Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Защита, задержание и конвоирование




После того как предыдущими упражнениями у собаки будет воспитано недоверие к чужим людям и будет в достаточной мере развита злоба и сторожевые инстинкты, можно перейти к службе защиты, задержания и конвоирования. Техническая разработка такова: дрессировщик идет, имея собаку на поводке, карабин поводка пристегнут к широкому и мягкому ошейнику. Навстречу им появляется помощник, одетый в специальный костюм (специальным костюмом называется костюм из брезента с прослойкой ваты, – это предохраняет помощника от покусов), или, в целях избежания нежелательной связи вида костюма с необходимостью нападения, одетый в обычное платье с одним специальным рукавом на правой руке. Не доходя 4–5 шагов, помощник начинает делать угрожающие жесты по отношению к дрессировщику, замахиваясь палкой и т.п. Таковые действия помощника должны производиться на глазах собаки и в сфере ее внимания. Естественно, что возбуждение собаки нарастает и она переходит в активное наступление; дрессировщик ободряет ее и знакомой командой «фасс» усиливает возбуждение собаки. Когда возбуждение достаточно возросло, дрессировщик отпускает собаку, которая бежит и схватывает помощника. Здесь роль помощника сводится к тому, чтобы, подставляя правую руку, приучать собаку хватать именно ее. Здесь может быть несколько комбинаций: для усиления злобы помощник может продолжать бороться с собакой, работая с палкой, может делать попытки к бегству и т.п. Попутно со всем этим, переходят к приучению не трогать спокойно стоящего человека, в этом случае помощник прекращает все активные действия, оставаясь стоять без движения, собака естественно, в пылу развившихся инстинктов, будет продолжать свое нападение. На сцену выступает влияние дрессировщика, следует сильный окрик «фу», сопровождаемый рывком, повторяющийся в случае продолжения нападения, и затем приказание «сидеть». В это время помощник, естественно, не производит никаких действий. Как только собака несколько успокаивается, следует ласковое поощрение «хорошо», и поглаживание собаки. Здесь не нужно бояться давать достаточно сильные принуждения со стороны дрессировщика, так как эти действия выставляются в противовес разбушевавшимся природным инстинктам и должны действовать на собаку сильнее последних, заглушая их. После достаточно большой выдержки помощник начинает снова движения активного характера, снова звучит знакомое «фасс», и снова собака переходит в нападение, затем снова помощник остается без движения и снова дрессировщик своим влиянием прекращает нападение собаки, его тон твердый, решительный и угрожающий.

В каждом таком случае помощник свои движения производит в духе нападения на дрессировщика или на собаку. По окончании работы было бы ошибочно уходить помощнику, так как тогда собака должна была бы преследовать его, уход помощника не должен быть уложен в сознании собаки, ибо он противоестественен ее пониманию, наоборот дрессировщик уводит собаку, оставляя стоящего без движения помощника. Нечего и говорить, что окружающая обстановка и помощники постоянно меняются, дабы у собаки не установилась нежелательная связь с местом и с определенным лицом.

Попутно с этим, приблизительно в пропорции 3:1, помощники проходят мимо дрессировщика, идущего с собакой и не нападают, это воспитывает внимание собаки прежде всего и служит также предупреждением к образованию нежелательной связи встречи человека с обязательным нападением. В случае бросков собаки на спокойно идущего навстречу помощника, немедленно следует рывок и резкое «фу».

Постепенно момент нападения помощника переходит от расстояния 4–5 шагов на ближнее расстояние, когда он равняется с дрессировщиком плечом к плечу, – это прежде всего механизирует всю работу, а, кроме того, и увеличивает внимательность собаки к каждому движению чужого человека. Постепенно положение помощника по отношению к дрессировщику меняется, так например, нападение следует от идущего сзади или нагоняющего помощника, во всех случаях надлежит поступать как указано выше.

Как мы уже указывали, число спокойных встреч и проходов нужно увеличивать, доведя до отношения 10:1, причем помощники должны встречаться в разных комбинациях, т.е. идущие сбоку, навстречу, сзади и т.п. Если собака спокойно относится к выстрелам, то моменты нападения нужно связать с ними, причем, конечно, стрелять нужно не только помощнику, но и самому дрессировщику. Затем рекомендуется в процессе практических работ ввести нападение на дрессировщика одновременно двух и трех человек, работая по тем же указаниям.

