Анализ финансовых результатов (анализ отчета о финансовых результатах — ф. 2)
Показатели финансовых результатов (прибыли) деятельности предприятия содержатся в ф. № 2. На основе данных отчета о прибыли и убытках проводится анализ по следующим направлениям: • анализ деловой активности; • анализ уровня и динамики финансовых результатов; • анализ рентабельности. Анализ деловой активности. Применение термина «деловая активность» в отечественной экономической литературе началось сравнительно недавно, и его значение еще не устоялось. Но в контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности под деловой активностью обычно понимают эффективность текущей производственной и коммерческой деятельности организации. Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижении поставленных ею целей, что отражается в различных показателях. В финансовом аспекте деловую активность можно характеризовать двумя группами показателей: 1) общие показатели оборачиваемости; 2) показатели управления активами. Оборачиваемость средств, вложенных в имущество предприятия, может быть оценена следующими показателями: • скорость оборота — количество оборотов, которое делают за анализируемый период капитал организации или его составляющие; • период оборота — средний срок, за который возвращаются вложенные в хозяйственную деятельность организации денежные средства. В табл. 1 представлены наиболее распространенные в аналитической работе коэффициенты деловой активности и способы их расчета.
При расчете указанных коэффициентов необходимо учесть следующее. 1. Все показатели бухгалтерского баланса, которые содержат слова «средняя, среднегодовая», определяются по формуле средней арифметической: средняя величина актива = (О нач + Окон)/2, где О нач, Окон —величина актива на начало и конец анализируемого периода соответственно. 2. Показатель «Выручка от продажи» содержится в ф. 2. 3. Продолжительность одного оборота (в днях, Т) = (длительность анализируемого периода, в днях)/(коэффициент оборачиваемости актива, в оборотах). Анализ рентабельности. В широком смысле слова понятие «рентабельность» означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия. Анализ рентабельности позволяет оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в него (предприятие) капитал. При расчете коэффициентов рентабельности для оценки экономического эффекта можно сопоставлять размер полученной прибыли с величиной ресурсов или затрат. Но целесообразнее соотносить прибыль не только с ресурсами (затратами), но и с совокупным доходом в виде выручки от текущей деятельности. В этом случае возникает две группы показателей: • показатели, где базовым элементом (знаменателем коэффициента) выступает выручка от продаж; • показатели, где базовым элементом (знаменателем коэффициента) выступает стоимостная оценка ресурса или затрат. Наиболее распространенные в аналитической работе коэффициенты, характеризующие рентабельность (прибыльность), а также способы их расчета на основе форм отчетности (ф. № 1 и № 2) представлены в табл. 2. При этом следует помнить, что показатель «Выручка от продаж», указанный в ф. № 2, не содержит налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей, которые получило предприятия в составе валовой выручки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|