Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Истоки национального движения казахского народа




Первая русская революция, порожденная глубокими противоречиями в социально-экономической и политической жизни России и ее национальных окраин, способствовала политической активизации простого народа против колониального и социального гнета.

В начале революции и вплоть до осени 1905 года в Казахстане крупных выступлений не было, ибо местные трудящиеся не смогли организованно выступить против кровавой расправы царизма с мирными демонстрантами в Петербурге 9 января. Митинги протеста и демонстрации состоялись только в Ташкенте, Омске и Верном. Значительный подъем революционного движения в Казахстане происходит в октябре-ноябре 1905 года, когда обнародование царского манифеста 17 октября во многих городах Казахстана сопровождалось многолюдными митингами, демонстрациями и другими выступлениями широких слоев населения. Начало им положили в степном крае митинг 19 октября и другие события в г.Омске, одним из организаторов которых являлся лидер национально-освободительного движения Алихан Букейханов.

Изданный 17 октября манифест объявил о предоставлении народу свободы слова, совести, собраний, союзов, вероисповедания. По инициативе А.Букейханова манифест перевели на казахский язык и с разрешения вице-губернатора отпечатали в областной типографии и 10 тыс.экземпляров распространили по казахским аулам. По всем городам Казахстана прокатилась волна политических демонстраций, митингов и собраний, посвященных манифесту от 17 октября.

Наиболее крупными были манифестации в Перовске, Уральске, Каркаралинске, Павлодаре. Их организаторами выступили местные интеллигенты, как из числа русских, так и казахов.

Возможности для мобилизации общественного мнения представила выборная кампания в I Государственную Думу и Императорский указ от 18 февраля 1905 г., разрешавший «всем верноподданным» подачу петиций с целью «непосредственно «быть услышанными» Верховною властью». Наиболее четкие требования казахского населения были изложены в Каркаралинской петиции, составленной на Куяндинской ярмарке 26 июня 1905 г. и подписанной по одним подсчетам историков - 14,5 тысячами жителей 31 волости Семипалатинской области, по другим – 16.000 тыс. человек. Принятию петиции предшествовала разъяснительная работа, проведенная Ахметом Байтурсыновым, который разъезжал по Каркаралинскому уезду и разъяснял народу причины принятия Манифеста 17 октября 1905 г.

  Ахмет Байтурсынов призывал казахов не платить налоги, не образовывать стационарных поселений, так как это облегчит царской администрации введение регулярного налогообложения, пугая в противном случае безрадостной перспективой: «тогда все перейдут в русскую веру, будете платить по десять рублей с души, станут брать вас в солдаты». Принятие петиции произошло в ходе митинга, организованного местными чиновниками и православным духовенством во главе с уездным начальником в честь принятия Императорского Манифеста. Митинг носил ярко выраженный протестный характер. Выдвинутые манифестантами лозунги «Долой полицию» и «Долой крестьянских начальников» получили бурную поддержку казахов и татар, о чем не преминуло доложить уездное начальство и полиция. Организаторами Каркаралинских событий были передовые представители казахской интеллигенции: Ж.Айтбаев, А.Байтурсынов, М.Дулатов, К.Тогысов, А.Аяганов.

Выборы в Государственную Думу проходили в условиях чрезвычайного положения по всей территории Казахстана, что привело к дискриминации всего казахского населения огромного края, при этом произвол властей был полный, их главная цель была-не допустить представителей казахского народа в органы законодательной власти, впервые формировавшейс в царской России.

В I Государственную Думу (разогнана 9 июля 1906 года) от Казахстана было избрано 9 депутатов, из них от 4-миллионного казахского населения - 4. А.Букейханов, А.Беремжанов, А.Кальменов и Б.Кулманов.

I Государственную Дума, созванная царем для отвлечения внимания народных масс, не оправдала его надежд, а ее трибуну партии использовали в своих целях. Пользуясь спадом революционных выступлений в стране, 9 июля 1906 года царь разогнал Думу.

Выборы во II Государственную Думу проводились на основании избирательных законов от 6 августа и 11 декабря 1905 года, в основе своей дискриминационных, по закону избирательных прав лишились низкооплачиваемые железнодорожные рабочие Казахстана и Сибири.

