Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технические приёмы психодрамы

Рассмотрим некоторые технические приёмы психодрамы.

1. Смена ролей – это обмен ролями между двумя участниками психодрамы, когда они, уже получив некоторый опыт взаимодействия, попытаются войти в "психологический мир" друг друга, чтобы психологически дорисовать свой портрет, который начал рисовать партнёр.

Смена ролей осуществляется в трёх вариантах, т.е. как

v классическая смена ролей (два реальных присутствующих в данный момент человека обмениваются ролями, так что протагонист играет роль вспомогательного игрока, а вспомогательный игрок – роль протагониста);

v неполная смена ролей (протагонист играет роль реального, но отсутствующего в данный момент человека, например, мать играет роль своей дочери, которая не входит в состав группы, а роль матери играет вспомогательный игрок);

v социодраматическая смена ролей (протагонист играет роль отвлечённого или фантастического персонажа).

Для того чтобы смена ролей дала эффект. Необходимо, чтобы игроки глубоко проникли в мир человека, которого играют, пережили историю его жизни, усвоили его видение мира. Традиционная технология репетиций, как показывает опыт, здесь не подходит. Вместо неё используется техника индивидуально-психологического разогрева вспомогательного игрока, играющего роль значимого для протагониста лица, с использованием приёмов суггестивного воздействия. Протагонист встаёт за спиной вспомогательного игрока, кладёт обе руки на его плечи и произносит монолог-презентацию от лица человека, роль которого необходимо играть вспомогательному игроку.

Вместо молчаливого вспомогательного игрока может использоваться и просто вспомогательный стул, с которым протагонист вступает в психодраматическое взаимодействие.

"Техника стульев" может быть использована и тогда, когда участник психодрамы выражает две и более противоборствующие тенденции, скрытые в какой-либо межличностной ситуации. Стулья используются для того, чтобы представлять каждую их альтернатив. Протагонист принимает на себя разные роли, садясь на разные стулья, и режиссёр интервьюирует его в каждой из ролей.

"Идеальный другой" – один из вариантов техники смены ролей, описанный И. Гринбергом. Существующий в действительности значимый для протагониста человек заменяется фантастическим образом такого значимого человека, какого у него никогда не было, но какого он хотел бы видеть возле себя. Эта техника обычно применяется на стадии завершения психодрамы с целью снижения напряжения. Цель смены ролей – побудить человека увидеть другие перспективы и научиться ценить другого человека, входя в его внутренний мир, как в свой собственный. Дж. Морено считал смену ролей движущей силой психодрамы лучше всего узнаёшь другого человека, когда играешь его.

2. Дублирование – это такой приём, когда вспомогательный игрок высказывает мысли и чувства, которые протагонист, быть может, затрудняется выразить.

Обычно дублёр стоит близко, или за спиной, или рядом с протагонистом, чтобы внимательно наблюдать за его невербальными действиями. Время от времени дублёр высказывает свои догадки по поводу того, что чувствует, о чём думает и что собирается сказать протагонист. Протагонист может изменить, дополнить высказывания дублёра. Иногда роль дублёра берёт на себя режиссёр психодрамы. Задача дублёра – оказать поддержку протагонисту, эмпатически общаясь с ним и высказывая различные догадки на его счёт.

Другой вариант техники дублирования – "множественные двойники", когда вспомогательные игроки представляют иные ипостаси личности протагониста:

v один – самоуверенного коммерсанта,

v другой – забитого мужа,

v третий – разгневанного отца

и т.д.

Главная цель этой техники – прояснить дилемму протагониста.

Этот вариант техники дублирования напоминает так называемую "психосинтетическую психодраму", в которой протагонист сам выделяет в себе отдельные субличности – имеющие свои цели, намерения и желания, а затем вспомогательные игроки, исполняющие роль каждой из субличностей, окружают протагониста и начинают убеждать его в своей нужности и важности, "бороться" между собой за место, которое протагонист в своей личности им отводит, за время, которое каждой из них будет уделено. За право вбирать в себя энергию протагониста.

Приём "множественных двойников" позволяет показать протагонисту новые грани ролей, которые он играет в жизни, т.е. расширить представление о роли, пережив её в исполнении вспомогательных игроков. Таким образом, этот приём техники дублирования даёт возможность вживаться в роль той или иной личности, а не инсценировать её личный опыт, что ближе уже к социодраме.

