Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гражданское и смежные с ним




Отрасли права

 

В области, условно называемой сферой гражданского и торгового права (в английском праве отсутствует деление на эти отрасли), многие институты ныне регулируются в законодательном порядке актами, принятыми в конце XIX в. либо в XX в. Отношения собственности, и прежде всего земельной, в настоящее время регулируют 5 законов, принятых в 1925 г. (законы о собственности, об управлении имуществом и др.). С принятием этих актов были устранены многие архаизмы английского права, сохранявшиеся со времен господства феодальных отношений, в частности, режим приобретения и передачи земельной собственности был в значительной мере упрощен и приближен к другим видам недвижимости (в дальнейшем законодательство еще более существенно расширило права арендаторов). Большое развитие получил институт доверительной собственности, управляемой в пользу третьих лиц. Этот институт, используемый для создания благотворительных фондов, для управления наследственным имуществом, имуществом недееспособных лиц и в других целях, регулируется ныне одним из законов 1925 г., последующими актами, а также - в существенной мере - нормами прецедентного права.

Обязательства в английском праве принято разделять на возникающие из договоров и из правонарушений. В регулировании договоров по-прежнему преимущественную роль играют нормы прецедентного права, хотя относительно некоторых видов договоров и изданы соответствующие законодательные акты. При заключении договоров большое значение придается установлению и соблюдению стандартных условий соответствующего вида договора, чтобы избежать произвольного включения в них различных оговорок в интересах одной из сторон.

Среди оснований возникновения обязательств из правонарушений в Англии принято выделять традиционный институт нарушения права владения, различные посягательства на права личности, в том числе путем устных или письменных клеветнических заявлений, обмана, причинения личного или имущественного вреда умышленно либо по неосторожности, и др. Применительно к некоторым видам обязательств из правонарушений действует принцип "строгой ответственности", согласно которому требуется установить лишь факт причинения вреда, но нет необходимости доказывать вину правонарушителя. Большинство обязательств из правонарушений регулируются нормами прецедентного права.

Специфическую сферу английского права представляет собой законодательство о компаниях, играющих важнейшую роль в экономике страны (в Великобритании ныне преобладают компании с ограниченной ответственностью). На протяжении столетий это законодательство подвергалось неоднократным преобразованиям, особенно с середины XIX в., когда был принят Закон об акционерных компаниях 1844 г. и ряд других актов. Ныне центральное место в этой сфере занимает Закон о компаниях 1985 г., снабженный подзаголовком "Закон, предназначенный для консолидации большей части законов о компаниях". В этом обширном акте подробнейшим образом регламентируются вопросы учреждения и регистрации компаний, их слияния и разделения и вместе с тем устанавливаются правовые рамки их предпринимательской деятельности. В Законе определяется юридический статус компаний различного вида, правила распределения паев и облигаций, полномочия правления и должностных лиц компаний, порядок осуществления контроля за их деятельностью и наконец способы ликвидации компаний.

Значительную роль в регулировании торговых и финансовых отношений играют Закон о векселях 1881 г. и Закон о потребительском кредите 1974 г., разрешающий многие вопросы кредитования, продажи товаров в рассрочку и одновременно направленный на известную защиту прав потребителей.

После Второй мировой войны в Великобритании был издан ряд актов по управлению национализированными отраслями производства и отдельными предприятиями (впоследствии сфера национализированного производства была существенно сокращена). Изданный в 1968 г. Закон о промышленном развитии предусматривает оказание финансовой поддержки наиболее эффективным отраслям производства и содействие развитию районов, в которых складывается неблагоприятная экономическая конъюнктура.

В сфере семейных отношений ныне действуют отдельные акты, каждый из которых регулирует определенный круг вопросов. Это Закон о браке 1949 г., Закон о реформе семейного права 1969 г., внесший уточнения и дополнения в прежние законы о наследовании, о правах незаконнорожденных детей и др., Закон о признании брака недействительным 1971 г., Закон о разводе и раздельном проживании супругов 1971 г., Закон об имущественных отношениях супругов 1973 г., Закон о реформе семейного права 1987 г., уточнивший, в частности, обязанности родителей незаконнорожденных детей, и другие акты. За последние десятилетия значительно расширились права замужних женщин, а также возможности расторжения брака не только при наличии чисто формальных оснований, но и в результате раздельного проживания супругов в течение определенного времени.

