Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 27. Философия «русского космизма». Учение В.И. Вернадского о ноосфере.




Космизм специфическое мировосприятие космоцентрической ориентации, течение в философской и естественнонаучной мысли. В России уже с середины прошлого столетия вызревает уникальное космическое направление научной мировоззренческой мысли. В его ряду стоят такие философы и ученые как Федоров, Циолковский, Вернадский, Чижевский и многие другие. Среди русских религиозных философов космическое направление представлено в наследии Соловьева, Булгакова, Флоренского, Бердяева. Именно в космизме ставятся проблемы о космосе и человеке, выдвигается положение о том, что «конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека». Гуманизм – одна из самых ярких черт этой «замечательной плеяды мыслителей и учёных». Фёдоров (1828-1903) - философ, родоначальник русского космизма. В основе концепции Фёдорова лежит поиск глубинных причин зла и разработка средств и его преодоление. Главное зло для человека он усматривал в смерти, порабощенности его слепой силы природы. Он выдвигает идею регуляции природы силами науки и техники. По его убеждению, человечество должно объединиться для борьбы со слепыми силами природы, осуществляемой «существами разумными и нравственными, трудящимися в совокупности для общего дела». Регуляция природы мыслилась им как принципиально новая ступень эволюции, как сознательный этап развития мира и космоса. «Потому-то и нет в природе целесообразности, - утверждал он, что её должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целесообразность». В дальнейшем учение Федорова развивалось в двух направлениях: религиозно-богословском и естественнонаучном. Циолковский (1857-1935 гг.) известный ученый, основоположник современной космонавтики, представитель естественнонаучной ветви «космической философии». Циолковский пытался решить ряд философских проблем о смысле космоса в целом, о месте человека в космосе, о конечности или бесконечности человеческого существования, путях построения счастливого будущего и т.д. В «космической философии» Циолковского исследователи его концепции выделяют в три этапа. На первом этапе (1898-1914 гг.) философия мыслится Циолковским как общая наука, наука наук. Он признавал наличие во Вселенной вечных, неуничтожимых элементов материи атомов, обладающих чувствительностью и зачатками духовности. Свою философию он называл «монизмом», для которого космос – живое существо, а человек – союз атомов, блуждающих во Вселенной. На втором этапе (1914-1923 гг.) он уделяет основное внимание религиозным проблемам и поиску путей улучшения социальных условий человеческого существования, созданию проектов будущего. На третьем этапе (1923-1935 гг.) Циолковский развивает учение о космическом разуме, космических эрах рождения, становление расцвет. Превращение вещества в лучистую энергию, обсуждение многие глобальные проблемы, в частности, экологическую. Одним из возможных путей предотвращения гибели человечества он считал освоение космического пространства, а создание ракетно-космической техники – средством для решения этой задачи. Составной частью концепцией Циолковского является его «космическая этика», которая включает выработку этических основ контактов с инопланетянами признание необходимости совместного труда для преобразования космоса. Циолковского можно считать одним из основоположников концепции ноосферы. «Космическая философия» Циолковского, несмотря на некоторые ее утопические элементы, первая попытка систематического изложения проблем, характерных для начал космической эры. Вернадский (1863-1945 гг.) – выдающийся естествоиспытатель и мыслитель – гуманист, один из выразителей русого космизма, основатель учения о биосфере, ноосфере, генетической минералогии, биогеохимии, радиогеологии и других научных направлений. Биосфера, по Вернадскому, это целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Главным фактором, формирующим биосферу, выступает живое вещество, осуществляющее многообразные геохимические и планетарнокосмические функции. Живое вещество есть совокупность живых организмов. Живое вещество, по Вернадскому, вечно изначально присутствует в космосе и повсеместно в нем распространено (космичность жизни). Термин «биосфера» появился в конце 19 века. Учение о биосфере создано Вернадским в начале 20 века. Под биосферой понимается та оболочка земли, в которую входят все живые организмы вместе со средой их обитания. В литосфере она распространяется на 3-4 км, в гидросфере – на 11 км, в атмосфере – до озонового слоя. Ноосфера Вернадского указывает на существование трех различных пластов реальности: 1. космических просторов; 2. атомных явлений; 3. жизни человека, природных явлений ноосферы на нашей планете, взятых за единое целое. Эти три пласта отличаются, друг от друга по свойствам пространственного времени. Они проникают друг в друга и отграничиваются друг от друга в содержании и методике изучаемых в них явлений. Основные предпосылки возникновения ноосферы, по Вернадскому: 1. распространение человека – одного биологического вида, обладающего разумом, по всей поверхности планеты; 2. развитие средств связи и обмена, интегрируемых людей в единое целое; 3. открытие новых источников энергии (атомная, солнечная и другие); 4. массовая демократизация государственного устройства, допускающая к управлению обществом все более широкие массы населения и т.д. В 1926 г. написал и опубликовал труд «Биосфера» Он различает 3 оболочки земного шара: литосферу, гидросферу, атмосферу. Термин биосфера был предложен в 1875г. австрийским геологом Зюссом. Вернадский считал, что всё, что существует на земле, в воде, в воздухе обязано жизни – как явление. Т.е. он с одной стороны признаёт, что биосфера будет развиваться дальше в ноосферу, а с другой считает, что в биосфере отсутствует возможность эволюции. Центральная тема учения о ноосфере – единство биосферы и человечества. Деятельность человека это основной фактор развития биосферы и человек должен взять на себя ответственность за все процессы, происходящие на Земле. Человек, заселяя Землю, создал технику и речь должна идти уже о ноосфере – сфера разума. Очень важным в учении о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. Это не просто сфера знаний человека о природе с высоким уровнем техники, это новое понятие, называющей «техносферой». Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистине огромны. И темпы ее развития постоянно увеличиваются. В наши дни это так называемая техномасса (созданная человеком). Это тревожный сигнал, он требует вдумчивого отношения к балансу составляющих системы природа – биосфера – человек. Уровень взаимодействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом его производственных сил ситуация изменилась кардинальным образом. 20 век – век научно-технического прогресса. В его состав входят технические устройства, добывающей полезные ископаемые, выделяют также блок по переработки сырья и производству средств производства, затем техника производящая средства потребления, по передаче, использования и хранения информации и многое другое.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...