3. Зеркальное отражение – это такой приём, когда вспомогательный игрок вторично проигрывает какие-либо моменты поведения протагониста, а тот наблюдает за этим, сидя в зрительном зале. При этом подвергаются гиперболизации многие черты протагониста, чтобы он мог лучше осознать их.

Техника зеркального отражения позволяет моделировать новые виды поведения, демонстрируя дисфункциональные аспекты старых форм поведения. Она расширяет зону психологического видения участником психодрамы самого себя, демонстрируя ему, как его действия воспринимаются окружающими его людьми.

4. Монолог. Протагонист высказывает свои мысли и чувства зрителям. Он выходит из предлагаемых обстоятельств разыгрываемой в данный момент сцены и произносит монолог о том, какие чувства она у него сейчас вызывает. При этом протагонист расхаживает по сцене. Монолог может быть использован для разогрева протагониста, подготовки его к конфликту в психодраматическом действии и для снятия напряжения, возникшего в результате его публичного самораскрытия.

Вариант монолога называется " В сторону": режиссёр останавливает действие, когда ему кажется необходимым, и спрашивает протагониста, какие мысли и чувства он сейчас переживает. Это используется тогда, когда протагонист страшится говорить о своих мыслях и чувствах вспомогательному игроку. Проговаривание мыслей вслух позволяет участнику отстраниться от эмоциональных реакций и увидеть всё по-новому. Эта техника способствует познавательному инсайту и когнитивной разработке проблемы.

5. "За спиной" – это обсуждение действий, мыслей и чувств протагониста как бы в его отсутствие, хотя на самом деле он находится среди зрителей. Протагонист сидит на стуле, повёрнутом спинкой ко всем остальным участникам, и не может принимать участие в обсуждении, а члены группы высказывают своё отношение к нему.

Приём "За спиной" парадоксальным образом помогает участнику группы обратиться лицом к группе, а группе – лицом к нему.

6. "Все за спиной" – это приём, когда протагонист просит членов группы уйти; однако вместо того, чтобы уйти, они все поворачиваются к нему спиной. Протагонист действует так, как будто они действительно ушли, и говорит в адрес каждого члена группы, что он чувствует по отношению к нему.

7. "Повернись к нему спиной": смущённый, застенчивый или неуверенный в себе протагонист высказывает свои мысли и чувства тем членам группы, которые внушают ему страх. Режиссёр психодрамы предлагает протагонисту повернуться спиной к пугающему его человеку и представить себе, что он находится в привычном для себя месте наедине с режиссёром.

8. "Статуя": протагонист выражает свои чувства, взгляды или другие внутренние состояния через зримые образы членов группы, представляющие собой как бы элементы реальности. Например, каждый член семьи показывает с помощью "скульптуры" момент будущей жизни этой семьи, который он хотел бы пережить, или, напротив, тот момент, который его больше всего пугает. Приём нацелен на то, чтобы скрытые мысли и чувства сделать явными.

9. "Фотография": участникам предлагается вспомнить какую-нибудь семейную фотографию и затем "воспроизвести" её, используя вспомогательных игроков.

10. "Сновидения": на сцене проигрываются сновидения протагониста, что позволяет ему организовать сон так, как он ему сейчас вспоминается, и выбрать вспомогательных игроков для воспроизведения сна.

11. "Физикализация" – это перевод мыслей и чувств в реальные действия в ходе инсценирования конфликтов, требующих именно такой активной манеры переработки. Физикализация позволяет лучше осознать свою роль, углубить своё восприятие событий. Она побуждает участника не столько отстраниться от своих чувств, сколько полнее пережить их, пробудить другие эмоции и освободить блокированные источники энергии.

12. "Психодраматический бодибилдинг": протагонист выбирает вспомогательных игроков для исполнения ролей различных частей своего тела. Режиссёр интервьюирует протагониста, временно принимающего на себя роль каждой из этих частей, стараясь определить, какая эта часть тела, как она функционирует и влияет на всё остальное тело. Опросив одну часть, режиссёр переходит к другим частям, пока не будет "построен" всё тело. Когда тело готово, протагониста просят отойти в сторону и наблюдать, как взаимодействуют эти части. Затем режиссёр предлагает протагонисту определить те части, которые его не удовлетворяют, и "перестроить" их.

13. "Самореализация": членам группы предлагается представить себе свои жизненные планы, а затем эти планы инсценируются.