Наследование имущества возможно как по завещанию, так и по закону. Во многом сохраняет свое значение Закон о завещаниях 1857 г., придающий обязательную силу завещанию, составленному в письменной форме в присутствии двух свидетелей. Действующее законодательство предусматривает возможность обращения в суд с просьбой установить содержание из наследства, по завещанию и по закону, со стороны нетрудоспособных родственников, разведенного супруга и других лиц.

В регулировании трудовых отношений важная роль принадлежит как законодательству, так и прецедентному праву, которое формируется в ходе судебного разбирательства трудовых споров. В некоторых отраслях производства важнейшие условия труда (ставки заработной платы, продолжительность рабочего времени и др.) закрепляются в коллективных договорах; в других отраслях производства существуют лишь индивидуальные трудовые соглашения предпринимателей с работниками, для которых особое значение приобретают общие нормы, содержащиеся в парламентских актах. Действующие законы в области трудовых отношений были изданы главным образом после Второй мировой войны. Отдельные из этих актов были изданы в те годы, когда у власти находилось правительство лейбористов, и поэтому содействовали укреплению профсоюзов, их влиянию на государственные дела, предоставлению трудящимся больших прав. Другие акты, в особенности самого последнего времени, приняты в годы правления консерваторов, и потому, хотя в них и сохранены многие социальные завоевания трудящихся, по ряду вопросов они существенно ограничивают права профсоюзов. В частности, в 1971 г. был принят Закон об отношениях в промышленности, который предусматривал обязательную регистрацию профсоюзов, их отчетность перед государственными учреждениями и вводил ряд важных ограничений их деятельности на предприятиях, прежде всего при проведении забастовок. Этот закон был отменен после поражения консерваторов на выборах 1974 г.; в результате были приняты акты, улучшившие правовое положение профсоюзов, в том числе законы о профсоюзах и трудовых отношениях 1974 и 1976 гг., о защите занятости 1975 и 1978 гг., ряд актов, направленных на запрещение дискриминации по признаку пола, расовой принадлежности и др. В этих актах, в частности, была отменена обязательная регистрация профсоюзов, расширено право на забастовки, в том числе признана законность некоторых прежде запрещенных их видов. В 1980-е гг. при консервативном правительстве Тэтчер был издан ряд важных актов в сфере трудовых отношений, в том числе законы о занятости 1980, 1982 и 1988 гг., о профсоюзах 1984 г., о заработной плате 1986 г. и нормативные акты о пикетировании 1980 г., о закрытом цехе 1980 и 1983 гг. и др. Этими постановлениями вновь были несколько ограничены права профсоюзов и право трудящихся на пикетирование и забастовки, в частности, признаны незаконными политические стачки и стачки солидарности.

Современные системы социального обеспечения начали развиваться в конце XIX - начале XX в. с изданием Закона о компенсации работникам за увечье 1897 г., первого Закона о пенсиях по старости 1911 г. и других актов. Особенно большое развитие эти системы получили после Второй мировой войны, когда была создана сеть учреждений, через которые финансируются соответствующие программы, например национальная служба здравоохранения, национальное страхование от несчастных случаев на производстве. Эти и другие многочисленные фонды формируются за счет взносов работников, предпринимателей, средств муниципальных органов, а также государственного бюджета. Из них выплачиваются пенсии по старости, пособия по безработице, инвалидности, болезни, многодетности, на материнство, а также на образование, оплату жилья и т.д.

Одним из центральных в этой сфере является Закон о национальной службе здравоохранения 1977 г., консолидировавший большинство ранее изданных актов. Ряд важных дополнений в него внесены Законом о здравоохранении 1980 г. В сфере пенсионного законодательства большое значение имеют Закон о социальном обеспечении 1985 г. и Закон о несчастных случаях на производстве и профессиональных болезнях 1975 г., в которых консолидированы положения многих ранее изданных актов. Сохраняет самостоятельное действие Закон о хронических больных и инвалидах 1970 г.

За последние десятилетия в Великобритании большое развитие получило законодательство об охране окружающей среды. В 1951 г. впервые была введена система выдачи разрешений на сброс отходов во внутренние воды, в 1956 г. на ряде территорий страны запрещена эксплуатация предприятий, если они дают вредные выбросы в атмосферу. В 1970 г. создано Министерство окружающей среды, в 1972 г. - Королевская комиссия по борьбе с загрязнением окружающей среды - независимый орган при правительстве Великобритании; имеются также многочисленные центральные учреждения советы по охране воздуха, по обработке различных отходов и десять региональных управлений по контролю за качеством окружающей среды. Важную роль играют местные органы власти и многочисленные общественные объединения граждан.

