Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-экономическая и политическая ситуация в Казахстане - предпосылки борьбы за независимость




1. Социально-экономическая и политическая ситуация в Казахстане - предпосылки борьбы за независимость

2. Истоки национального движения казахского народа

3. Февральская революция в Казахстане

 

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КАЗАХСТАНЕ - ПРЕДПОСЫЛКИ БОРЬБЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

В Казахстане, занимавшем в начале XX века, огромную территорию шести областей (Сыр-Дарьинской и Джетысуской в составе Туркестанского генерал-губернаторства, Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Тургайской в составе Степного края, Букеевской Орды, входившей в состав Астраханской губерний, и Мангышлакской в составе Закаспийской области), начался новый этап разрушения традиционной национальной экономики и культуры казахского народа.

  В начале XX века наблюдался дальнейший быстрый рост населения Казахстана, как в результате резко возросших миграционных потоков из внутренних губерний Российской империи, так и за счет значительного естественного прироста, в особенности переселенцев. Только в 1897-1917 гг, т.е. в первые два десятилетия после Первой всеобщей переписи Российской империи, численность населения Казахстана увеличилась с 4147,7 тыс.до 5045,2 тыс.человек.т.е.на 25,7%. Сравнительный анализ уровня естественного прироста основных демографических данных края дает по этому вопросу убедительные примеры. По шести основным областям на 1 тыс.человек приходилось в целом в 1897-1906 гг.по 11,3% естественного прироста населения, а в 1907-1916 гг.-по 15,3%, в Акмолинской же области, где удельный вес русских и украинцев, вместе взятых, с 33,0% в 1897 г.вырос до 55,7% в 1917 году, естественный прирост населения за эти два десятилетия составил 38,9%. В областях, где преобладали казахи, естественный прирост был значительно ниже: Семиреченской - 25,7%, Сырдарьинской-25,6%, Уральской - 20%, Семипалатинской-15,6%.

На уменьшение удельного веса коренного населения Казахстана сильно повлияли и миграционные процессы, в особенности значительно возросшие в начале века переселенческие потоки русских, украинцев и представителей других национальностей из внутренних регионов империи.

Таким образом казахи, русские и украинцы в начале XX века составляли от 87 до 95% всего населения края, где кроме них проживали так же татары, узбеки, дунгане, мордва и др.

Более 90% населения Казахстана жило в сельской местности. Главным занятием его издревле было кочевое скотоводство. Однако, в начале XX века земледелие становится основным занятием большей части населения. Им, кроме крестьян-переселенцев, занимались и казахи, которые по переписи 1897 года составляли 55,4% всего земледельческого населения края.

В дореволюционном Казахстане, как колонии российского капитализма, получили развитие в основном две отрасли промышленности, для которых имелось сырье на местах. Это горнодобывающая и горнозоводская промышленность, а также промышленность по переработке сельскохозяйственных, преимущественно животноводческих продуктов. Развитие горной промышленности происходили на Рудном Алтае и в Центральном Казахстане, где разрабатывались месторождения цветных металлов и угля. Конечно, это не было планомерным развитием промышленности.

В начале XX века предприятия горной промышленности вообще, производящие медь в первую очередь, оказались в руках акционерных обществ иностранных предпринимателей. Одно из первых среди них-«Акционерное общество Спасских медных руд», возникшее в Лондоне в 1904 году с целью эксплуатации предприятий, рудников и копей, принадлежавших ранее Рязановым и Козициной, которые представляли собой во второй половине XIX века очаг медеплавильной промышленности края. Общество приобрело у русских предпринимателей Спасско-Воскресенский медный рудник со Спасским медеплавильным заводом и Успенский медный рудник, Саранские и Карагандинские каменноугольные копи, два железных рудника.

В 1906 году также в Лондоне для эксплуатации месторождений медных руд Жезказгана, купленных у наследников предпринимателя Рязанова, образовалось «Акционерное общество Атбасарских медных копей». Общество приобрело право на Жезказган, железный рудник в урочище Эскулы, 18 известковых карьеров и 4 каменноугольных месторождения в урочище Байконур. Общество в 1913 году начало строительство в урочище Карсакпай медеплавильного завода, который так и не был построен до Октябрской революции. К 1911 году 40% акций этого общества оказались в руках «Акционерного общества Спасских медных руд», которое в 1913 году полностью его поглотило, и месторождения Жезказгана с его предприятиями перешли в собственность Спасской компании.

