Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прикладные информационные технологии рыночной экономики

Для поддержки новых хозяйственных механизмов должны быть разработаны адекватные рыночным отношениям НИТ. В частности, в современных               условиях изменениям подвергаются банковская и инвестиционная деятельность, совершенствуется налогообложение, появляются новые виды управленческой деятельности и субъекты рынка, что требует эффективных прикладных информационных технологий.

Банковские системы. Развитие и совершенствование банковских структур порождает потребность в новых услугах финансовых учреждений. Децентрализация банковской системы ведет к принципиально новой организации, требующей разработки концепции комплексной информатизации отдельных учреждений для повышения эффективности их собственного функционирования, а также для взаимодействия между собой, с ЦБ РФ и с зарубежными партнерами. Банковские информационные технологии должны обеспечивать достаточную оперативность при организации расчетов. Кроме того, эта сфера банковской деятельности наиболее трудоемка, содержит большой объем вычислений и характеризуется как рутинная.

Применение имитационного моделирования для построения банковских технологий - один из наиболее перспективцых подходов к решению стратегических проблем. Банкир может имитировать финансовые показатели банка, оценивать эффективность и последствия принимаемых решений и таким образом определять свою политику на финансовом рынке. К этому направлению тесно примыкает разработка экспертных систем, ориентированных как на клиентов банка, так и на банковских специалистов.     

Чрезвычайно важным вопросом информатизации банковской деятельности остается организация связи между банками России. Существующая бумажная технология обычно требует 2-3 дней для перевода денег. При этом задержка может быть обусловлена как самой формой организации расчетов, так и состоянием коммуникаций. Внедрение НИТ может способствовать выходу из этого кризиса. Поскольку самостоятельно разрабатываемые и модернизируемые программные комплексы стоят слишком дорого, усиливается роль организаций, специализирующихся в области банковских технологий и способных решать банковские проблемы комплексно. Появившиеся продукты, называемые “банковскими платформами”, дающие, с точки зрения единой унифицированной функциональной базы, общее решение всех банковских задач, будут определять стандарты качества и функциональные возможности автоматизированных систем обработки банковской информации.

 Биржевые технологии. Опыт показал, что проектирование биржевых компьютерных комплексов - это логически сложная, трудоемкая и длительная по времени работа, требующая высокой квалификации всех участвующих в е.е выполнении специалистов. Проектирование таких комплексов традиционно основывается на интуиции, акспертных оценках, дорогостоящих экспериментальных проверках функционирования комплекса и практическом опыте. Кроме того, с ростом числа пользователей биржевой технологии усиливается роль высокой производительности ее функционирования, которая существенно зависит от идеологии проектирования.

Внедрение современных биржевых информационных технологий в

практику должно способствовать повышению экономической эффек тивности работы биржи за счет расширения сферы ее деятельности по регионам страны, ускорения оборачиваемости оборотных средств, вовлечения в биржевой процесс массовых поставщиков, посредников и покупателей, обеспечения возможности активного совершения не только крупномасштабных, но и средне- и маломасштибных сделок в массовом количестве, автоматизации трудоемких и продолжительных рутинных процессов, сбора н анализа заявок от брокерских фирм на покупку-продажу компьютерным способом, проведения автоматизированных торгов (расчет курса, заключение сделок, оформление торговых контрактов и проведение клиринговых расчетов) по единым правилам, обеспечивающим защиту интересов инвестора, равные права всех участников торгов и т.п.

Технологии менеджмента. В условиях рынка новым содержанием наполняются все процедуры производственного менеджмента. Любое производство связано с потоками как внутренней, так и внешней информации. Среди многообразия поступающих сведений менеджеру для принятия решения нужны лишь строго определенные, а все остальные представляют собой информационный шум. Кроме того, большая часть информации возникает не там, где в ней нуждаются, поэтому для успешного решения возникающих задач большое значение приобретает умение преодолеть эту дистанцию. Разрешение проблемы коммуникации оказывает влияние на скорость поступления информации и ее своевременность, что способствует более эффективной работе предприятия. Этот далеко не полный круг проблем выявляет необходимость построения специальной управляющей информационной системы, которая способствует их оптимальному решению. В настоящее время существует два основных подхода к построению таких систем. Это МIS-системы (Мanagement Information Systems), которые к

нужному моменту времени в "наиболее удобной форме с учетом общепринятого принципа экономичности предоставляют необходимую для менеджера информацию о прошлом, настоящем и будущем в соответствии с возникшей ситуацией. Второй подход базируется на DSS-системах (Decision Support Systems), которые ориентированы на интеллектуальное обеспечение процессов принятия решений и ставят своей целью поддержку принимаемых решений.