Из числа действующих в этой области законодательных актов ныне наиболее важным признается Закон о контроле над загрязнением окружающей среды 1974 г., установивший систему налогов на природопользователей и штрафов для загрязнителей. В нем сделан упор на строительство очистных сооружений, а главное - на предварительную оценку воздействия на окружающую среду новых проектов. Охрана водных ресурсов регулируется ныне Законом о защите и использовании вод 1973 г., Законом о сбросах загрязняющих веществ в море 1974 г., принятым в 1977 г. Законом о полномочиях местных органов власти в контроле за расходованием воды и сбросами промышленных отходов во внутренние и прибрежные воды и другими актами. В 1958 и 1968 гг. были изданы акты о защите атмосферного воздуха от вредных выбросов - законы о чистом воздухе, в 1978 г. - Закон о контроле над загрязнением атмосферы. Принятым в 1974 г. Законом предусмотрено получение предварительного разрешения на закапывание промышленных отходов. В том же 1974 г. был издан Акт, устанавливающий превентивные меры по борьбе с шумом. Закон об охране природы 1968 г. определил режим созданных в Англии и Уэльсе природных заповедников. Важное значение имеет также Закон о защите диких животных и растений 1981 г. с поправками 1985 г.

 

Уголовное право

 

Развитие уголовного права в Англии, и в частности его приспособление к условиям капиталистического общества, происходило особыми путями. В отличие от более поздних буржуазных революций английская революция XVII в., по существу, не затронула феодального права, которое в своей основе не изменилось даже к началу XIX в., когда в большинстве стран Европы уголовное право было приведено в соответствие с общественными отношениями буржуазного общества.

Значительное число преступных деяний в Англии преследовалось по нормам либо общего права, либо многочисленных статутов, устанавливавших ответственность за то же самое преступление (наказание за подлог было предусмотрено в 400 статутах). Система санкций отличалась чудовищной жестокостью. Свыше 200 статутов предусматривали в качестве единственной меры наказания смертную казнь, по большей части в ее квалифицированных видах (путем публичного сожжения, колесования, четвертования и т.п.). Смертная казнь признавалась "основным" наказанием, а все остальные "второстепенными". К их числу относились каторжные работы, ссылка на галеры, заключение в тюрьму, публичная порка и другие телесные наказания.

Движение за реформу уголовного права в конце XVIII - начале XIX в. привело лишь к отмене наиболее жестоких законов и к некоторому упрощению и упорядочению уголовного законодательства. И только в период между 1830 и 1880 гг. в результате последовательного издания отдельных парламентских актов была осуществлена подлинная реформа уголовного законодательства, которая в основном приспособила уголовное право к потребностям капиталистического общества. В ходе реформы было отменено несколько сотен устаревших статутов, которые заменили консолидированными актами, предусматривающими ответственность за отдельные группы преступлений (кража, подлог, повреждение имущества, фальшивомонетничество, преступления против личности). Были отменены смертная казнь за имущественные преступления (кроме тех, которые сопровождались применением насилия), членовредительские и позорящие наказания (клеймение, выставление у позорного столба и т.п.), хотя и сохранилась порка преступников. В 1857 г. была отменена получившая значительное распространение ссылка в колонии, главным образом из-за протестов со стороны экономически и политически окрепшей буржуазии колоний (например, Австралии). В замен этого была законодательно закреплена система мест лишения свободы внутри страны, основными элементами которой стали каторжные работы и тюремное заключение.

Как в содержании реформы английского уголовного законодательства, так и в методах ее осуществления (постепенность, половинчатость, нежелание полностью порвать с прошлым, подчеркнутое уважение к "традициям", растянутость во времени и т.п.) сказались специфические для Англии приемы управления обществом. Вместе с тем попытка издания уголовного кодекса для Англии оказалась безрезультатной: проект, составленный в 1877 г. известным юристом Дж. Стифеном по поручению лорда-канцлера и генерального атторнея, не стал предметом рассмотрения в парламенте.

Дальнейшее развитие английского уголовного законодательства продолжается путем издания новых консолидированных актов либо актов, вносящих изменения в ранее изданные статуты. За последние десятилетия деятельность английского парламента в этой области значительно активизировалась, что объясняется прежде всего потребностями проведения гибкой карательной политики в связи с существенным ростом преступности в стране.