В 1914 году Риддер и Экибастуз перешли в концессию «Русско-Азиатской корпорации», захватившей в России рудники и заводы. В 1914 году началось строительство Риддерского и других рудников, цинкового завода в районе Экибастуза, а в 1916 году-свинцового завода на базе экибастузского угля и риддерских концентратов, в 1915-1916 гг. строилась Риддерская железная дорога, которая предназначалась для перевозки свинцово-цинковых концентратов из Риддера в Усть-Каменогорск.

Карагандинские и Саранские угольные копи служили топливной базой Спасского медеплавильного завода. Для перевозки карагандинского угля до Спасского завода в 1906-1907 гг. была построена узкоколейная железная дорога. Это значительно повлияло на увеличение добычи и перевозки угля. Добыча угля выросла более чем в четыре раза.

Разрабатывались и месторождения бурого угля. В 120 верстах от Жезказганских медных рудников в 1913 году было разведено Байконурское месторождение, которое могло обеспечить топливом начавшийся строиться Карсакпайский медеплавильный завод.

Производство меди в Казахстане осуществлялось главным образом на Спасском заводе, который работал на базе Успенского рудника в урочище Нельды.

 Урало-Эмбенский нефтяной район также оказался в руках английского капитала, который проникал сюда как путем создания своих самостоятельных акционерных обществ, так и через русские компании в долевом участии в них. 2 апреля 1911 года ударил мощный фонтан на промысле Доссор, что положило начало крупной добыче нефти на Эмбе.

Добыча нефти, благодаря предоставлению царским правительством ряда акцизных льгот, дешевой рабочей силы, отсутствию сильных конкурентов, стало очень выгодной для иностранных компаний, которые при хищнических методах эксплуатации получали огромные прибыли.

Таким образом, горная промышленность Казахстана выросла не на основе местного капитала. Она создавалась пришедшим извне русским и иностранным капиталом, ее продукция почти целиком вывозилась за пределы края, а прибыли шли с начала XX века за границу. Все это резко снижало влияние горной промышленности на социально-экономическую жизнь Казахстана.

В отличие от горнозаводской промышленности Казахстана промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья была теснее связана с местными нуждами и оказывала определенное воздействие на социально-экономическую жизнь края. Предприятия обрабатывающей промышленности можно разделить на две группы:

1) Предприятия по первичной обработке животноводческого сырья для вывоза в европейскую часть России и за границу: сюда относились шерстомойные, салотопенные, кишкоочистительные и другие предприятия.

2) Предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции для потребления ее на месте: это кожевенные, маслобойные, спиртоводочные заводы, табачные фабрики и т.д.

Сравнительно крупные шерстомойки, возникшие в Жетысу, Акмолинской и Семипалатинской областях, принадлежали владельцам суконных фабрик Тамбовской, Симбирской, Самарской, Казанской и других губерний куда и вывозилось сырье.

В превращении Казахстана в источник сырья капиталистической промышленности центральных районов метрополии, а также в рынок сбыта, важную роль сыграли железные дороги, которые явились одновременно и средством и результатом проникновения российского капитализма в отсталые колониальные районы России, прежде всего в Среднюю Азию и Сибирь. По существу, экономическое освоение Средней Азии и Казахстана Россией началось со строительства железных дорог в глубь этих территорий.

Отсутствие развитых путей сообщения в Казахстане создавало большие трудности для развития производительных сил края, задерживало расширение и укрепление экономических и торговых связей, как между отдельными его районами, так и с Центральной Россией, тормозило превращение Казахстана в поставщика сырья и потребителя фабричных изделий для русского капитализма. До постройки железных дорог основным средством перевозок предметов торговли были верблюжьи караваны-крайне непроизводительный и дорогой вид транспорта. Перевозки грузов были незначительными и отнимали много времени. Иногда караваны из Ташкента и южных районов Казахстана шли в Оренбург или Орск 90-100 дней.

Строительство железных дорог началось с «подъездных» к Казахстану (и Сибири) магистралей. В 1874-1876 гг. была проложена Оренбургская железная дорога (Самара-Оренбург), связавшая Тургайскую область и Оренбург с Центральной Россией. Как и любая дорога, она способствовала вовлечению близ лежавших к ней районов Казахстана в непосредственные торговые отношения с промышленными областями России, притоку переселенцев. В 1891-1893 гг. акционерное общество Рязанско-Козловской железной дороги построило линию покровская слобода-Уральск, в 1897 году - линию Урбах-Астрахань. Первая линия была тупиковой, вторая пересекала только незначительную западную часть Уральской области.

