Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 63. Природа языка. Проблема взаимосвязи языка и мышления.




1. Возникновение языка происходило в условиях функционирования дологического сознания и по его законам. Поэтому языковая деятельность человека современного принципиально не отличается от процессов его мышечной деятельности, лежащих в основе других инстинктов. Что, например, сигнализирует нам о том, что мы хотим есть, спать, пить? - Тело. Что говорит нам о том, что пора заняться своим здоровьем, что нам следует отдохнуть, что спасает человека от психических расстройств, заставляя забыть перенесенное горе, неудачи? - Тело. И если мы свое тело не слушаем - то в итоге следует наказание в виде болезни и даже смерти. Через тело с нами говорят наши инстинкты. Функцией души или подсознания является - интуиция. А функцией логического разума является интеллект, который у человека развился в процессе эволюции.

Значит язык - это функция подсознания, а не сознательного ума. Тогда как можно освоить язык умом и понять его интеллектом. В детстве мы освоили свой родной язык благодаря особым естественным подсознательным программам, установленным природой, то есть инстинктивно и только тогда, когда пошли в школу, стали изучать родной язык логическим умом, не осваивать, а именно изучать его теоретическую часть. Второй язык люди осваивают только лишь при условии жизненной необходимости и используя для этого подсознательный речевой механизм, а нелогический ум. Вот почему ребенок может быстро освоить язык. Потому что этот генетический механизм у него еще не отключен. И связано это, прежде всего с древним инстинктом самовыживания. Однако, природа не дает в постоянное пользование человеку функциональные возможности, которыми он перестает пользоваться.

Какой вывод напрашивается сам собой? Что логическим умом язык освоить нельзя. Сознательный ум не может знать всех глубинных законов, лежащих в первобытной основе языка. Он не располагает для этого возможностями. Интеллект развился у человека сравнительно недавно. А язык как сигнальная система, способствующая выживанию первобытного человека начала развиваться в условиях дикой природы, где все функционировало по законам инстинктов.

2. Два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. «Мышление — высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщённое позна­ние суще­ствен­ных связей и отношений предметов и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщён познавательный и социально-исторический опыт человечества» («Философский энциклопедический словарь», 1983). Процессы мышления проявляются в трёх основных видах, выступающих в сложном взаимо­дей­ствии, — практически-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. «Орудием мышле­ния является язык, а также другие системы знаков (как абстрактных, например математических, так и конкретно-образных, например язык искусства)» (там же). Язык — это знаковая (в своей исходной форме звуковая) деятельность, обеспе­чи­ва­ю­щая материальное оформление мыслей и обмен информа­ци­ей между членами общества. Мышление, за исключением его практически-действенного вида, имеет психическую, идеальную природу, между тем как язык — это явление по своей первичной природе физическое, материальное.

Выяснение степени и конкретного характера связи между языком и мышлением состав­ля­ет одну из центральных проблем теоретического языкознания и философии языка с самого начала их развития. В решении этой проблемы обнаруживаются глубокие расхождения — от прямого отождествления языка и мышления (Ф. Э. Д. Шлейермахер, И. Г. Гаман) или их чрезмерного сближения с преувеличением роли языка (В. фон Гумбольдт, Л. Леви-Брюль, бихевиоризм, неогумбольдтианство, неопозитивизм) до отрицания непосредственной связи между ними (Ф. Э. Бенеке) или, чаще, игнорирования мышления в методике лингви­сти­че­ско­го исследования (лингви­сти­че­ский формализм, дескриптивизм).

Диалектический материализм рассматривает взаимоотношение языка и мышления как диалектическое единство. Язык является непосредственной материальной опорой мышления только в его словесно-логическом виде. Как процесс общения между членами общества языковая деятельность лишь в незначительной части случаев (например, при мышлении вслух в расчёте на восприятие слушателей) совпадает с процессом мышления, обычно же, когда язык выступает именно как «непосредственная действительность мысли» (К. Маркс), выражается, как правило, уже сформиро­ван­ная мысль (в т. ч. и как результат практически-действенного или наглядно-образного мышления).

Словесно-логический вид мышления обеспечивается двумя специфическими особен­но­стя­ми языка: естественно не мотивированным, условным характе­ром исторически устано­вив­шей­ся связи слов как знаковых единиц с обозначаемыми сущностями и членением речевого потока на относительно ограниченные по объёму, формально размежеванные и внутренне органи­зо­ван­ные отрезки — предложения. Слова, в отличие от наглядных психических образов предметов и явлений, не обнаруживают, за исключением звукоподражаний, никаких сходств с естествен­ны­ми, чувственно воспринимаемыми особенностями обозначаемых объектов, что позволяет создавать на основе слов и ассоциировать с ними не только обобщённые представления о предметах, но и понятия любой степени обобщённости и абстрактности. Предложения, исторически восходящие к элементарным высказываниям, обусловили выделение в потоке мышления отдельных относительно отграниченных друг от друга единиц, условно подводимых в логике и психологии под различные виды суждений и умозаключений. Однако прямого соответствия между единицами мышления и соотно­си­тель­ны­ми с ними единицами языка нет: в одном и том же языке одна мысль или её компоненты — понятия и представления — могут быть оформлены разными предложениями, словами или слово­со­че­та­ни­я­ми, а одни и те же слова могут быть использованы для оформления разных понятий и представлений. Кроме того, служебные, указательные и т. п. слова вообще не могут обозначать понятий или представлений, а, например, побудительные, вопросительные и подобные предложения рассчитаны только на выражение волеизъявлений и субъективного отношения говорящих к каким-либо фактам.

В ходе исторического развития языка и мышления характер их взаимодействия не оставался неизменным. На начальных этапах развития общества язык, развивавшийся в первую очередь как средство общения, вместе с тем включался в процессы мышления, дополняя два перво­на­чаль­ных его вида — практически-действенный и наглядно-образный — новым, качественно высшим видом словесно-логического мышления и тем самым активно стимулируя развитие мышления вообще. Развитие письменности усилило воздействие языка на мышление и на саму интенсивность языкового общения, значительно увеличило возможности языка как средства оформления мысли. В целом же по мере исторического развития мышления во всех его видах постепенно усиливается его воздействие на язык, сказывающееся главным образом в расширении значений слов, в количественном росте лексического и фразеологического состава языка, отражающем обогащение понятийного аппарата мышления, и в уточнении и дифференциации синтаксических средств выражения смысловых отношений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...