Принцип избирательного распределения информации предполагает систематизацию информации в соответствии со следующими требованиями:

информация должна соответствовать уровню управления, что выражается в ее укрупнении и уплотнении при продвижении от нижнего к верхнему уровню;

информация должна отвечать характеру менеджмента и соответствовать совокупности целей управления, т.е. для каждого уровня управления предоставляется информация, позволяющая выполнить все функции процесса управления. Например, на стадии анализа используются не только текущие, но и прошлые и прогнозные данные, выполняется сравнение фактических величин с плановыми и выявляются причины возникших отклонении.

Технологии маркетинга. Комплексное изучение информационных потоков маркетинга требует анализа крупных массивов сведений коммерческого и статистического характера. Маркетинговая информационная технология - это совокупность процедур и методов, предназначенных для организации перспективных и текущих маркетинговых исследований.

Налоговые информационные системы. Преобразование налоговой системы вызывает необходимость в модификации, а порой и в кардинальной перестройке соответствующих информационных технологий. Поскольку налоговая система  современной России не имеет аналогов, то в решении проблемы информатизации деятельности налоговых служб не приходится рассчитывать на заимствование зарубежной программно-математической продукции. Поэтому, если для реализации официальной налоговой политики и созданы эффективные технологии сбора и обработки необходимой информации, то такая политика, какой бы удачной и перспективной она ни была, обречена на неуспех. Идеологам реформ, желающим путем справедливого распределения налогового бремени стимулировать производство и накопление капитала, необходимо четко представлять возможности НИТ.

Среди главных направлений концепции информатизация налоговой системы целесообразно выделить:

создание единой комплексной информационно-аналитической системы, предназначенной для обслуживания налоговых служб;

разработку современной коммуникационной сети, обеспечивающей информационный обмен как внутри системы, так и с внешними объектами;

подготовку кедров в новой информационной среде. 

В качестве основных принципов информатизации налоговых служб предложены:

комплексность и системность информатизации, ее подчиненность решению задач, стоящих перед налоговой службой в настоящее время и на перспективу;

активность в обеспечении информационных потребностей пользователей;

поэтапность и преемственность в проведении информатизации;

распределенность хранения и обработки информации;

совместимость общесистемных и специализированньк банков данных по входу, выходу и базовым задачам;

предоставление пользователю удобного доступа к информации в пределах его компетенции; одноразовый ввод информации и многократное, многоцелевое ее использование;

обеспечение требуемой конфиденциальности информации.

Технологии управления инвестиционными проектами. Создание современной информационной технологии управления инвестиционными проектами базируется на унифицированном информацион­ном, техническом и программно-математическом обеспечении всех участников инвестиционного проекта с тем, чтобы организовать об­мен информацией между заказчиками, инвесторами, подрядными, проектными и эксплуатационными предприятиями в автоматизированном режиме. Эта проблема требует проектирования универсальной информационной базы, позволяющей функционально увязать весь комплекс решаемых задач, а также единого подхода к структуризации информацин, идентификации показателей, классификации я кодиро­ванию технико-экономической данных и т.д. Описываемая гехнология отличается от традиционных, во-первых, отказом от позадачного подхода и ориентацией на создание интегральных вычислительных комплексов и, во-вторых, эффективным использованием информационного ресурса, что позволяет значительно сократить сроки разработки и повысить качество проектно-сметной и тендерной документации, аргументированно определять договорные цены, оперативно выполнять взаиморасчеты, проводить оценку конкурентноспособного проекта и т.д.

Основу НИТ управления инвестиционными проектами составляют специализированные пакеты (комплексы) программ. Программно обеспечение  применяемых технологий отличается количеством форм отчетности, качеством документации, удобством работы с данными обмена ими, наличием графического интерфейса, поддержкой широкого класса внешних устройств и другими характеристиками. С помощью программ инвестиционные НИТ эффективно решают задачи календарного планирования работ и ресурсов, а также оперативного управления. В перечисленных пакетах предусмотрено исследование проблем всего жизненного цикла инвестиционного проекта, в часности, рассчитываются прединвестиционная стадия, стадии выход проекта на запланированную мощность и его эксплуатацию. Отдельные информационно-аналитические комплексы позволяют моделировать конструктивно-технологические решения с последующим расчетами стоимости и эффективности проектов, разрабатывая документацию для определения договорных цен и заключени контрактов, формировать бизнес-планы и т.д.