Во II Государственной Думе от Казахстана было уже 14 депутатов, в том числе от казахского населения - 6: мулла Ш.Кощегулов – от Акмолинской области, бий Т.Нурекенов –от Семипалатинской, адвокат Б.Каратаев-от Уральской, судебный следователь А.Беремжанов-от Тургайской, Т.Аллабергенов – от Сырдарьинской, инженер путей сообщения М.Тынышбаев – от Семиреченской.

Депутаты-казахи II Государственной Думы постоянно выступали против переселенческой политики царизма. Так, депутаты Б.Каратаев, Ш.Кощегулов активно, в рамках закона, по которому работала эта Дума, пытались как-то повлиять на переселенческую политику царизма.

II Государственная Дума была разогнана царем 3 июня 1907 году. После поражения первой российской революции в стране наступил период реакции.Были запрещены демонстрации, митинги и собрания.

Усиление национально-колониального гнета, аграрная политика царизма, проникновение капиталистических отношений в социально-экономическую жизнь края привело к росту национального самосознания казахского народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, в нем существовали различные идейно-политические течения, ядром кторого выступали представители национальной интеллигенции, выпускники университетов и училищ Петербурга, Москвы, Казани,Томска и Оренбурга. Наиболее полно выражавшими мнение различных идейно-политических течений национальной интеллигенции были журнал «Айкап» и газета «Казах».

Журнал «Айкап», выходивший в 1911-1915 гг. (издатель и редактор – Мухамеджан Сералин), выражал аграрно-демократические направления идейно-политической мысли в Казахстане. В нем сотрудничали Ж.Сейдалин, Б.Каратаев, С.Торайгыров, С.Сейфуллин, Б.Майлин и другие. На страницах журнала освещались проблемы аграрных отношений, просвещения и знаний, развития товарно-денежных отношений в казахском ауле, разоблачалась колонизаторская политика царизма.

Газета «Казах», выходившая с 1912 по 1918 гг, (редактор - А.Байтурсынов) выражала идеи либерально-демократического направления. В ней сотрудничали лидер казахской конституционно-демократической партии и общенационального движения казахского народа, ученый-экономист А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов и другие. В главном аграрном вопросе они выступали с требованием отмены государственной собственности (Российской империи) на землю и передачи ее в собственность казахам, запрета продажи земли. Дальнейшему развитию различных форм освободительного движения помешала начавшаяся Первая мировая война.

Первая мировая война началась 19 июля (1 августа) 1914 года. Первая мировая война привела к упадку экономики Казахстана. С началом первой мировой войны промышленность Казахстана также работала на военные нужды. Одной из важных отраслей горной промышленности края являлась добыча железной руды из Успенских и Сасык-Карасуских рудников.Из этих рудников в 1914 году было добыто 246 пудов железной руды, а в 1916 году-1551 пуд.За три года войны добыча железной руды увеличилась в 6,3 раза.

Начавшаяся в 1914 году первая мировая война принесла народам России тягчайшие страдания. Сусилился социальный и национальный гнет. В годы войны неизмеримо увеличился произвол и насилие царских чиновников на местах. Продолжалось массовое изъятие земель у казахов, в первую очередь в Сырдарьинской и Семиреченской областях.

Война поглощала огромное количество сырья, продовольствия, скота и других материальных ценностей. Был введен новый, военный, налог с кибитки. Налоги на местное население с началом войны возросли в 3-4 раза, а в отдельных случаях в 15 раз.

В условиях войны лидеры казахской либерально-демократической интеллигенции - А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов и их сторонники, объединившиеся вокруг общенациональной газеты «Казах», а также представители крестьянско-демократического направления казахской интеллигенции в лице М.Сералина, Б.Майлина, С.Донентаева и другие, группировавшиеся вокруг журнала «Айкап», стремились к укреплению своего влияния в народе через печатное слово.

Лейтмотивом многих произведений вышеназванных представителей казахской интеллигенции, несмотря на различия их политических взглядов и действии, становится лозунг «Оян қазақ!» («Проснись, казах!» -под этим названием в 1909 году был опубликован сборник стихов Миржакыпа Дулатова). Казахские интеллектуалы своим разносторонним творчеством, выдвигая общедемократические требования и выражая свои мысли зачастую эзоповским языком, способствовали формированию в крае антиколониальной политической ситуации, внедряли в сознание народа идею необходимости национально-осбоводительной борьбы.