Среди действующих уголовных законов подавляющую часть составляют акты, принятые в ходе реформы 1830-1880 гг. и после нее, хотя имеются и более ранние (старейший из действующих - Закон о государственной измене 1351 г.). Законодательство в области уголовного права, в сопоставлении с нормами общего права, ныне охватывает почти все основные институты Общей части, за исключением определения конкретных форм виновности и критериев невменяемости, сформулированных в судебных прецедентах (в частности, вопрос о невменяемости подлежит решению по правилам, изложенным в постановлении Палаты лордов как высшей судебной инстанции по делу Мак-Нотена 1843 г.). Юридически значимые признаки, характеризующие конкретные виды преступлений, также, как правило, содержатся ныне в соответствующих законодательных актах. Однако имеется ряд преступлений, в том числе тяжкое и простое убийства, признаки которых определяются по нормам общего права, а наказание устанавливается парламентскими актами.

К важнейшим действующим законам, регулирующим по преимуществу вопросы Общей части уголовного права, могут быть отнесены следующие:

Закон об уголовном праве 1967 г., в котором определена новая классификация уголовных преступлений и отменено традиционное деление их на фелонии и мисдиминоры;

Закон об уголовном праве 1977 г. с последующими дополнениями и уточнениями, определяющий ответственность за сговор и решающий некоторые другие вопросы Общей части;

Закон о преступном покушении 1981 г., внесший существенные изменения в регулирование ответственности за предварительную преступную деятельность;

Закон о компетенции уголовных судов 1973 г., в котором регулируются многие вопросы назначения наказаний;

Закон о наказаниях за преступления 1997 г., направленный на усиление уголовной репрессии по делам о наиболее тяжких преступлениях;

Закон об исправлении правонарушителей 1974 г., трактующий проблему целей и применения наказаний.

Большое число вопросов, относящихся к назначению и исполнению наказаний, регулируется нормами парламентских актов, периодически издающихся под названием "Законы об уголовном правосудии" (например, 1948, 1967, 1982, 1988 и 1991 гг.). Соответствующий акт 1994 г. носит название "Закон об уголовном правосудии и общественном порядке".

К важнейшим законам, которыми по преимуществу определяется ответственность за конкретные виды или группы преступлений (ими же иногда регулируются и вопросы Общей части), могут быть отнесены:

Закон об убийстве 1957 г.;

Закон о преступлениях против личности 1861 г.; законы о половых преступлениях 1956, 1967, 1976 и 1985 гг.;

Закон о похищении детей 1984 г.; законы о краже 1968 и 1978 гг.;

Закон о преступном причинении ущерба имуществу 1971 г.;

Закон о государственной измене 1351 г.;

законы об охране государственной тайны (официальные секреты) 1911, 1920, 1939 и 1989 гг.; Закон об общественном порядке 1986 г.; Закон о ложных сообщениях 1988 г.; Закон о фальшивомонетничестве 1981 г.;

законы о злоупотреблении наркотиками 1971 г. и о преступном распространении наркотиков 1986 г.;

Закон о расовых отношениях 1976 г.;

Закон о банковском деле 1979 г.;

законы о дорожном движении 1988 г. и о нарушителях правил дорожного движения 1988 г.;

Закон о контроле над загрязнением окружающей среды 1974 г.; Закон о диких животных и растениях 1974 г.; Закон о сторожевых собаках 1975 г.

Подготовка проектов новых законодательных актов в сфере уголовного права и процесса осуществляется созданной в 1965 г. Правовой комиссией для Англии (и аналогичной комиссией для Шотландии), которая готовит консолидированные акты по всем отраслям права, а также Комитетом по пересмотру уголовного законодательства, созданным еще в 1930-е гг., и различными королевскими комиссиями. В рамках Правовой комиссии с 1981 г. развернулась работа над составлением проекта уголовного кодекса для Англии и Уэльса, осуществляемая небольшой группой криминалистов-ученых. В 1984 г. эта группа вынесла на обсуждение специалистов доклад о кодификации уголовного законодательства и предварительный проект уголовного кодекса. После доработки, в марте 1989 г., Правовая комиссия направила лорду-канцлеру проект уголовного кодекса для Англии и Уэльса. В его Общей части учтены нормы и статутного, и прецедентного права, регулирующие ныне соответствующие правовые институты. Особенная часть является в основном систематизацией действующего уголовного законодательства по определенным категориям преступлений. Сами составители проекта не ожидают его одобрения британским парламентом в ближайшее время, хотя и считают существенным аргументом в пользу его принятия наличие уголовных кодексов в США, Канаде, большинстве штатов Австралии и в других странах, входящих в систему общего права (правда, в самой Англии ни одна отрасль права не регулируется кодексом, охватывающим все ее институты).