Остается сказать несколько слов о задержании и конвое; под словом задержание мы подразумеваем достижение полной парализованности движений помощника, изображающего преступника; лучшими способами задержания бегущего нужно считать тот, при котором собака кусает ноги бегущего или бросается ему на спину, схватывая за воротник; в первом случае, если преступник вооружен, ему легче справиться с собакой, нежели тогда, когда собака задерживает его посредством прыжка на спину. Разберем оба для того, чтобы у преследующей собаки (а она преследует в силу развитых у нее ранее инстинктов преследования бегущего и злобы), выработать хватку за ноги; для этого нужно, чтобы во всех упражнениях на привязи помощники возбуждали злобу у собаки замахиванием ногами или подсовывая ноги. Благодаря таким действиям возбуждается злоба как бы к ногам при бегстве преступника. Помощник в те моменты, когда собака настигает его, отмахивается и защищается ногами. Все это как и предохранительный рукав на правой руке, воспитывающий хватку за правую руку, приучает собаку кусать за ноги. При упражнениях помощники, убегая, должны всегда следить, хочет ли схватить за ноги догоняющая собака и если нет, то им надо сейчас же возбуждать внимание собаки к ногам, делая ими как бы «брыкающие» движения. Как сказано выше, есть и другой способ задержания, это прыжок на спину и хватка за воротник. Приучение к этому значительно труднее. Прежде всего помощник начинает возбуждать злость мешком теми же способами, как и вообще воспитывается злость у собаки. Затем дразнит собаку, таща мешок по земле; здесь необходимо указать, что собака должна быть на длинном поводке и на парфорсе, дабы дрессировщик мог всегда оказать сильное влияние на собаку, если она будет делать хватку не того, за что нужно. Естественно, что хватка за мешок должна поощряться возгласом «хорошо, фасс, хорошо», а при всех нежелательных действиях следует «фу», сопровождаемое рывком парфорса. После того как собака будет схватывать при убегании преступника за волочащийся мешок, его несколько поднимают и помещают на спине дрессировщика (на пояснице), затем выше, попутно с этим мешок уменьшается в своем объеме. Когда хватка будет достигнута и в этом положении мешка, таковой просто перекидывается за спину и делается тонким, как бы обвивающим шею помощника; предпоследней комбинацией будет подшивка такого мешка под воротник и последней стадией (к тому времени хватка собаки будет совершенно механизирована), мешок не употребляется вовсе, а работа идет на один воротник (возможно, несколько увеличенный в размере). При всех случаях поднятия мешка по спине вверх и при хватке за воротник, дрессировщик всегда помогает ориентироваться собаке, побуждая ее на прыжок, указывая рукой на воротник при команде «фасс». При такой дрессировке, во время прыжка собаки на спину, возможно падение дрессировщика; в таком случае вытянутые вперед руки должны всегда закрывать лицо (лежать ничком, низко опустив голову). Вместе с этим идет и влияние дрессировщика на нетрогание спокойно лежащего (так же как и нетрогание спокойно стоящего человека); обычно в таких случаях дрессировщик подходит по поводку (перебирая его в руках и приближаясь, командуя «сидеть», силой усаживая собаку в тех случаях, если разбушевавшиеся инстинкты не дают собаке успокоиться. Когда собака будет усажена, дрессировщик отходит (так же по поводку) назад и делает выдержку. При всякой попытке помощника броситься вперед, встать, снова переход в активное действие и команда «фасс».

После некоторых повторений указанной работы на одном или двух длинных поводках поводок снимается, и все указанные выше действия повторяются на свободе; этими упражнениями по существу и заканчивается задержание (команда «задержи» или «фасс»). Переход на конвой при таковом обучении собаки достаточно прост. Техника его такова: дрессировщик командует «сидеть», помощник, изображающий преступника, встает (собака удерживается при попытке броситься резкой командой «сидеть»; и группа из дрессировщика, помощника и собаки начинает итти вперед, имея преступника (помощника) впереди (3–4 шага) после прохода известного расстояния помощник делает попытку к бегству или к нападению на дрессировщика – в такие моменты собака, дрессированная рядом предыдущих упражнений, самостоятельно бросается преследовать и производит задержание, как сказано выше. Остается указать последнее – это отозвание собаки от преступника.

В принципе здесь сначала должно быть произведено как бы охлаждение резко проявленных собакой инстинктов, а затем и отозвание; в практике обычно вначале звучит резко «фу», а после небольшой паузы команда «ко мне» в тех случаях, когда собака все же не подходит к дрессировщику, работу переводят снова на поводок и его влиянием заставляют выполнить указанный прием.