Война ускорила процесс назревания всеобщего кризиса в Российской империи, одним из ярких проявлений которого явилось нацинально-освободительное восстание 1916 года, охватившее почти все районы Казахстана, Центральной Азии.

Непосредственным поводом к восс танию явился царский указ от 25 июня 1916 года «О реквизиции» на тыловые работы (устройство оборонительных сооружений и военных сообщений, строительство дорог в прифронтовой полосе и.т.д) «инородческого» мужского населения Казахстана, Центральной Азии и частично Сибири в возрасте от 19 до 43 лет включительно.Причем в указе употреблялось слово не «мобилизация», а «реквизиция», как будто речь шла о реквизации скота.

Восстание в Казахстане началось после опубликования царского указа от 25 июня 1916 года. В начале июля во всех регионах Казахстана начались стихийные недовольства, вскоре переросшие в вооруженное восстание.

Главной целью восстания 1916 года являлось национальное и политическое освобождение, тем самым оно подводило итог всей предшествующей борьбе казахского народа за свободу и независимость. Основной движущей силой восстания явились широкие слои национального крестьянства-шаруа, а так же представители нарождавшегося тогда местного рабочего класса, ремесленники.

В казахском обществе отношение к указу царя и восстанию было неоднозначным: определенная часть байской верхушки, а также чиновники «туземной администрации» безоговорочно поддержали царский указ «О реквизиции» и явились его главным проводником в жизнь, радикальные представители казахской интеллигенции (например, А.Жангельдин, А.Иманов,Т.Бокин, С.Сейфуллин,Т.Рыскулов, С.Мендешов, Б.Алманов, Б.Ашекеев, Ж.Мамбетов и др) резко выступали против указа царя и призывали народ к вооруженному сопротивлению, а лидеры либерально-демократической интеллигенции, объединенные вокруг газеты «Казах» (А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов и др) делали неоднократные попытки убедить царскую администрацию не спешить с мобилизацией, а в начале провести подготовительные мероприятия. Вместе с тем, они призывали не оказывать сопротивления выполнению указа, не без основания полагая, что безоружный народ станет жертвой жестоких репрессивных мер царизма.

Возникшее в разных районах Казахстана стихийное движение постепенно стало принимать организованный характер: появились его крупные очаги в Жетысу (руководители-Т.Рыскулов, Т.Бокин, Б.Ашекеев, У.Саурыков, Ж.Мамбетов) и Тургае (руководители – А.Жангельдин, А.Иманов).

В истории восстания в Жетысу можно выделить этапы: 1) июль-проявление стихийного недовольства, 2) август - его перерастание в вооруженное восстание и 3) сентябрь-октябрь - постепенная убыль и поражение восстания. Для подавления восстания в Жетысу царскими властями было направлено 14 батальонов, 33 сотни, 42 пулеметов, 97 пулеметной команды. В области были уничтожены десятки казахских и кыргызских аулов, жестоким преследованиям подвергались мирные жители. Преследуемые царскими властями, 300 тыс.казахов и кыргызов была вынуждена бежать в Китай.

Тургайский очаг восстания, во главе которого стояли А.Иманов, А.Жангельдин, было самым упорным и длительным. Как свидетельствуют архивные документы, численность повстанцев Тургайского очага восстания в самый его пик (с охватом повстанцев Тургайского, Кустанайского, Иргизского, Актюбинского уездов Тургайской области и ряда уездов соседних областей) составляло около 50 тыс.человек. центром восстания стал Тургайский уезд. В процессе нарастания восстания А.Жанбосынов был избран «ханом» кыпчакского повстанцев, а Ш.Оспанов – «ханом» аргынских повстанцев. В последующем, 21 ноября 1916 года на курултае представителей 13 волостей (6 волостей кыпчаков, 6 волостей аргынов и одна волость найманов) избрали потомка знаменитого Нияз-бия, авторитетного среди народв Абдигапара Жанбосынова «ханом» восставшего Тургайского уезда.