Внедрение новых информационных технологий требует серьезной перестройки действующей системы обработки экономической информации. Недооценка и значимости способствует нарастанию в стране сложных экономических проблем, поскольку преобразования, не подкрепленные сортветствующими информацонными технологиями, могут привеети к результатам противоположным ожидаемому. Поэтому при проведнии экономического анализа обязательно должна решаться комплексная задача построения эффективно системы обработки экономической, управленческой, научно-технической, законодательной, коммерческой и других видов информации, которая не только способствует практической реализации предлагаемых экономических концепций и программ, но и в значительно мере оказывает на них корректирующее воздействие.

 

Глава 3

Защита информации

Существенным фактором, до настоящего времени оказывающим значительное влияние на положение дел в области защиты информации, является то, что до начала 90-х годов нормативное регулирование в данной области оставляло желать лучшего. Система защиты информации в нашей стране в то время определялась существовавшей политической обстановкой и действовала в основном в интересах Специальных служб государства, Министерства обороны и Военно-промышленного комплекса. Цели защиты информации достигались главным образом за счет реализации принципа "максимальной секретности", в соответствии с которым доступ ко многим видам информации был просто ограничен. Никаких законодательных и иных государственных нормативных актов, определяющих защиту информационных прав негосударственных организаций и отдельных граждан, не существовало. Средства криптографической защиты информации использовались только в интересах государственных органов, а их разработка была прерогативой исключительно специальных служб и немногих специализированных государственных предприятий. Указанные предприятия строго отбирались и категорировались по уровню допуска к разработке и производству этих средств. Сами изделия тщательно проверялись компетентными государственными органами и допускались к эксплуатации исключительно на основании специальных заключений этих органов. Любые работы в области криптографической защиты информации проводилась на основании утвержденных Правительством страны специальных секретных нормативных актов, полностью регламентировавших порядок заказа, разработки, производства и эксплуатации шифровальных средств. Сведения о этих средствах, их разработке, производстве, и использовании как в стране, так и за рубежом были строго засекречены, а их распространение предельно ограничено. Даже простое упоминание о криптографических средствах в открытых публикациях было запрещено.

В настоящее время можно отметить, что правовое поле в области защиты информации получило весомое заполнение. Конечно нельзя сказать, что процесс построения цивилизованных правовых отношений успешно завершен и задача правового обеспечения деятельности в этой области уже решена. Важно другое -на наш взгляд, можно констатировать, что уже имеется неплохая законодательная база, вполне позволяющая, с одной стороны, предприятиям осуществлять свою деятельность по защите информации в соответствии требованиями действующих нормативных актов, а с другой - уполномоченным государственным органам на законной основе регулировать рынок соответствующих товаров и услуг, обеспечивая необходимый баланс интересов отдельных граждан, общества в целом и государства.

В последнее время в различных публикациях муссируется вопрос о том, что созданный механизм государственного регулирования в области защиты информации используется государственными органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, для зажима конкуренции и не соответствует ни мировому опыту, ни законодательству страны. В этой связи, во-первых, можно отметить, что по состоянию на декабрь месяц 1996 года Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации оформлена 71 лицензия на деятельность в области защиты информации. Официально в выдаче лицензии отказано только одной фирме. Еще одному предприятию, кстати, государственному отказано в продлении лицензии за нарушения условий ее действия. Среди лицензиатов - предприятия различных форм собственности и ведомственной принадлежности, включая такие частные фирмы, как: "Авиателеком", "Аргонавт", "Анкей", "КомФАКС", "Инфотекс" и другие. ".

Законодательные и административные меры для регулирования вопросов защиты информации на государственном уровне применяются в большинстве научно-технически развитых стран мира. Компьютерные преступления приобрели в странах с развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой такое широкое распространение, что для борьбы с ними в уголовное законодательство введены специальные статьи.

Первый закон о защите информации был принят в Соединенных Штатах Америки в 1906 году. В настоящее время в США имеется около 500 законодательных актов по защите информации, ответственности за ее разглашение и компьютерные преступления. Проблемы информационной безопасности рассматриваются американской администрацией как один из ключевых элементов национальной безопасности. Национальная политика США в области защиты информации формируется Агентством национальной безопасности (АНБ).

