Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приведение СЛАУ к виду, удобному для итераций.




ЗАДАНИЕ №1

 

ПРИБЛИЖЕННОЕ РЕШЕНИЕ НЕЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ

(решение трансцендентных и алгебраических уравнений)

 

Характеристическое уравнение системы автоматического управления (САУ) режимами работы электрических систем в общем случае имеет нелинейный вид. Решаются такие уравнения, как правило, численными методами.

В задании №1 необходимо решить два нелинейных уравнения (трансцендентное и алгебраическое).

Порядок расчета:

1. Графически отделить корни.

2. Уточнить корни уравнений численными методами согласно варианту задания (по одному корню для каждого уравнения).

3. Проверить решение трансцендентного уравнения при помощи встроенного в MathCAD блока решений Given-Minerr, арешение алгебраического уравнения – встроенной в MathCAD функцией polyroots().

 

Указания к выполнению задания

 

Для графического отделения корней в MathCAD строится график функции , составленной на основе исходного уравнения.

Например, дано трансцендентное уравнение:

.

Для составления функции переносим все слагаемые в правую часть, получим:

.

Отделение корней состоит в определении интервалов [a,b], в котором график функции один раз пересекает ось абсцисс (интервалы изоляции корня).

 

Алгоритмы методов уточнения корней.

Метод половинного деления.

1) Исходные данные: интервал [a,b], заданная погрешность расчета . Для этого и последующих заданий можно принять .

2) Рассчитать: .

3) Приближенное значение корня:

. (*)

4) Рассчитать .

5) Если или , то - корень, полученный с заданной точностью (окончание расчета).

Если нет, то:

при и переход к (*);

при , и переход к (*).

 

Метод хорд.

1) Исходные данные: интервал [a,b], заданная погрешность расчета .

2) Определить первую и вторую производные функции - и .

3) Рассчитать: , , ;

, , .

4) Определить дополнительные величины , и :

- минимальное значение из и ;

если и имеют одинаковый знак, то , ,

иначе , .

5) Рассчитать: , .

6) Приближенное значение корня:

. (*)

7) Рассчитать .

Если , то - корень, полученный с заданной точностью (окончание расчета).

Если нет, то: , и переход к (*).

 

Метод касательных.

1) Исходные данные: интервал [a,b], заданная погрешность расчета .

2) Определить первую и вторую производные функции - и .

3) Рассчитать: , , ;

, , .

4) Определить дополнительные величины , и :

- минимальное значение из и ;

- максимальное значение из и ;

если и имеют одинаковый знак, то , иначе .

5) Приближенное значение корня:

. (*)

6) Если , то - корень, полученный с заданной точностью (окончание расчета). Если нет, то: и переход к (*).

 

ЗАДАНИЕ №2

РЕШЕНИЕ СИСТЕМ ЛИНЕЙНЫХ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ (СЛАУ)

В результате применения законов Кирхгофа к расчету электрических цепей постоянного тока получают систему линейных алгебраических уравнений, которая связывает между собой параметры цепи и параметры режима.

Решают СЛАУ различными методами, в частности – итерационными.

В задании №2 необходимо решить систему линейных алгебраических уравнений методом ускоренной итерации (метод Зейделя).

Порядок расчета:

1. Привести СЛАУ к виду, удобному для итераций.

2. Преобразованную (эквивалентную) систему привести к нормальному виду.

3. Принять за начальные приближения свободные члены нормализованных уравнений системы.

4. Решить СЛАУ (согласно варианту задания) с точностью .

5. Проверить решение СЛАУ при помощи встроенной в MathCAD функции lsolve().

 

Указания к выполнению задания

 

Приведение СЛАУ к виду, удобному для итераций.

Для обеспечения сходимости итерационного процесса достаточно, чтобы для исходной системы модули диагональных коэффициентов каждого уравнения были больше суммы модулей всех остальных коэффициентов в этом же уравнении. Приведение исходной системы к эквивалентной, для которой выполняются условия сходимости, делается с помощью элементарных преобразований.

Например, для системы из трех уравнений:

.

Если , и - сходимость итерационного процесса обеспечена.

Пример.

Привести к виду, удобному для итераций, систему:

.

Просматриваем уравнения: в уравнении (Б) - следовательно, принимаем уравнение (Б) в качестве второго уравнения эквивалентной системы.

В уравнении (А) - принимаем уравнение (А) в качестве третьего уравнения исходной системы.

За первое уравнение эквивалентной системы примем комбинацию (2·В+А), тогда получим:

,

.

В итоге получаем эквивалентную систему уравнений, удобную для итераций:

.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...