Государственное устройство
По своему государственному устройству Венесуэла - федерация и состоит из 20 штатов, одного федерального округа (Каракас), двух федеральных территорий и федеральных владений (острова в Карибском море), состоящих из 72 островов. До 2000 г. в стране действовала Конституция Республики Венесуэла 1961 г. В конце 1999 г. Учредительное собрание одобрило проект новой Конституции, которая была принята на референдуме 15 декабря 1999 г. и вступила в силу с 1января 2000 г. По форме правления Венесуэла - президентская республика. Политический режим - демократический. Законодательная власть осуществляется Конгрессом, который состоит из 2 палат: Сената (49 сенаторов) и Палаты депутатов (199 депутатов) и избирается прямым тайным голосованием сроком на 5 лет. Верхняя палата - Сенат - формируется путем всеобщих и прямых выборов (по 2 сенатора от штата и от федерального округа плюс дополнительные сенаторы, избираемые в целях представительства меньшинств согласно закону); в Сенат входят также бывшие президенты, которые были избраны путем всеобщих выборов и находились на этом посту более половины срока своих полномочий. Депутаты нижней палаты избираются всеобщим и прямым голосованием по системе пропорционального представительства. Закон устанавливает минимальное представительство - по 2 депутата от каждого штата. В законодательной деятельности палаты равноправны, но каждая из них обладает специальными полномочиями, причем Сенат занимает несколько более предпочтительное положение. Его функциями, в частности, являются: инициатива обсуждения законопроектов о международных договорах и соглашениях; разрешение присваивать высшие воинские звания; одобрение назначенных на пост генерального атторнея Республики и глав постоянных дипломатических миссий. Финансовые законопроекты могут инициироваться только в нижней палате, которая также имеет право выносить вотум недоверия министрам.
Президент Республики промульгирует принятые законы в 10-дневный срок со дня их получения. В тот же срок он может с согласия Совета министров, изложив мотивы, потребовать от Конгресса провести новое чтение закона с целью изменить некоторые его положения. Для преодоления президентского вето требуются 2/3 голосов присутствующих членов на совместном заседании обеих палат Конгресса. Если прежняя редакция подтверждена простым большинством голосов, Президент может наложить повторное вето, для преодоления которого достаточно уже простого большинства голосов присутствующих на совместном заседании членов Конгресса. В тех случаях, когда возражение основано на неконституционности, Президент вправе в установленный для промульгации срок обратиться в Верховный суд для того, чтобы последний признал решение Конгресса неконституционным. Суд выносит решение в 10-дневный срок, считая с момента получения сообщения Президента. Во время парламентских каникул Конгресса его функции (в значительной части) осуществляет Полномочная комиссия. Последняя состоит из председателя Конгресса (им является председатель Сената), вице-председателя- председателя Палаты депутатов и 21 члена Конгресса. Конституция 1999 г. предусматривает замену двухпалатного Конгресса однопалатной Национальной законодательной ассамблеей. Последняя будет состоять из депутатов, избираемых в каждой территориальной единице федерации всеобщим, прямым, личным и тайным голосованием с пропорциональным представительством и учетом численности населения в соответствии с принципом: 1 депутат от 1% населения страны. Каждая единица федерации, кроме того, избирает 3 депутатов. Индейские народы избирают 3 депутатов в соответствии с их традициями, обычаями и законом (ст.186).
Глава государства и исполнительной власти - Президент Республики. По Конституции 1961 г. он избирался путем всеобщих прямых выборов на 5 лет. После окончания срока своих полномочий он мог быть избран вновь лишь через 10 лет. Новая Конституция увеличила срок полномочий Президента до 6 лет и разрешила ему немедленное переизбрание на второй срок; вводится также отсутствовавший по Конституции 1961 г. пост Вице-президента. Президент обладает полномочиями, которые могут быть подразделены на три группы: 1) его собственные полномочия; 2) полномочия, осуществляемые через министров и требующие обязательной контрасигнации (скрепление их подписью); 3) полномочия, осуществляемые Президентом в Совете министров и также нуждающиеся в контрасигнации. Президент объявляет чрезвычайное положение в стране, декретирует ограничение или приостановление конституционных гарантий, является главнокомандующим вооруженными силами, созывает Конгресс на чрезвычайные сессии, имеет право обращаться к нему с посланиями, осуществляет регламентарную власть, заключает договоры и соглашения с иностранными государствами, декретирует дополнительные кредиты в бюджете, упраздняет и изменяет административно-управленческую структуру страны и т.д. Подавляющая часть полномочий осуществляется Президентом в Совете министров или требует контрасигнации. В соответствии со ст.190 Конституции только два полномочия относятся к разряду его собственных, в том числе право назначать и отзывать министров. Министры являются непосредственными уполномоченными Президента и сообща образуют Совет министров. Президент председательствует на заседаниях Совета министров; при обстоятельствах, мешающих ему исполнять эту функцию, он может назначать для председательствования министра. В таком случае принятые решения будут считаться действительными только после их подтверждения Президентом. Несмотря на президентскую форму правления, в Венесуэле предусмотрены некоторые элементы парламентаризма, а именно парламентская ответственность членов правительства. Палата депутатов может отказать министрам в доверии, после чего они обязаны уйти в отставку.