14. "Запредельная реальность" – это вывод ситуации за её обычные пределы, чтобы субъект и группа могли лучше осознать её.

15. "Круг давления": протагониста окружают другие члены группы, сцепившись друг с другом руками и ладонями, и не позволяют ему вырываться из круга. Круг символизирует давление и гнёт, которые испытывает протагонист. Он получает инструкцию от режиссёра – вырываться из круга любым возможным способом.

16. "Круг утешения" используют после инсценирования горя или сильного аффекта, которые пережил протагонист. Члены группы окружают протагониста, выражая ему любовь и сочувствие как вербальными, так и невербальными средствами.

17. "Круг друзей": друзья из прошлого, настоящего или желаемого будущего ходят вокруг протагониста, слушая, как он рассказывает свой сон. Так продолжается до тех пор, пока сон не будет пересказан.

18. "Стена, или ограда": группа строит "стену", символизирующую внутренние барьеры протагониста, отделяющего его от значимого для него человека. Протагониста настраивают на то, чтобы прорваться сквозь стену и встретиться с этим человеком по ту сторону стены.

Вариант этой техники, "Реагирующий барьер" был разработан Р. Б. Роббинсоном: между протагонистом и значимым для него человеком строится символическая стена из вспомогательных игроков. Каждому вспомогательному игроку назначается особая задача, и каждая положительная реакция протагониста продвигает его к значимому для него другому, в то время как каждая негативная реакция отдаляет от этого другого.

19. "Высокий стул": протагониста сажают на стул так, что он (или она) начинают ощущать себя выше остальных членов группы. Вариант: протагониста модно попросить встать на стул, чтобы почувствовать себя более сильным во взаимодействии с авторитетными фигурами.

В модификации Е. В. Сидоренко эта техника называется "Императрица": девушка-протагонист садится на стул, а все другие участники группы стоят полукругом перед ней, изображая "подданных". Каждый из них с поклоном выражает ей своё восхищение её личными качествами. Это позволяет в лучшую сторону изменить статус личности в группе.

20. "Судилище": используется для развития у протагониста способности прощать, если он сильно разозлён на кого-либо (значимого другого). Протагониста просят выбрать вспомогательного игрока на роль Бога. Бог "относит" протагониста в сторону и сообщает ему, что тот умер и покоится на небесах. Затем он предлагает ему принять на себя ответственность за решение, будет ли допущен на небеса значимый другой, на которого так зол протагонист.

21. "Психодраматический шок": протагонист проигрывает психотравмирующий эпизод своей жизни до тех пор, пока он не растратит весь запас негативных эмоций. Этот приём основан на идее о том, что сильная эмоциональная реакция необходима для изменения личности к лучшему.

22. "Модифицирующая психодрама": используется для модификации агрессивного поведения у детей. Сначала дети "выигрывают" своё плохое поведение, а затем обсуждают его. После этого проигрываются и обсуждаются варианты хорошего поведения.

Таким образом, рассмотренные технические приёмы психодрамы характеризуют её как социально-психологический метод коррекции взаимоотношений личности в социальных группах и на межличностном уровне. Драматическая импровизация позволяет, исключив психотравмирующие переживания личности, устранить нарушения норм группового общения, повысить эмоциональный статус данной личности. Следовательно, психодраму можно рассматривать как метод решения задач социоатрии, т.е. науки о лечении социальных систем. Но кроме психодрамы существует и социодрама.

 

Понятие социодрамы

Социодрама – это метод социальной психокоррекции межгрупповых отношений и ролевой самоорганизации личности.

Социодраматическая ролевая игра – это психосоциальная импровизация личности, в процессе которой она осваивает навыки (или корректирует деформированные) организации своего пребывания в различных ролях.

Можно по-разному трактовать отличие социодрамы от психодрамы, но с точки зрения социальной психокоррекции социодрама – это своеобразный ролевой тренинг личности. Система социодраматических ролевых игр позволяет сформировать не только социально-ролевую пластичность личности, но и системно-ролевую структуру для неё как своеобразный социальный эталон коммуникативного поведения.

Если в основу психодрамы Дж. Морено положил технику инсценирования личных переживаний, то в основу социодрамы положена техника драматизации в сочетании с техникой театрализации.

Термин "драматизация" произведён от слова "драма", главным выразительным средством которой является организация системы диалогов и монологов. Процесс технологической организации ролевого общения на основе системы правил драматизации опирается на закономерности построения драматического произведения (диалог как организационный принцип построения общения; логика драматического действия: экспозиция, завязка, цепь событий основного действия, кульминация и финал – как основа структурной организации психодрамы).