Правительство США при реализации своей политики в области защиты информации исходит из того, что перехват иностранными государствами конфиденциальной государственной и частной информации, а также больших объемов открытой информации, передаваемых по правительственным и коммерческим сетям телекоммуникаций, после их обработки, сопоставления и объединения разрозненных сведений приведет к раскрытию государственных секретов. Поэтому, начиная с середины 80-х годов, защита линий связи и автоматизированных систем становится важной задачей компетентных государственных органов США.

Во Франции государственному контролю подлежат изготовление, экспорт и использование шифровального оборудования. Экспорт возможен только с разрешения Премьер-министра страны, выдаваемого после консультаций со специальным комитетом по военному оборудованию. Импорт шифровальных средств на территорию Французской республики вообще запрещен. Закон объявляет экспорт и снабжение криптографическими средствами без специального разрешения преступлением, которое наказывается штрафом в размере до 500 000 франков или тюремным заключением на срок от 1 до 3 месяцев.

Новым шагом в деле правового обеспечения деятельности в области защиты информации явилось принятие Федеральным собранием России Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 № 24-ФЗ. Данный закон впервые официально вводит понятие "конфиденциальной информации", которая рассматривается как документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, и устанавливает общие правовые требования к организации защиты такой информации в процессе ее обработки, хранения и циркуляции в технических устройствах и информационных и телекоммуникационных системах и комплексах и организации контроля за осуществлением мероприятий по защите конфиденциальной информации. При этом следует подчеркнуть, что Закон не разделяет государственную и частную информацию как объект защиты в том случае, если доступ к ней ограничивается.

 Системы лицензирования и сертификации проходят сейчас стадию совершенствования с точки зрения развития правовой базы, механизма и правил их функционирования. Отсюда, естественно, следует, что отдельные положения могут быть изменены, уточнены или дополнены. [29]

 

 

Заключение

Мы рассмотрели некоторые проблемы, связанные с производством информации, использованием информационных ресурсов, особенностями рынка информационных товаров и услуг. На сегодняшний день в экономике информации существует множество открытых вопросов, на которые предлагаются различные ответы. Подводя итог, можно сказать, что экономическая теория часто использует традиционные подходы при анализе рынков информационных продуктов, рассматривая информацию как один из многих производимых и потребляемых товаров, который всего лишь обладает рядом особенностей.

С другой стороны, вместе с индустриальной ступенью развития общества “экономический образ мышления” уходит в прошлое, заставляя переосмыслить казавшиеся бесспорными аксиомы, коренным образом изменяя точку зрения на многие проблемы. Оценка результатов информационной деятельности и информационного обмена предполагает использование новых критериев. Вероятно, они будут вырабатываться с использованием достижений многих           научных дисциплин, которые занимаются изучением феномена информации.

В современных рыночных условиях ни одно крупное и даже маленькое предприятие не может обойтись без услуг информации и информационных технологий. Информация, в наше время, занимает огромное место в экономике всех стран. С каждым днем разрабатываются все новые и новые компьютерные программы, которые облегчают получение, обработку и работу с новой информацией. Одной из глобальных информационных технологий является Интернет.Очевидно (подтверждено статистикой), что на данном этапе своего развития Интернет становится все более и более массовым, и это делает возможным (и даже необходимым) его использование в целях бизнеса. Ресурсы Интернет, а также описание имеющихся источников информации позволяют наметить пути использования Интернет в маркетинговом цикле на стадиях сбора информации, ее систематизации и анализа, разработки стратегии и тактики, проведения рекламной кампании, принятия поступающих заказов, расчетов с клиентами, осуществления послепродажного сервиса и др. Как глобальная телекоммуникационная система Интернет представляет собой удобное средство для оперативного обмена деловой корреспонденцией, включая обмен внутренними документами компаний с филиалами, с высокой степенью надежности и конфиденциальности.

Дальнейшее развитие сетевых средств с одновременным ростом пропускной способности каналов связи и скорости передачи информации приведет к созданию принципиально новой глобальной среды человеческого общения, ресурсы которой могут быть как средством, так и объектом маркетинга, то есть целевым рынком для новых технологий, продукции и услуг.