В течение первых 10 дней обычной сессии Конгресса каждый министр представляет на совместное заседание палат обоснованный и полный доклад о деятельности своего министерства за прошедший год и планы на следующий; министр представляет также финансовый отчет о выделенных его министерству суммах. Штаты имеют свои законодательные собрания и правительства, возглавляемые губернаторами, которые являются (ст.21) представителями федеральной власти в своем штате. В 1989 г. введены прямые выборы губернаторов населением штатов.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Венесуэлы в целом относится к романо-германской правовой семье, входя в ее латиноамериканскую группу. Первоначальной основой для формирования костариканского права выступила правовая культура бывшей метрополии - Испании. Конституционное право во многом следует модели США, на гражданское и уголовное право оказало значительное влияние французское, испанское и итальянское законодательство. После провозглашения независимости от Испании в 1811 г. в Венесуэле была принята первая в Латинской Америке буржуазно-демократическая Конституция, закрепившая федеративное устройство республики и копировавшая многие положения конституционных документов США. Федеральные органы создавались по принципу разделения властей. Под влиянием французских правовых документов Конституция Венесуэлы 1811 г. (это стало традицией для латиноамериканского конституционализма в целом) содержала большое количество статей, посвященных общим принципам организации власти и прирожденным правам человека. Однако большую часть периода независимости Венесуэлой правили диктаторские режимы. До 1811 г. в стране действовало испанское колониальное право (см. раздел "Аргентина"). С момента создания независимой республики начались работы по созданию современного кодифицированного законодательства. Однако только в 1862 г. в Венесуэле был принят первый ГК, в 1863 г. первый УК.
Одной из отличительных черт правового развития Венесуэлы является нестабильность законодательства. С 1862 по 1942 г. в стране сменилось 9 гражданских кодексов, что является абсолютным рекордом. Еще более нестабильным было государственное устройство: с 1811 по 1961 г. принято 26 конституций (1811, 1830, 1901, 1947, 1953, 1961 и др.). В 1961 г. после свержения последней диктатуры принята демократическая Конституция, в которой 74 из 252 статей посвящены обязанностям, правам и гарантиям венесуэльского народа. Впервые закреплен широкий перечень социальных и экономических прав, в том числе право на труд, на здравоохранение, на социальное обеспечение. В 1990-е гг. наиболее важным моментом в государственно-правовом развитии страны была борьба за укрепление демократических основ политической системы, создание менее коррумпированной и более эффективной государственной власти. В мае 1993 г. Верховный суд и Сенат Конгресса Венесуэлы приняли решение об отстранении К.А. Переса (избранного Президентом в 1988 г.) от обязанностей главы государства в связи с обвинениями в коррупции и использовании служебного статуса в целях личного обогащения. Новая Конституция 1999 г. добавила к каталогу прав обширные разделы о правах индейских народов и экологических правах. Основным источником права в Венесуэле являются законодательные и другие нормативные акты, иерархию которых составляют Конституция, федеральные обычные и органические законы, законы штатов, декреты и другие акты Президента (в том числе издаваемые в силу регламентарной власти), подзаконные акты центральных, региональных и местных органов государственной власти. Органическими считаются законы, которые прямо указаны в качестве таковых Конституцией и которые получили это название в результате абсолютного большинства каждой палаты Конгресса в начале обсуждения соответствующих законопроектов. Венесуэльское право хорошо кодифицировано. Действуют ГК 1942 г. (в ред. 1982 г.), Торговый кодекс 1955 г., УК 1926 г. (в ред. 1964 г.), Органический кодекс уголовных процедур 1997 г., ГПК 1986 г., Кодекс военной юстиции 1967 г., Органический кодекс налогообложения 1994 г. Конгресс может специальным законом предоставить Президенту право принятия чрезвычайных мер в экономической и финансовой области, когда того требуют государственные интересы (п.8 ст.190 Конституции), что означает право издавать декреты с силой закона. Хотя Венесуэла является федеративным государством, к ведению центральных властей отнесено законодательное регулирование всех сколь-нибудь значимых вопросов. Конституция 1999 г. (ст.260) признала за индейскими народами право руководствоваться своими обычно-правовыми нормами, если это не противоречит Конституции, законам и публичному порядку. Соответственно обычай также официально признается в Венесуэле источником права.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|