1916 года 22 октября 15 тысяч повстанцев во главе с А.Имановым окружили город Тургай. Осада города продолжалась несколько дней. Тем временем, к городу в трех направлениях двинулся карательный корпус генерал-лейтенанта А.Лаврентьева. Получив сведения о приближении превосходящих сил царских карателей, повстанцы сняли осаду Тургая и выступили навстречу отрядам царских войск. 16 ноября сарбазы общей численностью около 12 тыс.человек во главе с А.Имановым в районе почтовой станции Тункойма атаковали карательный отряд подполковника Катомина. Основная масса повстанцев, чтобы сохранить живую силу, во второй половине ноября отошла на 150 км от Тургая и сосредоточилась в районе Батпаккары. Отсюда совершались партизанские рейды против карателей со второй половины ноября 1916 года, до середины февраля 1917 года.

Национально-освободительное восстание казахского народа 1916 года было жестоко подавлено во всех регионах Казахстана. Восстание имело антиколониальную и антиимпериалистическую направленность, классовый момент был вторстепенным по сравнению с главной задачей восстания – национального и политического освобождения народа из-под колониального ига. В ряде мест и на определенном этапе восстание переросло в народную войну.

       3. ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В КАЗАХСТАНЕ

В феврале 1917 года в России победила буржуазно-демократическая революция, свергнувшая ненавистный народу царизм. Своеобразие обстановки после февральской революции в России заключалось в двоевластии в лице Временного правительства-органа буржуазии и обуржуазившихся помещиков и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов – органа рабочего класса, крестьянства и солдат. В Петроградском Совете и в большинстве других Советов преобладали меньшевики и эсеры, а большевики были в меньшинстве.

Весть о февральских событиях в Петрограде быстро долетела и до трудящихся Казахстана, которые с воодушевлением восприняли свержение царизма. Широкие слои населения Казахстана приветствовали свержение российского царя – Николая II и восприняли Февральскую революцию с надеждой на крупные политические и экономические перемены, связывая с ней исполнение своих вековых желаний и решение назревших национальных и социальных проблем.

Казахское население, в особенности национальная интеллигенция, с самого начала Февральской революции приветствовало свержение царизма и оказывало всяческую поддержку Временному правительству, его комиссарам и местным органам. Позиция национальной интеллигенции после Февраля 1917 года подтверждается лидером движения «Алаш» А.Байтурсыновым, который в 1919 году писал, что «Февральская революция была правильно понята и с радостью встречена киргизами потому, что во-первых, она освобождала их от гнета и насилий царского правительства, и во- вторых, поддержала у них надежду осуществить свою заветную мечту-управляться самостоятельно».

В первые же дни после революции, по примеру общественных и других комитетов, представлявших широкие слои в основном русского населения, по инициативе газеты «Казах» и национальной интеллигенции, начали создаваться казахские областные, уездные и волостные комитеты. Областные казахские комитеты были созданы в соответствующих их центрах: 10 марта 1917 года – в Уральске, 11 марта-в Семипалатинске и в Омске, в конце марта – в Верном. Эти областные казахские комитеты, наряду с организацией соответствующих комитетов в уездах и волостях, сразу, при помощи газеты «Казах» приступили к подготовке областных съездов казахов. Областные казахские комитеты, наряду с подготовкой к съездам и организацией своих уездных и волостных органов, сотрудничали как с областным общественными и другими комитетами, так и с органами Временного правительства.Так, например, комиссарами Временного правительства стали: Алихан Букейханов-по Тургайской области, Мухаметжан Тынышбаев(вместе с эсером А.Шкапским) - по Семиреченской области.

В такой обстановке возросшей политической активности коренного населения, в особенности, национальной интеллигенции, весной 1917 года были проведены казахские областные съезды: Тургайский (г.Оренбург, 2-8 апреля, свыше 300 делегатов, председатель-А.Байтурсынов), Семиреченский (г.Верный, 12-13 апреля, 81 делегат, председатель-И.Жайнаков), Уральский (г.Уральск, 19-22 апреля, более 800 делегатов, председатель –Ж.Досмухамедов), Акмолинский (г.Омск, 25 апреля-5мая, около 150 делегатов, председатель-А.Турлубаев). Эти съезды не только стремились определить стратегические задачи широких слоев казахского общества в борьбе за национальное освобождение, решение земельного вопроса, религиозных, культурно-общественных и других проблем, но и пытались выработать тактические линии в достижении этих целей, указать своих союзников и противников и.т.д. Работе этих форумов задал тон Тургайский съезд, который был созван первым и его решения имели для них большое значение. На работу съезда решающее влияние оказывали А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, А.Калменов и другие деятели национально-освободительной борьбы, а также М.Чокаев (Шокай), М.Жумабаев и другие молодые казахские интеллектуалы, благодаря чему в его решениях нашли свое отражение программные требования движения «Алаш».

