Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гражданское и смежные с ним




Отрасли права

 

На протяжении веков в Венгрии в области регулирования частноправовых отношений господствовало обычное право. Вследствие автономного положения страны в составе Австрийской (с 1867 г. Австро-Венгерской) империи, а также национализма венгерского дворянства распространить на нее действие австрийского Общего гражданского уложения 1811 г. не удалось.

Первые попытки разработать собственный ГК предпринимались в Венгрии еще в 1848 и 1861 гг., однако все они также оказались безрезультатными (если не считать принятого в 1875 г. Торгового кодекса, необходимость которого была связана с требованиями развивающейся буржуазии) из-за мощного противодействия феодально-дворянских сил, заинтересованных в сохранении старых привилегий и широко пользовавшихся консерватизмом и неопределенностью венгерского прецедентного права.

Таким образом, к моменту распада австро-венгерской монархии и восстановления независимости Венгрии в 1918 г. основу ее гражданского права составляло прецедентное и обычное право, дополненное некоторыми письменными законами, например Законом о браке 1894 г.

В межвоенный период попытка осуществить кодификацию гражданского законодательства также не увенчалась успехом. Разработанный на основе действовавшего законодательства, судебной практики и некоторых положений обычного права проект Гражданского кодекса Венгрии 1928 г. не получил силу закона. Вследствие отсутствия прямого законодательного урегулирования некоторых гражданско-правовых отношений суды учитывали положения этого проекта вплоть до принятия ГК 1959 г.

Сразу после освобождения Венгрии Советской Армией от фашизма (апрель 1945 г.) были отменены законодательные акты довоенных и военных лет, носившие феодальный и империалистический характер. В частности, были ликвидированы сословные различия при наследовании, существовавшие в хортистской Венгрии, и расширены права женщин в области семейных прав, опеки и попечительства. Кроме того, по инициативе коммунистов в стране была проведена аграрная реформа, национализированы промышленность, банки, транспорт. В 1948 г. Венгрия вступила на путь строительства социализма.

После установления полного контроля коммунистов над страной новая власть приступила к коренной перестройке гражданского законодательства. В 1948-1949 гг. были изданы законы о государственных предприятиях, учредившие форму национального и коммунального предприятия, а также законодательные акты о договорах поставки, жилищного найма, изобретательстве, перевозках. В середине 1948 г. были разработаны примерные уставы сельскохозяйственных производственных кооперативов трех типов.

Новые основы гражданского права нашли отражение в Конституции Венгерской Народной Республики, вступившей в силу 20 августа 1949 г. Она закрепила ведущую роль социалистической собственности и принципа народно-хозяйственного планирования в экономической жизни страны; в то же время признавались право "трудящихся крестьян" на землю и право на приобретенную трудом собственность, право наследования.

На базе этих принципов в течение 1950-1953 гг. был разработан и введен в действие ряд важных законодательных актов в области гражданского права. Одновременно проведена национализация всех средних промышленных предприятий (свыше 10 работающих), а также жилого фонда, принадлежащего крупным собственникам, частным лицам запрещено заниматься оптовой торговлей. Изданный в 1952 г. Кодекс законов о браке, семье и опеке урегулировал на новых началах вопросы право - и дееспособности венгерских граждан, а также институты опеки и попечительства (в 1974 г. принят новый Закон о браке, семье и опеке).

В 1959 г. принят первый в истории Венгрии Гражданский кодекс, действующий с изменениями и поныне. Принятие ГК означало завершение более чем столетних усилий по замене обычного права, господствовавшего в области имущественных отношений на протяжении десяти веков.

Система ГК Венгрии отличается определенным своеобразием: часть Первая "Вводные положения" (_ 1-7) (цели и некоторые принципы гражданско-правового регулирования); часть Вторая "Лица" (_ 8-87), охватывающая также нормы о личных правах; часть Третья "Право собственности" (_ 88-197), где, несмотря на название, обособлены институты "права пользования" и владения; часть Четвертая "Обязательственное право" (_ 198-597), включающая общие положения и отдельные виды договоров; часть Пятая "Наследственное право" (_ 598-684); часть Шестая "Заключительные положения" (_ 685-687). Эта система близка к институционной, хотя в отличие от нее имеет развитое обязательственное право и некоторые всеобщие ("вводные") положения.