 

     

В заключение вспомним лаконичную формулировку проспекта Программы политики в области информационных ресурсов Гарвардского университета: “Без материалов ничего не существует. Без энергии ничего не происходит. Без информации ничто не имеет смысла”.[30] Вероятно, признание роли информации и информационной деятельности в современном экономическом и социальном развитии является первым, но самым важным шагом                                  на    пути становления информационного рынка и информационной экономики в целом.

 

Список литературы:

В.Л. Тамбовцев «Пятый рынок: экономические проблемы производства информации». М.; Издательство МГУ. 1993.

И.И. Родионов «Основные характеристики рынка информационных услуг развитых капиталистических стран». М.; Международный центр научной и технической информации. 1990.

В.Г. Афанасьев «Социальная информация». М.: Наука, 1994.

«Информационный сектор и его место в экономике США».М.: Российская академия наук. 1990.

Б.С. Елепов В.М. Чистяков «Управление процессами использования информационных ресурсов». Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1989.

«Перспективы информатизации общества». М.: Российская академия наук. Серия: Информация, наука, общество. 1989.

С.И. Майоров «Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг». М.: «Финансы и статистика». 1993

П. Страссман «Информация в век электроники». М.,1987.

Ю. Шрейдер «О феномене информационного продукта»// НТИ Сер. 1. 1989. № 11.

О. Чирченко «Информационные аспекты информатизации». М.,1989.

«Деловые люди». 1993. №12. Прил.Х.

А. Лившиц «На пути к информационной экономике: насколько полезен опыт капитализма?». Экономические науки. 1990. №9.

К.А. Багриновский, Е.Ю. Хрусталев «Новые информационные технологии».М.: ЭКО. 1996 г.

 

 


[1] См.: П. Страссман Информация в век электроники. М., 1987. С. 24-26

[2] Compain B. Issues in new information technology. Cambridge. P.10.

[3] Vinken P. Information economy, government and society. Aslib Proceedings. 1982. № 8. P. 334.

[4] См.: Шрейдер Ю. О феномене информационного продукта// НТИ. Сер. 1. 1989. № 11. С.22

[5] См.: Тамбовцев В. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. М., 1992. С. 67.

[6] Machlup F. The production and distribution of knowledge in the United States. N. Y. 1962.

[7] См.: Тамбовцев В. Указ. Соч. С.44

[8] См.: Тамбовцев В. Указ. Соч. С. 155-161.

[9] См.: Шрейдер Ю. Указ. Соч. С. 24

[10] Экономическая информация. М., 1974. С. 94

[11] См.: Чирченко О. Информационные аспекты информатизации. М., 1989. С. 57.

[12] Pieters R. A note on cost in economic psycology//Journal of Economic Psycology. 1989.Vol.10. №10. P. 441-455.

[13] Деловые люди. 1993. № 12. Прил. Х. 

[14] Howells J. Economic, technical and locational trends in European services. Brus., 1988. P. 66

[15] Деловые люди. 1993. № 12.Прил. II.

[16] Howells J. Ibid. P. 143-144.

[17] Hills J. Deregulating Telecoms. Competition and control in the United States, Japan and Britan. L., 1986. P. 123.

[18] См.: Лившиц А. На пути к информационной экономике: насколько полезен опыт капитализма? // Экономические науки. 1990. № 9. С.96

[19] Stiglitz J. Economics of the Public Sector. N. Y., 1988. P. 235

[20] Фельди Т. Краткое введение в проблемы информационного рынка.// Международный форум по информации и документации. 1986. Т. 11. № 1. С.3

[21] В защиту интеллектуальной собственности.// Бизнес Уик. 1993. № 6 С. 10-11.

[22] См.: Боденхаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. М., 1977. С. 283.

[23] См.: Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология- миллионные прибыли. М., 1990. С. 89.

[24] См.: Страссман П. Указ. Соч. С. 210.

[25] Telecommunications Update. 1989. № 18. P. 1

[26] См.: Нестров П.Информатизация советского общества: информационный аспект.//НТИ. Сер.1.1989. № 11 С.5

[27] См.: Тамбовцев В. Указ. Соч. С. 73

[28] Ganley O., Ganley G. To inform or to control? The new communications network. 1989. P. 16.

[29] Internet О лицензировании и сертификации в области защиты информации
О.А. Беззубцев А.Н. Ковалев

 

[30] The Programm of Information Resources Policy. Harvard University. Center for Information Policy Research. Cambridge, 1989. P. 5.

[AK1] См.: Страссман П. Информация в век электроники. М., 1987. С. 24-26

[AK2]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...