Театрализация как психотехника
Театрализация представляет собой психотехнику организации коммуникативных действий личности в роли, т.е. технику исполнения коммуникативной роли. Социальная психология, изучающая закономерности взаимодействия людей, использует понятие роли для характеристики повторяющихся, стандартизированных форм и способов поведения. В любом человеческом поведении, отмечает И. С. Кон, есть момент представления, игры[2]. Значит, и общение как специфическое коммуникативное поведение может быть рассмотрено как социальная игра. Игра, в которой самовыражение личности складывается из двух компонентов: действий в предлагаемых обстоятельствах роли и действий как бы от себя, т.е. саморефлексии. Второй план игрового действия – ауторефлексивный – выполняет функцию внутреннего регулятора первого – ролевого. В этом смысле ролевая игра всегда связана для личности с двумя психологическими проблемами: первая – это проблема эмпатии, или перевоплощения, вторая – рефлексии, или отчуждения от роли. Эмпатия и рефлексия – это две обязательные составляющие ролевого действия, определяющие главное требование к исполнителю: быть в роли, оставаясь самим собой. Театрализация как психотехника ролевого общения имеет не только внутренний аспект (связанный с эмпатией и отчуждением), но и внешний, ориентированный на презентацию, т.е. на публичный эффект. Социально-психологическое назначение театрализации состоит в том, чтобы, во-первых, обеспечить психологическую защиту личности в общении, а во-вторых, вызвать эмоциональный отклик у тех участников общения, которые остаются пассивными созерцателями действия. Практическое назначение театрализации – "перевод" разработанной при помощи техники драматизации программы общения из "диадной" формы в "триадную". Это означает,
v во-первых, организацию физического пространства для общения так, чтобы взаимодействие могло бы стать зрелищем, увлекшим и третьего субъекта – зрителей; v во-вторых, распределение ролей между участниками ролевого тренинга; v в-третьих, определение ролевых задач каждого участника; v в-четвёртых, заключение "игровой конвенции" о правилах психодраматической импровизации. Театрализованное общение "триадного" типа вынуждает каждого участника психодраматической импровизации искать средства эффективного воздействия на два субъекта – на того, взаимодействие с которым осуществляется по программе, и на того, кто это взаимодействие воспринимает как зрелище. Для этого используются следующие психотехнические приёмы: 1) костюмирование (т.е. изменение внешнего вида личности согласно роли); 2) деятельностная инверсия (т.е. реорганизация типов и способов взаимодействия в соответствии с ролевым статусом); 3) речевая экспрессия (т.е. использование подчёркнуто эмоциональных аффектированных речевых средств). Каждый из этих приёмов рассчитан и на партнёра по театрализованной игре, и на зрителей. Социально-психологические характеристики зрелища как формы общения рассмотрены Н. А. Хреновым[3]. Психологические принципы организации театрализованной игры как зрелища: а) принцип состязательности (как основы театрализованного игрового взаимодействия); б) принцип проблематизации отношений участников театрализованной игры; в) принцип оппозиционности отношений между участниками и зрителями театрализованной игры; г) принцип дистанционности (не позволяющий зрителям вмешиваться в игровое действие); д) принцип заразительности (требование к "актёрам" увлекать, "заражать" зрителей театрализованной игры).
