Гражданское и смежные с ним
Отрасли права
Частное право Индонезии до сих пор носит дуалистический характер. Параллельно действуют законодательство, основанное на голландских Гражданском и Торговом кодексах, и различные системы обычного и, отчасти, религиозного права. После достижения независимости правительство предпринимает усилия по унификации частного права. Так, Институт национального правового развития подготовил проект кодекса договорного права, нормы которого должны распространяться на все население страны независимо от происхождения. В то же время признается, что в области брачно-семейных отношений полная унификация невозможна из-за многоконфессионального состава общества. Заимствованное у голландцев право применяется в полном объеме в основном к немногочисленным европейцам, проживающим в стране, этническим китайцам и некоторым другим общинам. Основным источником гражданского права по-прежнему является Гражданский кодекс, введенный голландцами в 1848 г. Он в целом воспроизводил соответствующий кодекс метрополии, основанный, в свою очередь, на Кодексе Наполеона. Некоторые положения ГК, рассматриваемые как противоречащие букве и духу Конституции 1945 г., утратили силу. В частности, Верховный суд своим циркуляром от 6 сентября 1963 г. объявил 8 статей ГК нарушающими дух Конституции. Среди мусульманской общины наиболее распространено адатное право, которое не проводит различий между публичным и частным, а также между гражданским и уголовным правом. Особо прочные позиции адат занимает в области брачно-семейных отношений. В доколониальные и даже в колониальные времена обычное право, а затем и законы не препятствовали заключению браков в детском возрасте. Брак в индонезийских государствах был сделкой купли-продажи. Он заключался по воле родителей или опекунов, согласия молодых не требовалось, к какому бы общественному слою они ни принадлежали. Условием заключения брака был выкуп, вручаемый женихом или его родителями родителям невесты. Если у жениха или его родителей не было средств, позволялось отработать сумму выкупа. Обычное право запрещало полигамию. В семье, по общему правилу, господствовали муж и отец. Несмотря на прогрессивные перемены, произошедшие в ХХ в., многие из вышеупомянутых обычаев применяются и по сей день, особенно в сельской местности. В некоторых областях с более сильным мусульманским влиянием брачные отношения подчиняются не адату, а мусульманскому праву. В Индонезии официально признается полигамия.
Свои системы регулирования брачно-семейных отношений существуют у китайской общины, индуистов, буддистов, христиан. Европейцы и некоторые общины руководствуются брачно-семейным законодательством голландского образца. Институт национального правового развития подготовил проекты законов о браке и разводе для основных религиозных общин страны (мусульман, христиан, балийских индуистов). Адатное право наследования испытало влияние исламской правовой доктрины. Новые земельные отношения установлены в Основном аграрном законе 1960 г., одном из наиболее прогрессивных правовых актов периода независимости. Со вступлением его в силу Индонезия перешла от правового дуализма (земельные права по европейскому и по обычному праву) к единому регулированию земельных отношений в масштабах страны. Хотя новый закон и основывается на адате, нормы последнего приведены в соответствие с современными экономическими потребностями страны. Новые земельные права включают: право собственности (hak milik), право долгосрочной аренды (hak guna-usaha), право застройки, или эмфитевзис (hak guna-bangunan). Кроме того, имеются права более личного характера, такие как право держания и право пользования землей, которые не подлежат регистрации. Только индонезийские граждане могут иметь землю на праве частной собственности; при этом оно ограничено социальной функцией земли. По общему правилу, собственник сельскохозяйственной земли должен обрабатывать ее лично. Зафиксирован максимум и минимум земельных наделов (соответственно 20 и 2 гектара), которые могут находиться в собственности одного лица (ст.17). К сельской общине автоматически переходят права на необрабатываемые земли. Нечлены общины могут арендовать общинную землю без права выкупа или наследования.