Принципиальной особенностью системы ГК Венгрии является отсутствие Общей части в смысле систематизации, предусмотренной пандектной системой, хотя, будучи социалистическим, Кодекс не смог полностью отказаться от обособления общих положений, особенно своих целей и задач. Это решение, как и обусловленное им отсутствие некоторых традиционных общих категорий (например, "сделка"), связано с предшествующими особенностями развития венгерского гражданского права. В Кодексе нет и Общей части обязательственного права, а закреплены только общие положения о договорах, куда входят правила о представительстве, доверенности и исковой давности, а также об ответственности за нарушение договора. К ним в качестве самостоятельного раздела примыкает "Ответственность за вред, причиненный вне договора, и за неосновательное обогащение", а вслед за этим излагаются правила об отдельных договорах. В ГК нет самостоятельного раздела об авторском праве. Его важнейшие нормы содержатся в Законе III 1969 г. об авторском праве, измененном Указом 1978 г. N 27.

Социалистическое гражданское право Венгрии подвергалось существенным коррективам по мере того, как коммунистическое правительство пыталось повысить эффективность экономики путем проведения осторожных рыночных реформ. Уже в ГК 1959 г. частная собственность получила самостоятельное закрепление (_ 93 ГК). В 1960-1970-е гг. постепенно были расширены возможности частного предпринимательства. В 1977 г. принята новая редакция ГК. В 1984 г. - Закон о запрещении недобросовестной хозяйственной деятельности. Он содержал правила поведения хозяйственных организаций на рынке, налагал запрет на недобросовестную конкуренцию, обман потребителей, действия по ограничению конкуренции, злоупотребления экономическим превосходством. Закон защищал предприятия от неправомерных действий их партнеров, охраняя тем самым интересы потребителя.

После восстановления в стране парламентской демократии в 1989 г. гражданское право Венгрии вернулось к классическим "буржуазным" принципам полностью. Конституция в редакции 1990 г. устанавливает, что "экономика Венгрии представляет собой такое рыночное хозяйство, в котором общественная собственность и частная собственность равноправны и пользуются равной защитой" (п.1 ст.9), а также что "Венгерская Республика признает и поддерживает право предпринимательства и свободу экономической конкуренции" (п.2 ст.9).

Как и другие бывшие социалистические страны, Венгрия в 1990-е гг. активно развивала законодательство о предпринимательской деятельности. При этом первые акты в этой области были приняты еще при социализме, до смены режима. Так, уже в 1988 г. изданы Закон об инвестициях иностранных лиц в Венгрии и Закон о хозяйственных обществах (в нем помимо АО регулируются также ТОО и другие типы товариществ). В 1990 г. приняты законы об индивидуальном предпринимательстве и о запрещении недобросовестного рыночного поведения.

Через несколько лет с учетом накопленного опыта последовало рыночное законодательство "второго поколения". Первый Закон о хозяйственных обществах был заменен Законом 1997 г. ("Новый закон о компаниях"). В 1996 г. принят также новый Закон о запрещении недобросовестного рыночного поведения и ограничения конкуренции, который содержит перечень недопустимых действий и соглашений для физических и юридических лиц, а также для хозяйственных товариществ без права юридического лица.

Постепенно создается правовая база для земельного рынка. В 1994 г. принят Закон о пахотных землях, в соответствии с которым граждане Венгрии и иностранцы могут приобретать право собственности на участок пахотной земли, не превышающий 300 га или оцениваемый в 6 тыс. золотых форинтов.

Радикальной либерализации подверглись семейно-брачные отношения. В 1996 г. Венгрия легализовала однополые гражданские браки; отныне однополые пары пользуются теми же правами, что и обычные супруги (за исключением права усыновления детей). Таким образом Венгрия присоединилась к Дании, Швеции и Норвегии, где подобные браки были узаконены ранее.