Три подхода к психологической организации театрализованной игры: 1) моносубъектный (одному из участников отводится психологическая роль индуктора, второму – резонатора индукции, а зрителям – роль объекта психоэмоциональной индукции); 2) полисубъектный (два субъекта-участника создают проблемную ситуацию для субъектов-зрителей и фактически делают их соучастниками действия); 3) межсубъектный (используемый в тренинге ролевых импровизаций). Итак, театрализация как психотехника общения позволяет перевести человеческое взаимодействие на уровень "сценической модели", главная особенность которой – наличие трёх субъектов: двух участников взаимодействия и публики. Для первых двух субъектов публика существует как v коллективный субъект, к взаимодействию с которым они стремятся (что придаёт действию состязательный характер); v своеобразный плацдарм, на завоевание которого направляются их усилия (что придаёт действию психодинамический характер); v усилитель эмоционального воздействия (что заставляет их воздействовать и на партнёра, и на публику). Наличие публики как третьего субъекта общения позволяет организовать тренинг, формирующий навыки прямого (убеждение, внушение, заражение) и косвенного воздействия. Среди средств косвенного воздействия особое место занимает идентификация. Идентификация – это стремление, способность и умение поставить себя на место партнёра по общению. Смысл идентификации состоит в том, чтобы эмоциональное состояние того, кто оказывает воздействие, стало понятным, близким тем, на кого оно направлено. Идентификация может происходить как подгонка действия под восприятие, понимание, поведение публики и как подстройка самой организации действия к психическому состоянию публики. Театрализация как психотехника общения требует от его участника владения средствами внешней выразительности. К средствам внешней выразительности относятся, прежде всего, мимика, жестикуляция, пантомимика – невербальные средства общения. Мимика – это выразительные движения мышц лица человека. Пантомимика – это выразительные движения всего тела человека. Жестикуляция – это выразительные движения рук человека.
И мимика, и пантомимика, и жестикуляция – это внешнее выражение эмоционального состояния человека. Внутренняя же театрализация – это искусство психологического перевоплощения[4]. Играть роль в театрализованной игре – значит предстать перед зрителями не самим собой, а перевоплощённым в другого. Перевоплощение в психотехнике общения понимается и как перевод психической роли в социальную. Отметим, что понятием "психическая роль" мы определяем человеческое Я в его действительных психологических характеристиках. Играть "социальную роль" означает строить своё поведение в соответствии с требованиями конкретного общения. Исполнение социальной роли рассматривается нами кК многоуровневая система, которую образуют: 1) сверхзадача (цель) ролевого действия; 2) ситуативно-ролевая задача (рассматриваемая как стремление изменить состояние партнёра по общению или ситуацию общения); 3) ролевая позиция (пристройка к партнёру по общению); 4) ролевые действия (средства достижения целей в общении и способ существования личности в роли); 5) ролевая компетентность (знание необходимых алгоритмов психологического взаимодействия и владение средствами и механизмами их реализации); 6) ролевая пластичность (умение быстро перестраивать психологические процессы и состояния адекватно ситуации общения). В театрализации как психотехнике общения перевоплощение основывается на принципе физического действия. Суть его состоит в следующем: от своих совершенно реальных (физических) действий. От своей психосоциальной позиции – к целям социальной роли, которую предлагают обстоятельства театрализованной игры. Итак, поиск способа действий, реорганизация своего психологического Я в предлагаемое театрализованной игрой социальное Я образуют основу перевоплощения. Театрализованную игру можно представить как взаимодействие, в ходе которого личность существует как бы в двух планах: реальном ("Я") и условно-игровом ("Я" в игровой роли). Оба эти плана связываются рефлексией. В данном случае она выступает в качестве механизма, приводящего в действие всю систему самоуправления коммуникативно-психологическим комплексом личности. Такой комплекс обеспечивает взаимодействие личности с другими и включает в себя
v индивидуальную систему психики личности, v систему внешнего выражения эмоциональных состояний, v систему социально-психологических механизмов воздействия в общении, v систему регулирующих механизмов. Театрализация как психотехника общения позволяет не только сформировать необходимые психотехнические качества личности, но и – главное – овладеть психотехникой общения как системой самоуправления с рефлексией. Использование описанной техники придало социодраме качество ролевого тренинга, обеспечивающего не только психокоррекцию, но и социальное обучение. В системе социального обучения личности большое значение имеет навык саморегуляции. Тренинг активной релаксации используются в социальной психокоррекции для оперативного изменения деформирующих эмоционально-психологических состояний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|