Заканчивая этот отдел техники, нужно уделить несколько глав и о воспитании у собаки небоязни к ударам. Во всей этой группе приемов, как-то при охране предметов при нападении и т.п., помощник всегда работает с палкой или прутом или с оружием в руках. При всех этих случаях собака всегда привыкает так или иначе к наносимым ей ударам; все дело в том, что здесь должен быть проведен и соблюден один принцип: наносимый вначале удар должен быть возбудителем злобы, а не страха, он должен будить инстинкт гнева, а не боязни, он должен как бы дразнить собаку, вызывая ее на более резкие активные действия, даваемые сильные удары в начале дрессировки заставляют собаку избегать этой работы. Практика показала, что в пылу азартных нападений злобную собаку заставляют все больше и больше нападать, а ее инстинкты самосохранения всегда придут к ней на помощь в смысле увертливости – здесь учить собаку не бояться ударов не приходится, нужна только тренировка собаки на удары, а проводить эту тренировку нужно, только придерживаясь указанного выше принципа.

Построение этих приемов в принципе состоит из развития у собак агрессивных реакций, вызываемых действиями оборонительного (защитного) инстинкта. Оборонительные реакции могут быть и в виде страха. Дабы они не приняли эту форму, необходимо предупредить возможность запугивания собаки при даче сильных возбудителей. Здесь дрессировщик должен помнить, что всякое наступление вызывает (в принципе) защиту и отступление, а всякое отступление вызывает активное наступление.

 

Отказ от корма

Прежде всего прием «отказ брать» корм вытекает из разработок приемов караульной службы. В реальной обстановке преступник, подходящий к сторожевой собаке, почти всегда пытается обезвредить ее дачей отравленного корма или хотя бы несколько приручить ее к себе. В приеме отказа от корма могут быть поставлены следующие задачи: отказ от пищи, даваемой чужими в присутствии дрессировщика, затем в его отсутствии и, наконец, отказ брать найденный корм. В такой последовательности будем вести и мы нашу разработку. Общими целями являются: 1) предохранение от отвлечения собаки при работе в случае нахождения пищи, 2) предохранение жизни собаки при попытке подбросить ей отравленную пищу, 3) развитие общей дисциплины, а также выработка и закрепление выдержки и заглушение природных инстинктов.

Исходя, главным образом, из последнего фактора и учитывая здесь обязательное проявление природных инстинктов, которые вызовут желание схватить предлагаемый корм, приходится прежде всего не допускать постановки собаки на плоскость соблазна, т.е. не производить работу во время ее голодного состояния, ибо в эти минуты природные инстинкты будут обострены до крайности. Поэтому мы и рекомендуем начинать работу с нормально питающейся, не голодной, но и не перекормленной собакой, так как в последнем случае она будет отказываться не под влиянием дрессировщика, а под влиянием полного отяжеления. Впоследствии, когда прием будет достаточно усвоен и прочно закреплен, возможна работа и со слегка недокормленной собакой, и это послужит даже на пользу, делая ее более дисциплинированной, но злоупотреблять этим, в особенности в первое время, совершенно нельзя.

Перейдем к технической проработке. Мы уже знаем, что каждый прием строится на развитии или заглушении природных инстинктов или на так или иначе выраженных действиях принудительного характера. Здесь мы скажем, что в данном приеме инстинкты играют также первую роль, но как раз противную нашим требованиям. Здесь нужно всю работу ставить в плоскость заглушения природного инстинкта путем действия принуждения второго вида (т.е. способа воздействия), которое в то же время будет и способом обучения, причем эти принудительные действия постольку, поскольку их роль является заглушением инстинкта, должны быть даваемы сильнее, нежели дают возбуждение сами инстинкты. Итак, кратко формулируем следующее: дрессировка по данному приему заключается в том, чтобы дать понять собаке, что принятие пищи из чужих рук и самостоятельное взятие пищи при случайном нахождении ее вызывает сильно неприятные ощущения, увеличивающиеся пропорционально увеличивающемуся желанию взять пищу. Здесь необходимо добавить несколько слов о том, что: «сила выявления заглушаемых инстинктов пропорциональна расстоянию собаки от дрессировщика» (т.е. его влиянию на собаку), не говоря уже о моментах совершенного отсутствия дрессировщика. Вот почему вся эта дрессировка должна протекать в твердых дисциплинарных взаимоотношениях дрессировщика и собаки. Здесь нужно сказать, что мы не согласны с мнением К. Мооста, который говорит, что вначале нужно приучать собаку, путем действия сильных принуждений, не брать корм от самого дрессировщика, из его рук.