Несмотря на то, что большинство современных учёных, занимающихся проблемой организации игрового общения, пишут не о драматизации, а о театрализации, я считаю принципиальным разграничение этих двух техник. Драматизация – это техника разработки сценария психодрамы как тренинга общения, когда выстраивается целевая, структурно-логическая программа, организующая систему диалогов участников тренинга. Театрализация же – это психотехника ролевого поведения участников тренинга (или система приёмов, средств и способов ролевых действий).

Существование двух техник – драматизации и театрализации – указывает на две технологические стороны организации психодрамы. Драматизация составляет организационно-деятельностную основу психодрамы. Она имеет свои правила организации коммуникативной ситуации для ролевого тренинга.

В системе правил драматизации общения как минимум восемь правил.

Правило первое: общение должно организовываться на основе ролевой дифференциации участников диалога предусматривает чёткое разграничение функций и ролей между участниками тренинга. В соответствии с ними каждый участник получает социально одобренную норму своего поведения в учебном диалоге. Участник тренинга в разных своих психодраматических диалогах может являться носителем разных ролей. Множественность ролей, проигрываемых в короткий период тренинга психотехники общения, – это залог эффективности воспитания коммуникативной культуры личности.

Правило второе: общение происходит на основе структурно-композиционной организации системы диалогов. Система диалогов в функциональных программах общения имеет внутреннюю композиционную структуру. В эту систему входят

v диалог-экспозиция (взаимодействие замкнутого типа, т.е. только участников-исполнителей, или открытого типа, т.е. взаимодействие участников-исполнителей с участниками-зрителями; этот диалог вводит в предметно-ценностный и психологический мир данной ситуации общения);

v диалог-завязка (раскрывает противоречие, которое необходимо разрешить в диалогах основного действия);

v диалог-кульминация (диалог, в котором раскрывается значимость заданного противоречия);

v диалог-рефлексия (организует коллективную оценку системы диалогов, которые проигрываются в психодраме, т.е. вскрывает социально-личностный смысл общения).

Правило третье: система диалогов должна обеспечивать групповой эмоциональный эффект. Иными словами, программа диалога должна строиться в расчёте на двойной эмоциональный эффект: эмоции стимулируют участников диалога, и эмоции диалога стимулируют участников тренинга. Это правило обязывает программировать диалог в расчёте на третий субъект общения.

Правило четвёртое: диалог должен быть единством "самораскрытия" и " самоизменения". Самораскрытие – это предельная активизация всех способностей и культуры общения, которыми участники диалога обладают. Наше же представление о самораскрытии в диалоге включает интеллектуальное (запас информированности) и ценностно ориентированное раскрытие личности. Настоящий диалог – это диалог позиций, в ходе которого формируется новая, более ценная и более социально значимая позиция, которая объединяет людей. Под самоизменением понимается психологическая маскировка своего внутреннего "Я", что позволяет в публичном диалоге преодолевать психологические барьеры. "Социальная маска" облегчает общение по принятым правилам.

Правило пятое: программа общения может включать в себя на уровне патетического действия и диалоги на уровне эксцентрического поведения. Такое единство противоречий служит средством психоэмоциональной разрядки и групповой релаксации.

Правило шестое: программа психотренинга должна быть программой противодействия. Противодействие – это всегда отстаивание своей позиции. Это требует строить каждую фразу диалога как возражение, а программу общения – как столкновение двух противодействующих сил. В основу организуемого противодействия может быть положена типология конфликтов. Согласно этой типологии, диалог-противодействие возможен как неприятие той или иной личности, обстоятельств. Норм и ценностей группы или всего общества. Важно, чтобы диалог раскрыл ценностные ориентации его участников.

Правило седьмое: система диалогов должна быть композиционно целостной.

Правило восьмое: необходимо учитывать специфику диалога в психодраматическом общении. В одном случае диалог организуется как психическое сопереживание, в другом – как соучастие, в третьем – как содействие, в четвёртом – как собеседовании (интеллектуальный диалог). Способ ведения диалога и определяет программу психотренинга.

В программе театрализованной игры задаётся логика развития событий, определяются игровые роли и условия действия участников тренинга.

Созданная при помощи техники драматизации программа даёт основание перейти к театрализации как психотехнике общения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...