Новое частное право Венгрии сочетает рыночные, либеральные начала с социальными, что особенно заметно в сфере трудового права. Трудовой кодекс (ТК), принятый в 1992 г., представляет собой попытку соединить позитивный опыт прежнего венгерского права и многие положения трудового законодательства развитых стран Запада, прежде всего ФРГ. ТК 1992 г. воплощает европейский тип трудового права, четко ориентированный на социальную рыночную экономику и основывающийся на признании роли капитала, частной собственности, прерогатив предпринимателей и не менее важной роли труда, профсоюзов, трудовых коллективов.

Будучи небольшим по объему (215 статей), ТК 1992 г. охватывает далеко не все вопросы регулирования трудовых отношений. Его дополняют специальные законы о труде, в числе которых Закон о технике безопасности и производственной санитарии (1993); о забастовках (1989); о защите профсоюзной собственности (1991); о добровольном характере выплаты профсоюзных взносов (1991).

В новом ТК Венгрии отсутствуют положения декларативного характера, присущие социалистическим кодексам. Из основных трудовых прав осталось лишь провозглашение равенства всех работников в сфере труда, запрет дискриминации. В ТК включено большое число норм, не известных прежде венгерскому трудовому законодательству (например, раздел, посвященный регулированию труда высших управляющих; запрет нанимателям раскрывать третьим лицам сведения о работниках и высказывать о них свое мнение без их согласия или в случаях, предусмотренных законом; закрепление условий признания недействительными договоров о труде и т.д.).

Кодекс закрепляет возможность субсидиарного применения к регулированию трудовых отношений гражданского законодательства. В его тексте много ссылок на нормы и положения гражданского права, которые в ряде случаев прямо привлекаются для решения вопросов регулирования труда, например: регулирование "пакта о неконкуренции"; использование конструкции "злоупотребления правом", "осуществления прав в соответствии с их назначением".

Развитие гражданского процессуального права в Венгрии в первой половине XX в. определялось ГПК 1911 г., созданным с учетом немецкого ГПК 1877 г. и австрийского ГПК 1895 г. В социалистический период он был заменен ГПК 1952 г., составленным под сильным влиянием ГПК РСФСР 1923 г. и ограничившим права сторон в пользу суда и прокурора. В 1990-е гг. этот Кодекс претерпел некоторые изменения, связанные с отказом от прежних, социалистических концепций. В 1994 г. Конституционный суд Венгрии постановил, что право прокуроров самостоятельно подавать иски в защиту интересов граждан несовместимо с конституционным принципом, согласно которому граждане вправе сами определять, каким образом осуществлять свои гражданские права. Соответствующие статьи ГПК были признаны неконституционными. После вынесения этого решения прокуроры вправе возбуждать производство по гражданским делам лишь в том случае, если заинтересованное лицо не способно самостоятельно защищать собственные интересы. В 1997 г. с введением апелляционной инстанции в Венгрии произошел переход от трехуровневой к четырехуровневой системе правосудия.

 

Уголовное право и процесс

 

Источниками уголовного права Венгрии являются законы, принятые парламентом.

Кодификация уголовного законодательства Венгрии (в то время входившей в состав Австро-Венгерской империи) была произведена только во второй половине XIX в. Уголовный кодекс (Уголовное уложение) был принят в 1878 г. для преступлений и правонарушений, а в 1879 г. - для проступков.

УК 1878 г. оставался в силе до 1961 г. Начиная с 1908 г. он неоднократно изменялся и дополнялся, особенно в 1948 и 1950 гг. Закон 1948 г. устранил те положения УК, которые стали непригодными в условиях нового строя, и провел тем самым широкую новеллизацию его Особенной части. В 1950 г. вступил в силу Закон об Общей части Уголовного кодекса, построенной на новых социалистических принципах. Кроме того, в 1948-1959 гг. было принято большое число отдельных от УК законодательных актов, устанавливающих уголовную ответственность.

Первый социалистический УК Венгрии был принят в 1961 г. Он действовал до 1978 г. с изменениями, которые вносились в него в 1966, 1971 и 1973 гг.