Мы говорим, что все влияние в данном приеме должно итти от помощника, только помощник воспитывает недоверие собаки к посторонним, в трактовке же К. Мооста собака явно будет терять доверие и к самому дрессировщику.

Технически выполнить прием мы предлагаем так. Собака привязана, дрессировщик стоит рядом, помощник (постоянно меняющийся) подходит к собаке, имея в руке лакомство, он меняет свои подходы, то они крадущиеся, то спокойные, то смело идущие на собаку, тон его голоса различен от ласкового до безразличного. Приближающийся помощник протягивает руку с кормом к морде собаки, – собака доверчиво (если раньше не была дрессирована на охрану) делает попытку взять корм; в этот момент ласковый тон помощника исчезает, и собака получает удар рукой помощника по морде взамен лакомства, к которому тянулась; одновременно с этим идет и влияние дрессировщика, выражающееся в команде «фу» и отдергивании собаки от куска рывком поводка. Несколько повторений указанных действий, и собака становится недоверчивой к протянутой руке, потеряв веру в чужого человека; для контраста и более яркого закрепления этого, желательно, чтобы дрессировщик время от времени давал собаке пищу (лакомство) сам и ласково при этом гладил собаку – это, конечно, еще больше подчеркнет веру только в дрессировщика и недоверие к корму, даваемому чужим.

В такие моменты дрессировщик командой «фасс» может вызвать у собаки, кроме недоверия к помощнику, еще и злость, но здесь нужно обратить серьезное внимание на то, что «фасс» нельзя давать в момент приближения помощника, а только после того, как помощник ударяет собаку, иначе – «фасс» будет преждевременен, и собака начнет озлобляться не от неудачи, а от влияния «фасс». Продолжением всего этого может быть бегство помощника, причем возможно снятие с собаки поводка и позыв к задержанию. При бегстве лакомство должно быть брошено помощником, собака иногда может схватить его (при слабом инстинкте преследования бегущего); в таких случаях схваченный кусок должен быть горек (предварительно посыпан немного хиной); фактически при предыдущих указаниях у собаки не будет воспитано недоверия к корму, даваемому чужими, а будет развито недоверие к чужому, дающему корм; дабы совместить и первое и второе необходимо, чтобы в памяти собаки твердо установилось, что даваемый посторонними лицами корм противен, горек и причиняет боль.

Как сказано выше, ради скорейшего и сильнейшего закрепления приема сам дрессировщик, особенно в первые дни обучения, после попыток дачи корма помощником, сам дает лакомство и хвалит собаку.

Разработка приема может быть поставлена и так. Помощник, подходя с ласковыми интонациями, протягивает лакомство, но собака, уже несколько усвоив прием, не берет корм, ассоциируя это с уже бывшими неприятными последствиями для нее. Тогда этот корм нужно бросить на землю и при попытке взять его он должен быть горек, – но возможно, что и на брошенный корм собака не реагирует, тогда помощнику полезно сделать движение тела, как бы поднять корм, часто в таких случаях собака делает попытку взять корм, – конечно результат для собаки тот же. Дабы собака не закрепила в памяти, что только мясо горькое, даваемый корм меняется.

В зависимости от характера собаки и при трусости ее можно в момент взятия лакомства не ударять собаку, а удовольствоваться только горьким куском. Места и время занятий постоянно меняются вплоть до ночных занятий и работой в доме, все влияние исходит от помощника, на долю дрессировщика остаются предупреждающие действия; постепенно дрессировка переходит к работе в отсутствие дрессировщика, принципы ее те же, только дрессировщик вначале влияет, отходя от собаки, длинным поводком и парфорсом (собака привязана на цепи и простом ошейнике), а затем, сняв поводок, наблюдает издали за собакой, будучи ею невидим и приходя на помощь интонациями, в нужные моменты. Дабы отучить не брать с земли найденный корм, возможен следующий подход: во время прогулок собака находит лакомый кусок, но, схватив его, получает горечь, а затем окрик «фу» со строгой интонацией и рывок. Что касается окрика «фу», то его нужно делать при попытке схватить кусок, в таких условиях этот окрик будет играть роль предупреждения.

Все построение приема в принципе сводится к угасанию пищевых рефлексов, за счет оборонительных. Мы знаем, что более сильный рефлекс подавляет более слабый. Следовательно, необходимо, чтобы даваемые раздражители, вызывающие защитные реакции, были бы достаточно сильны и ярки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...