Торговый кодекс был, так же как и ГК, введен голландцами в 1848 г. и существенно пересмотрен в 1938 г. В 1905 г. к нему был добавлен Ордонанс о банкротстве. ТК применяется в основном к европейцам и выходцам из зарубежных азиатских стран, тогда как большинство коренных индонезийцев продолжает руководствоваться своим обычным правом. Однако поскольку адат совершенно не приспособлен к регулированию современных экономических отношений, особенно внешнеэкономических, применению в этом случае европейского Торгового кодекса и основанного на нем законодательства фактически нет альтернативы. Институт национального правового развития подготовил проект нового Торгового кодекса, единого для всех жителей страны. Законодательство об интеллектуальной собственности появилось в Индонезии в 1912 г., когда было принято Положение о промышленной собственности, воспроизводившее соответствующее законодательство Нидерландов, а также Закон об авторском праве (заменен Законом 1982 г.). Первый патентный закон был введен только в 1991 г. В 1990-егг. в Индонезии приняты новые законы о компаниях, торговых марках, авторском праве, фондовом рынке, банковской деятельности, страховании, поправки к Закону о банкротстве. Указанные акты в основном соответствуют современным международным стандартам. Экономическое законодательство Индонезии неоднократно менялось в зависимости от социально-экономическогокурса - "либеральной экономики" (1950-1957 гг.), "направляемой экономики" (1957-1965 гг.) и "экономической демократии", провозглашенной правительством "нового порядка" в 1966 г. и действующей по настоящее время.
С конца 1950-х гг. правительство Президента Сукарно проводило фактически курс на социалистические преобразования в стране. Конституция 1945 г., восстановленная в 1959 г., закрепила широкие пределы государственной собственности. Согласно разделу XIV земля, воды и природные богатства принадлежат государству; в руках государства находятся также важные отрасли экономики. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. была проведена широкая национализация иностранной собственности, введено жесткое государственное планирование экономического развития. Роль экономически господствующего класса заняла государственная бюрократия. С установлением в 1966 г. режима "нового порядка" военные стали поощрять частное предпринимательство, хотя процесс либерализации хозяйственной жизни занял около 30 лет и еще далеко не завершен. С 1967 г. правительство проводит политику широкого привлечения иностранных капиталовложений, играющих важную роль в экономике страны. Закон об иностранных капитальных инвестициях 1967 г. до настоящего времени составляет основу правовой базы в этой сфере. Процесс расширения прав иностранных инвесторов продолжался и в 1980-1990-х гг. В 1988 г. иностранный капитал был допущен в банковское и страховое дело и на рынок ценных бумаг, в 1994-1995 гг. для него были открыты такие отрасли экономики, как электроэнергетика, телекоммуникации, морской и авиационный транспорт, железные дороги и др. Трудовое право в Индонезии стало зарождаться в первой четверти XX в. Политика голландских колониальных властей в области трудовых отношений была весьма жесткой: профсоюзы местных трудящихся не признавались, забастовки запрещались Специальным законом 1923 г., а трудовое законодательство сводилось к нескольким актам об охране труда. После победы августовской революции 1945 г. в стране активно развивалось (на основе Конституции 1945 г.) трудовое законодательство, были признаны профсоюзы и коллективные договоры, хотя забастовки ограничивались. Военный режим с 1965 г., разгромив демократические профсоюзы и физически уничтожив их руководителей, запретил чрезвычайными декретами забастовки (1966 г.), принудительно реорганизовал профсоюзы (1971 г.) и позволил иностранным предпринимателям ухудшать условия труда местных работников. В то же время Предписаниями о коллективных договорах и условиях труда от 3 марта 1978 г. власти вынуждены были пойти на некоторые реформы: компаниям с числом не менее 25 занятых предложено пересматривать свои двухгодичные регламенты о заработной плате, условиях труда и дисциплине, обсуждать их с представителями рабочих и представлять на утверждение властей, а при наличии на предприятии зарегистрированного профсоюза - заключать по просьбе последнего коллективный договор, также утверждаемый властями.
Определенные позитивные перемены наметились в конце 1990-х гг. В частности, новое законодательство 1998 г. облегчило регистрацию профсоюзов.