В 1978 г. в Венгрии принят новый Уголовный кодекс, действующий (с изменениями) до настоящего времени. Его структура заметно отличается от структуры Уголовного кодекса 1961 г., прежде всего за счет различия в системе изложения норм Особенной и некоторой детализации норм Общей части. Кроме того, увеличилось общее количество норм.

Общая часть УК 1978 г. содержит 9 разделов, причем в отличие от УК 1961 г. нормы, относящиеся исключительно к уголовной ответственности, выделены в самостоятельный раздел. УК 1978 г. делит все криминальные деяния на преступления и проступки. Преступлением признается умышленное преступное действие или бездействие, за которое определяется наказание лишением свободы на срок свыше 2 лет. Все другие преступные деяния считаются проступками (_ II). УК 1978 г. ввел две новые санкции: пожизненное лишение свободы и судебное порицание.

Особенная часть состоит из 11 разделов: государственные преступления, преступления против человечества, преступления против личности, транспортные преступления, преступления против брака, семьи, молодежи и половой морали, преступления против государственного управления, правосудия и норм общественной жизни, преступления против общественного порядка, хозяйственные преступления, преступления против собственности, преступления против воинской повинности и воинские преступления. Эта система существенно отличала УК 1978 г. от прежнего Кодекса. Так, если в УК 1961 г. преступления против личности занимали восьмое место, то теперь они стоят на третьем месте, сразу же после государственных преступлений и преступлений против человечества. В разделе о преступлениях против собственности не делается различия между посягательством на государственную и личную собственность. Указанные изменения отражали процесс определенной демократизации венгерского уголовного права, его отступление от марксистских догм.

Радикальные политические изменения конца 1980-х гг. привели к первым поправкам к УК в мае 1989 г., когда парламент отменил смертную казнь за общеуголовные преступления. В июле 1989 г. была отменена ответственность за "социально опасный паразитизм", типичный для социалистического уголовного права состав преступления. Статьи о политических преступлениях исправлены в октябре 1989 г.; устранены прежние, слишком общие и неопределенные формулировки. В 1990 г. смертная казнь в Венгрии была отменена полностью.

После 1990 г. Венгрия, отказавшись от разработки проекта нового УК, исправила существующее уголовное законодательство в соответствии с требованиями Европейского соглашения о правах человека и принципами конституционного демократического государства.

В 1990-е гг. активную роль в развитии уголовного права играл Конституционный суд. В частности, в 1997 г. он признал неконституционным положение ст.6 УК, которая возлагает на руководителей компаний уголовную ответственность за действия, совершенные их служащими.

Уголовный процесс. Первый Уголовно-процессуальный кодекс Венгрии был принят только в 1896 г. и действовал до середины XX в. В социалистический период были приняты три УПК (1951, 1962 и 1973 гг.).

Относительно демократическая процедура смешанного (обвинительно-состязательного) уголовного процесса в Венгрии просуществовала до конца Первой мировой войны. В 1919 г. в стране был установлен террористический режим Хорти, отменивший суд присяжных. Репрессии военно-полевых судов сочетались с внесудебными расправами над участниками революционного движения. Установившийся в Венгрии после Второй мировой войны тоталитарный сталинистский режим (1948-1955 гг.) также отличался грубейшими нарушениями демократических принципов уголовной юстиции. Лишь в 1960-е гг. в Венгрии стала возможной постепенная демократизация и гуманизация системы уголовного судопроизводства; но в целом эта система до конца 1980-х гг. мало отличалась от советской. "Центр тяжести" уголовного процесса приходился на досудебные стадии, законодательство предусматривало активную роль суда в разбирательстве, прокуратура должна была представлять аргументы как против, так и в пользу обвиняемого (подсудимого).

В октябре 1989 г. в уголовно-процессуальное законодательство были внесены изменения, расширяющие права обвиняемых. Новая редакция Конституции предусматривает, что лицо, подозреваемое в совершении преступления и задержанное, следует в кратчайший срок либо отпустить на свободу, либо доставить в суд, который обязан выслушать задержанного и незамедлительно письменным мотивированным постановлением либо отпустить его на свободу, либо решить вопрос о его предварительном аресте. Вслучае незаконного задержания или ареста лицо имеет право на возмещение ущерба (_ 55).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...