Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Анализ финансовых результатов (анализ отчета о финансовых результатах — ф. 2)





Показатели финансовых результатов (прибыли) деятельности пред­приятия содержатся в ф. № 2.

На основе данных отчета о прибыли и убытках проводится анализ по следующим направлениям:

• анализ деловой активности;

• анализ уровня и динамики финансовых результатов;

• анализ рентабельности.

Анализ деловой активности. Применение термина «деловая активность» в отечественной экономи­ческой литературе началось сравнительно недавно, и его значение еще не устоялось. Но в контексте анализа финансово-хозяйственной дея­тельности под деловой активностью обычно понимают эффективность текущей производственной и коммерческой деятельности организации. Деловая активность проявляется в динамичности развития органи­зации, достижении поставленных ею целей, что отражается в различ­ных показателях. В финансовом аспекте деловую активность можно характеризовать двумя группами показателей:

1) общие показатели оборачиваемости;

2) показатели управления активами.

Оборачиваемость средств, вложенных в имущество предприятия, может быть оценена следующими показателями:

• скорость оборота — количество оборотов, которое делают за ана­лизируемый период капитал организации или его составляющие;

• период оборота — средний срок, за который возвращаются вложен­ные в хозяйственную деятельность организации денежные средства.

В табл. 1 представлены наиболее распространенные в аналитиче­ской работе коэффициенты деловой активности и способы их расчета.

Наименование показателя Способ расчета Пояснения
Общие показатели оборачиваемости
Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача), оборотов Д1 = (выручка от продажи)/(среднегодовая стоимость активов)   Характеризует эффективность использования имущества
Коэффициент обора­чиваемости оборотных средств, оборотов Д2 = {выручка от продажи)/ (среднегодовая стоимость оборотных активов)   Характеризует скорость оборо­та всех оборотных средств (материальных и денежных)
Коэффициент отдачи нематериальных активов, оборотов ДЗ - (выручка от продажи)/ (средняя стоимость немате­риальных активов)   Характеризует эффективность использования нематериальных активов
Фондоотдача, оборотов Д4= (выручка от продажи)/ (среднегодовая стоимость основных средств)   Характеризует эффективность использования основных средств предприятия
Коэффициент отдачи собственного капитала, оборотов Д5 = (выручка от продажи)/ (средняя стоимость собственного капитала)   Характеризует скорость оборота собственного капитала. Показывает, сколько выручки (в руб.) приходится на 1 руб. вложенного собственного капитала
Коэффициент оборачиваемости средств врасчетах, оборотов Д6 = (выручка от продажи)/ (средняя стоимость дебиторской задолженности)   Показывает количество оборотов средств, находя­щихся в дебиторской задолженности
Коэффициент оборачи­ваемости кредиторской задолженности, оборотов Д7 = (выручка от продажи)/ (средняя стоимость кредиторской задолженности)   Показывает, расширяется или снижается коммерческий кредит, предоставляемый предприятию (т. е. представ­ленные отсрочки по оплате ТМЦ, работ, услуг)
Показатели управления aктивами
Оборачиваемость материальных средств (запасов), дней Д8 = (средняя стоимость запасов х х Т)/ (выручка от продажи)   Показывает, за сколько дней (в среднем) оборачиваются за­пасы в анализируемом периоде
Оборачиваемость денежных средств, дней Д9= (средняя стоимость денежных средств х Т)/ (выручка от продажи)   Показывает срок оборота денежных средств
Срок погашения дебиторской задолженности, дней Д10- (средняя стоимость дебиторской задолженности х Т)/ (выручка от продажи)   Показывает, за сколько дней (в среднем) погашается дебиторская задолженность предприятия
Срок погашения кредиторской задолженности, дней Д11 = (средняя стоимость креди­торской задолженности хТ/ (выручка от продажи)   Показывает средний срок возврата долгов предприятия по текущим обязательствам
           

 



При расчете указан­ных коэффициентов необходимо учесть следующее.

1. Все показатели бухгалтерского баланса, которые содержат слова «средняя, среднегодовая», определяются по формуле средней ариф­метической:

средняя величина актива = (Онач+ Окон)/2,

где Онач, Окон—величина актива на начало и конец анализируемого периода соответственно.

2. Показатель «Выручка от продажи» содержится в ф. 2.

3. Продолжительность одного оборота (в днях, Т) = (длительность ана­лизируемого периода, в днях)/(коэффициент оборачиваемости акти­ва, в оборотах).

Анализ рентабельности.В широком смысле слова понятие «рентабельность» означает прибыль­ность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки произ­водства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, доста­точную для нормального функционирования предприятия.

Анализ рентабельности позволяет оценить способность предприя­тия приносить доход на вложенный в него (предприятие) капитал. При расчете коэффициентов рентабельности для оценки экономического эффекта можно сопоставлять размер полученной прибыли с величи­ной ресурсов или затрат. Но целесообразнее соотносить прибыль не только с ресурсами (затратами), но и с совокупным доходом в виде выручки от текущей деятельности. В этом случае возникает две груп­пы показателей:

• показатели, где базовым элементом (знаменателем коэффициен­та) выступает выручка от продаж ;

• показатели, где базовым элементом (знаменателем коэффици­ента) выступает стоимостная оценка ресурса или затрат.

Наиболее распространенные в аналитической работе коэффициен­ты, характеризующие рентабельность (прибыльность), а также спосо­бы их расчета на основе форм отчетности (ф. № 1 и № 2) представле­ны в табл. 2. При этом следует помнить, что показатель «Выручка от продаж», указанный в ф. № 2, не содержит налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей, которые получило предприятия в составе валовой выручки.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.