В целях объединения различных слоев коренного населения, определения и решения его требований, Тургайский съезд постановил созвать Всеказахский съезд и избрал организационное бюро для его созыва и подготовки программных документов.В организационное бюро вошли А.Букейханов, М.Дулатов, А.Байтурсынов и другие. Съезд избрал делегатов на Всероссийский мусульманский съезд, который должен был состояться в мае в Москве.

В активизации общественно-политической жизни Казахстана после победы Февральской революции ведущую роль сыграли политические партии России, в особенности, их местные организации и группы.

Партия «Алаш», попытка создания которой относится еще к 1905 году, фактически сложилась уже к маю 1917 года, хотя официальное ее оформление произошло в декабре 1917 г. Прошедшие весной 1917 года областные казахские съезды способствовали выработке программы партии «Алаш», а делегаты этих съездов, как и члены областных, уездных и волостных казахских комитетов составляли основу «Алаш».Количество членов партии, по неполным данным, достигло около 5 тысяч человек, а газета «Казах» фактически являлась ее органом. Основу программы партии «Алаш» составляли решения I Всеказахский съезда который прошел в Оренбурге 21-28 июля 1917 года. Съезд рассмотрел 14 вопросов. Среди них самыми главными были вопросы о казахской автономии и о политической партии. В отношении партии съезд подчеркнул необходимость ее создания, поручив группе делегатов выработать программу, которая позже была опубликована в газете «Казах». Все казахские интеллигенты, разделявшие общеалашевские идеи, считали себя членами алашского движения, алашской партии . Партия «Алаш » значительно усилила свое влияние в казахском обществе, ускорилось ее развитие от культурного просветительства и оппозиционного либерализма к политической организации с четкими национально-государственными демократическими приоритетами.

1917 году в Омске сформировалась партия «Уш жуз » назвавшая себя социалистической. Она являлась пробольшевистской и вела борьбу с алашевцами за влияние на массы. Также в Казахстане на базе мусульманского движения образовалась партия «Шуро-и Исламия » и возникли народные комитеты в Гурьеве, Семипалатинске, Актюбинске, Казалинске, Павлодаре, Верном.

Таким образом, Февральская революция 1917 года, являвшаяся народной революцией против самодержавия за демократическое обновление России, оставила глубокий след в истории страны. Она оказала влияние на угнетенные нерусские народы, в том числе на казахов. Под ее влиянием и в Казахстане нарастало рабочее движение, борьба крестьян-переселенцев за улучшение жизни. Казахский народ боролся за освобождение от колониального ига. Активизировалась деятельность казахской национальной интеллигенции, стремившейся возглавить освободительную борьбу народа.

Февральская революция сыграла значимую роль в политической жизни Казахстана. Но исполнились не все ожидания и чаяния народа. Положение страны все время ухудшалось. И органы Временного правительства, и советы не хотели и не могли решить проблемы, связанные с исторческой судьбой казахского народа, особенно вопрос о земле, политических партиях, о создании национальной автономии. Эту миссию возглавила национальная интеллигенция, которая повсеместно создавала казахские комитеты и испольнительные комитеты, проводила съезды, вела наглядную агитацию через публичные выступления в газетах и журналах для повышения политической активности и идейной сознательности народа. Она настойчиво боролась за возрождение национальной государственности казахского народа.

Февральская революция 1917 года позволила национальным окраинам сделать осознанный выбор в пользу демократических перемен и обострила борьбу за национальное самоопределение. Особо актуально стоял вопрос о возрождении национальной государственности в Казахстане, что обострило идейные разногласия между отдельными представителями казахской интеллигенции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...