Социальная структура и типы личности
Проблема структуры личности занимает важное место в изучении личности. На этот счет существует несколько точек зрения. Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру личности. В некоторых работах в структуре личности выделяют такие три компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный. Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность. Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. На характере соотношения способностей сказывается структура направленности. Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер, разумеется, не выражает личность в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств. В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся, в первую очередь, моральные (чуткость или черствость, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность). Во вторую очередь - волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способы решения практических задач.
Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую обозначают понятием «я». «Я» - образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Рассмотрим, как определяет личность и ее структуру К.К. Платонов. Типология личностей издавна занимает психологов и социологов. Индивидуальная неповторимость каждого человека отнюдь не исключает наличие в нем некоторых признаков, сходных с признаками какой-то группы людей. Наиболее распространена классификация К. Юнга, который выделил два типа по особенностям ориентировки и приспособления индивидуума к миру, экстраверты и интроверты. К экстравертам он относил людей, которые интересуются внешним миром и событиями, стремящихся иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, быть открытыми с ними и демонстрировать себя. Интроверт же ориентирован на внутренние личностные факторы, на внутренний мир. Все в его поведении и реакциях основывается на собственных мыслях и чувствах, которые для него важнее, чем другие люди и внешние обстоятельства. Интроверт преимущественно застенчив, замкнут, стремится избегать шума и риска. К. Юнг писал, что...оба типа настолько различны, их противоположность так ясна, что существование их становится очевидным даже для профана в психологии, если когда-нибудь обратить на это внимание. Всякому известны те замкнутые, с трудом постигаемые, часто застенчивые натуры, которые составляют сильнейшую противоположность другим - открытым, обходительным, часто веселым или, по крайней мере, приветливым и доступным характерам, которые со всеми уживаются, или, если даже спорят, то все-таки находятся в отношениях, позволяющих на всех влиять или допускать их влияние на себя. К. Юнг делил людей на типы и по таким характеристикам: рациональный - иррациональный, мыслительный тип (логик) - эмоциональный тип (этик), ощущающий тип (сенсорик) - интуитивный тип (интуит).
Д. Роттер положил в основу классификации специфику самоконтроля поведения. На этой основе он выделил людей с экстерналъным и интерналъным локусом контроля. Первые в своем поведении в основном рассчитывают на удачу, на случай, помощь других лиц и т.д., вторые - только на свои силы, а промахи, ошибки и неудачи объясняют собственными недостатками в деятельности и поведении. Встречаются и иные типологии. Так, распространена типология личности по преобладающей направленности: на себя - ориентация на прямое вознаграждение, стремление к достижению высокого статуса, властность, склонность к соперничеству, тревожность, интровертированность и т.д.; на общение - стремление к налаживанию взаимоотношений, ориентация на совместную деятельность и на социальное одобрение, потребность в эмоциональных связях с другими людьми и т.д.; на дело - заинтересованность в высоких результатах деятельности, решении деловых проблем, в деловом сотрудничестве и т.д. По «социометрическому статусу» в группе, определяемому путем составления социоматриц, выделяют следующие типы членов групп: «звезда» - личность, обладающая наибольшей популярность в группе и получившая в процессе социометрического опроса наибольшее число выборов других членов группы; «предпочтимый» - индивид, получивший более чем среднее число социометрических выборов; «ведомый» - т.е. член группы, получивший среднее число выборов; «пренебрегаемый» («игнорируемый») - человек, получивший очень мало (один или два) социометрических выборов других членов группы; «изолированный» - индивид, не получивший ни одного социометрического выбора; «отвергаемый» - член группы, не только не получивший ни одного выбора, но, более того, - получивший отклонения (члены группы указали, что не хотели бы иметь с ним дел). Однако эта методика определяет типы личностей по статусу только в данной группе, а в другой группе тот же человек может кардинально изменить свой статус. Большинство рассмотренных типологий в чем-то интересны, помогают оценить значимость выделяемых психологических особенностей, пригодны для понимания некоторых типологических особенностей личности. Правда, собственно социальное в них играет относительно малую роль и не простирается за пределы непосредственной среды и жизни человека как индивида и индивидуалиста. Поэтому и строго социально-психологическими их назвать вряд ли можно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|