социализации личности.
Понятие личности в социологии
За последнее столетие в отечественной науке сложился ряд теоретических подходов, имеющих принципиальное значение для разработки проблем социальной психологии личности. С.Л. Рубинштейном и Б.Г. Ананьевым разработан процессуальный подход к анализу личности. Согласно С.Л. Рубинштейну, личность понимается как основание, интегрирующее все психические процессы, свойства и состояния, позволяет взглянуть на личность как универсальное образование, оптимизирующее все психические явления и в то же время само определяющееся ими. Очень важное заключение С.Л. Рубинштейна о “самоценности” психического начала в духовной жизни личности и “возвращении” личности ее переживания дает возможность рассматривать проблему становления личности в единстве с ее, личности, переживанием и отношением, которые находят свое воплощение в удовлетворенности собой, жизнью, отношениями, трудом. Концепция Б.Г. Ананьева предполагает, что характеристики личности раскрываются через общественные отношения и определяемые ими функции. Любые свойства человека как субъекта (носителя активности) и свойства человека как индивида (биологические и психологические) могут быть включены в любые из социальных связей, считает Б.Г. Ананьев. Множество социально-психологических свойств личности определяет то, что личность - современник определенной эпохи, занимающий определенное положение в обществе, субъект общественно-политической деятельности, современник определенного поколения, член семьи. Она характеризуется определенной национальностью и примыкает к ее культуре.
Иначе говоря, личность как общественный индивид характеризуется мотивами и общественными функциями, которые обусловлены нормами морали и права, эталонами поведения, выполняемыми ролями, индивидуально-типическими особенностями. Однако социальное формирование человека не ограничивается формированием личности, в его процессе происходит становление субъекта познания и деятельности. Подход к анализу личности как системы отношений предложен В.Н. Мясищевым. Он считал, что единство и многообразие личности раскрываются через взаимосвязь и многообразие отношений. Это требует выделения в структуре личности доминирующих отношений, характеризующих ее направленность (отношение к людям, себе, к предметам внешнего мира), - считает В.Н. Мясищев. В его понимании, качественная составляющая становления личности заключается в превращении персонального отношения в принципиальное, при котором происходит переход к самостоятельному действию. Иначе говоря, постепенный переход (развитие) отношения к свойству личности и есть суть ее становления. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского занимает по праву ведущее место в отечественной психологии личности. Личность незримо присутствует в процессе культурного развития человека, - считает Л.С. Выготский (Выготский, 1983). В его работах прослеживается мысль о необходимости изучать человеческую личность в комплексе его высших психических функций. Воззрения Л.С. Выготского на природу личности стали своего рода идеологией (поскольку они носили общий характер) для многих последующих психологов, которые не только “выступали” в рамках его концепции, но стали продолжателями идей, создали новые теории. А.Н. Леонтьев, разрабатывая концепцию психологической теории деятельности, особо акцентировал внимание на некоторых проблемах личности. Выражение А.Н. Леонтьева: “личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе …”, является отправной точкой для всей теории деятельностного опосредования личности. Считается, что в основании личности лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемые ходом их развития. По мнению А.Н. Леонтьева, личность не предшествует деятельности, она порождается ею. Это говорит о том, что личность может выступать и условием, и продуктом деятельности.
Его положения о смысловых образованиях личности впоследствии усилиями группы сотрудников А.Н. Леонтьева были сформулированы в виде концепции, в которой задача психологического изучения личности состояла в “исследовании того, ради чего и как использует человек” из фонда врожденного ему и приобретенного им. Центральное звено этой концепции, как подчеркивает А.В. Петровский, понятие личностного смысла как индивидуализированного отражения отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность. Основная характеристика личностных смыслов - это зависимость от места человека в системе общественных отношений, социальной ситуации развития. Считается, что для разработки проблемы личности наиболее существенным является принцип деятельностного опосредования. Исследование и трансформация смысловых образований возможны в том случае, если изменить систему деятельностей, порождающих эти образования. Иначе говоря, речь идет об иерархии деятельностей, осуществляющих жизнь личности в разноуровневых системах общественных отношений, в социальных группах. Практически все крупнейшие отечественные исследователи внесли свой вклад в разработку “деятельностного” подхода - теории, рассматривающей психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивида, хотя, как показано выше, и разрабатывали другие направления. Мы активно поддерживаем понимание того, что основанием системы, которое определяет развитие и функционирование личности, является предметная деятельность. Именно анализ системы деятельностей, в которых осуществляется жизнь человека в социуме, может привести к раскрытию личности как многоуровневого системного образования.
Личность - это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки. На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит. В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли. Личность - не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено. Личность - это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями. Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности. Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и общество. Макросреда - общество в совокупности всех его проявлений. Микросреда - группа, микрогруппа, семья и так далее - также является важной детерминантой формирования личности. В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания. Общественно полезная деятельность - это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.
Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны. Социально-психологическая сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать соматофизиологические особенности. Анатомофизиологическая специфика строения тела человека определяет развитие некоторых его социально-психологических качеств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|