Уголовное право и процесс
Основным источником уголовного права является введенный голландскими колонизаторами УК Индонезии 1915 г. Он состоит из 588 статей и делится на 3 книги. В первой содержатся положения Общей части, изложенные в девяти главах (103 статьи), во второй предусматривается ответственность за различные преступления (31 глава, 385 статей), а в третьей ответственность за нарушения (10 глав, 100 статей). Книги вторая и третья представляют собой Особенную часть, которая не носит достаточно систематизированного характера. УК Индонезии по структуре и формулировке большинства статей является в своей основе копией голландского УК 1881 г., построенного на принципах классической школы уголовного права. В 1946 г. национальным правительством в УК были внесены некоторые поправки, отражающие возникновение независимого индонезийского государства. В 1958 г. действие УК было распространено на всю национальную территорию. В начале 1980-х гг. начал работать комитет по полному пересмотру УК, который рассматривается некоторыми индонезийскими юристами как наследие голландского колониализма, не отвечающее местным традициям и современным потребностям страны. Наряду с УК действует ряд законов, устанавливающих ответственность за подрывную деятельность, коррупцию и экономические преступления. Смертная казнь предусмотрена за подрывную деятельность, за незаконную торговлю наркотиками (Закон 1976 г.), а также за широкий круг преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Индонезии, включая преднамеренное убийство, другие преступления против личности и некоторые преступления против государства, в том числе мятеж.
Помимо смертной казни в числе видов наказания фигурируют пожизненное заключение, обычное заключение, штрафы. Полная конфискация собственности запрещена. За малозначительные преступления и проступки предусмотрены еще некоторые виды наказания (например, лишение специальных прав, публичное оглашение приговора). Уголовный процесс. Действующий УПК обнародован 31 декабря 1981 г. Новый Кодекс заменил редакцию 1941 г. голландского колониального закона 1848 г., регулировавшего вопросы как гражданского, так и уголовного судопроизводства. Прежнее законодательство отличалось запутанностью, допускало возможность произвольного ареста и задержания, не ограничивало сроки содержания под стражей до предъявления обвинения, допускало адвоката только на судебной стадии. УПК 1981 г. представляет значительный шаг вперед. Следственные полномочия предоставляются в основном полиции, тогда как обвинение в суде поддерживает прокуратура. Задержание подозреваемого до того, как предъявлено обвинение и издан судебный приказ, не может превышать 24 часов. Установлены четкие пределы досудебного содержания под стражей. Обвиняемый имеет право на юридическую помощь на всех стадиях уголовного процесса. Закон требует обязательного назначения адвоката по делам, в которых обвиняемому грозит 15 и более лет тюрьмы или смертная казнь. Лицо, права которого были нарушены в ходе производства государственными органами, вправе подать иск о компенсации причиненного вреда. Новый Кодекс применяется ко всем уголовным делам, со временными исключениями, сделанными в отношении специальных законов о подрывной деятельности и измене (Декрет 1963 г. и др.), которые содержат собственные процедуры судебного преследования. Кроме того, многие демократические нормы УПК в условиях индонезийской действительности просто остаются на бумаге. Уголовная юстиция осуществляется через систему, которая включает суды, апелляционные суды, прокуратуру и независимую адвокатуру. Однако фактически подобная судебная инфраструктура существует только на Яве и в крупных городах других островов архипелага. В сельской местности индонезийцы предпочитают улаживать уголовные конфликты с помощью общинных институтов, без обращения к государственным властям. В роли судьи при этом обычно выступает деревенский староста. Кроме того, во многих удаленных районах архипелага сохраняются обычаи, аналогичные институту кровной мести. Даже в городах население старается улаживать мелкие уголовные дела, по возможности, без обращения к властям, не доверяя коррумпированным полиции и суду, а также в интересах экономии времени и денег. Дела о преступлениях, наказуемых смертной казнью, рассматриваются в обычных уголовных судах или, если обвиняемый является военнослужащим либо сотрудником полиции, в обычном военном суде (специальные военные суды, созданные после попытки переворота в 1965 г., в настоящее время не функционируют). Уголовно-процессуальный кодекс требует, чтобы по всем делам, где может быть определено наказание в виде смертной казни, обеспечивалось участие адвоката.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|