Одно из важнейших преобразований английского уголовного права последних десятилетий - отмена деления преступных деяний на фелонии и мисдиминоры, провозглашенная в ст.1 Закона об уголовном праве 1967 г. Ранее, в 1945 г., были отменены различия между фелониями и "тризн" государственной изменой, считавшейся особой категорией преступлений (например, все соучастники в ней признавались исполнителями преступления). Деление на фелонии и мисдиминоры имело архаичный характер, поскольку к фелониям относились преступные деяния, которые некогда, в конце XVIII в., карались смертной казнью и конфискацией имущества, а к мисдиминорам - все остальные. В результате в середине XX в. карманная кража в церкви могла быть признана фелонией, а опаснейшая мошенническая операция, причинившая огромные убытки,- мисдиминором. Отнесение же преступного деяния к той или иной категории имело весьма существенные процессуальные и иные последствия, не соответствовавшие ни его опасности, ни установленному наказанию.

Отменив деление на фелонии и мисдиминоры, английский законодатель определил новую классификацию преступных деяний. К так называемым "арестным" преступлениям отнесены деяния, за которые грозит лишение свободы на срок свыше 5 лет. В отношении них установлены особые правила производства ареста (отсюда и их название), позволяющие задерживать подозреваемого при отсутствии судебного приказа, ограничена возможность освобождения под залог и др. Все остальные преступления получили название "неарестных". Указанное деление влияет и на регулирование ряда уголовно-правовых институтов, например соучастия, ответственности за недонесение.

Существенное значение имеет также классификация, проводимая по процессуальным основаниям, - на преступления, преследуемые по обвинительному акту (дела о них рассматриваются судом присяжных) либо в порядке суммарного производства (дела о них рассматриваются магистратами), а также деяния "смешанной юрисдикции", которые могут преследоваться в любом из двух названных порядков.

Основные элементы нынешней системы наказаний в Англии - лишение свободы, пробация и штраф. В качестве дополнительных наказаний используются лишение прав водить автомобиль, заниматься определенной деятельностью и т.п., а также приказ о выполнении работы в общественных интересах (от 40 до 240 ч). Смертная казнь, которая по Закону об убийстве 1957 г. могла назначаться только за несколько видов тяжкого убийства, в 1965 г. была отменена временно, а в 1969 г. - постоянно, поскольку выяснилось, что временная отмена смертной казни не привела к росту тяжких убийств. В настоящее время в Англии продолжают действовать статуты, предусматривающие смертную казнь за государственную измену, пиратство и поджог королевских доков, но смертные приговоры по ним уже на протяжении нескольких десятилетий не выносятся.

Лишение свободы отбывается в учреждениях с различной строгостью режима, однако каторжные работы, прежде широко применявшиеся, с 1948 г. отменены. В Англии ведутся поиски новых форм лишения свободы, в частности путем создания "открытых тюрем" и в особенности учреждений для молодых правонарушителей. Законом о полномочиях уголовных судов 1973 г. ограничена возможность назначать лишение свободы лицам, не достигшим 21 года и ранее не находившимся в тюрьмах. Законом об уголовном правосудии 1991 г. подобные ограничения распространены на иные категории граждан.

Пробация (буквально - "испытание") - наиболее распространенная, но не единственная форма условного осуждения в Англии. Она предполагает оставление осужденного на свободе под условием выполнения ряда требований, установленных судом: не посещать определенные места, воздерживаться от встреч с определенными лицами, оставаться дома в вечернее время, регулярно посещать церковь и др. Нарушитель условий пробации, назначаемой обычно на срок до 3 лет, по представлению надзирающего за его поведением социального работника может быть подвергнут штрафу или иным мерам, не связанным с лишением свободы, в частности обязанности являться на несколько часов в день в "центр посещений для молодых людей". С 1973 г. применяется также отсрочка в исполнении приговора к лишению свободы или к штрафу.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...