Железнодорожные линии на территории Казахстана начинают строиться с конца XIX - начала XX вв, в связи со строительством Великой Сибирской железной дороги. Первый-Западно-Сибирский участок Сибирской магистрали проходил на территории Петропавловского и Омского уездов Акмолинской области на протяжении 178 верст, по направлению Челябинск-Курган через Петропавловск-Омск до реки Оби и далее на восток.

Основной железнодорожной магистралью дореволюционного Казахстана была Оренбургско-Ташкентская, построенная в 1901-1905 годах. Еще в 1880-1888 гг. была построена Закаспийская железная дорога от порта Красноводск до Самарканда,которая в 1899 году была доведена до Ташкента. С 1900 года она стала называться Среднеазиатской. По этой дороге из Туркестана в Россию вывозились хлопок, фрукты, кожы и шкуры, каракулевые смушки, вина и другие сельскохозяйственные товары. Предметами ввоза были мануфактура, хлеб, сахар, железо, лес и т.д.

Разложение казахского крестьянства обусловило возникновение двух новых социальных категорий населения в ауле: баев и рабочих. Промежуточным звеном между этими категориями казахского крестьянства являлось среднее крестьянство, в большинстве случаев пополнявшее ряды сельскохозяйственных рабочих. Основными источниками их формирова­ния в крае были отходники из обедневшей части казахских шаруа и крестьян-переселенцев, разорившиеся ремесленники, кустари и бед­нота местных городов, нижние воинские чины, а также квалифици­рованные рабочие и крестьяне-бедняки из внутренних и других губер­ний Российской империи.

  Постепенно в Северном и Центральном Казахстане начинают сформировываться отдельные группы казахских рабочих, систематически или преимущественно работавших на строительстве железных дорог. Постоянной работой обеспечивали лишь железнодорожные линии и отчасти предприятия горнодобывающей и горнозаводской промышленности, что обусловило возникновение более или менее постоянных кадровых рабочих в этих отраслях производства.Положение рабочих края в условиях отсутствия здесь фабричной инспекции и контроля за деятельностью предпринимателей было значительно тяжелее, чем в промышленно развитых районах России. Продолжительность рабочего дня устанавливалась произвольно хозяевами предприятий, она доходила на нефтепромыслах Эмбы до 12 часов, на золотых приисках - до 10-12, на соляных промыслах - до - 14-16 часов. Численность рабочих в крае в 1913 г. достигла около 75 тыс. человек.

Обострение аграрного вопроса в Казахстане в начале XX века достигло своего апогея.К этому привели прежняя переселенческая политика империи и последующие постановления, направленные на изъятие земель у местного населения. Усиление потока крестьян из европейских районов России вынудило правительство открывать для переселения районы Казахстана, закрытые ранее. Это относилось, главным образом, к землям Туркестанского генерал-губернаторства, на которых, кроме Семиреченской области, водворение переселенцев было запрещено. Правило «О добровольном переселении на казенные земли в области Сырдарьинскую, Ферганскую и Самаркандскую» от 10 июня 1903 года легализовали бывшее фактически незаконным до того заселение этих районов.

В Казахстане с конца XIX века работализемлеотводные партии, которые должны были нарезать переселенческие участки на землях, определенных как «свободные». Так называемые «свободные земли» подлежали опрелелению экспедицией по исследованию степных областей, иначе - экспедицией Ф.А.Щербины. Работа экспедиции еще в годы ее работы вызвала много нареканий, особенно относительно норм казахского землепользования. В течение нескольких лет вся территория Казахстана была разбита на шесть переселенческих округов: Акмолинский, Семипалатинский, тургайский, Уральский, Семиреченский, Сырдарьинский.

С положением переселенческого дела в Казахстане во всех тонкостях был знаком известный казахстанский ученый, публицист и политический деятель А.Букейханов. Он принимал деятельное участие в работе экспедиции Ф.А.Щербины, избирался депутатом I Государственной Думы.Почти во всех своих работах-научных монографиях или газетных статьях он рассматривал последствия крестьянской колонизации степи, отделяя от этого процесса собственно правительственную аграрную политику.

На фоне сложных поземельных отношений в Казахстане развернулось проведение столыпинской аграрной реформы, целью которой было усиление переселенческого движения. Столыпинская аграрная реформа освободила крестьян-общинников и дала им свободу миграции: предоставила право личного землепользования, ограничила возможность обратного возвращения переселенцев на родину в случае неудачи на новом месте. Одним из последствий реформы стала массовая миграция крестьянства на окраины, в частности, в Казахстан. Общее количество земель, изъятых в Казахстане для переселения, составило по разным подсчетам более 17 млн. десятин.Печальным итогом реформы стало массовое обезземеливание казахского населения, обнищание, и как следствие, возрастание социальной напряженности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...