Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II Экономическая и политическая обстановка в Индии накануне установления дипломатических отношений с СССР

Качественно новый виток российско-индийских отношений наступил только в середине 50-х годов ХХ века.
Население Британской Индии составляло в 1945 г. более четырехсот миллионов человек. Почти два миллиона индийцев воевали против фашизма во время второй мировой воины в рядах британской армии. И англичане пообещали после окончания воины предоставить своей колонии независимость. В 1945 году Индийский национальный конгресс во главе с Джавахарлалом Неру выдвинул лозунг “Независимость немедленно!”. В то же время мусульмане, составлявшие пятую часть населения страны, выступили за отделение от Индии и образование самостоятельного государства Пакистан.                                                                                            Из Закона о независимости Индии от 3 июня 1947 г.:
“Индия делится на два доминиона: индусское государство Хиндустан и мусульманское государство Пакистан... Княжествам предоставляется право решать вопрос, в какой из доминионов они вступают. Если какое-либо княжество не пожелает вступить ни в один из доминионов, оно может сохранить прежние отношения с Британией”.
Сразу же после разделения страны начались столкновения между индусами и мусульманами. Они вытесняли друг друга с территории свои государств.                                        Из книги Леонарда Мосли “Последние дни британского правления” (Лондон, 1951): “Многокилометровые колонны беженцев на территории Пакистана подвергались нападениям толп враждебных мусульман. У несчастных беженцев отбирали жалкий скарб, женщин насиловали, у мужчин отрезали носы и уши... На одну из пакистанских станций прибыл поезд, все пассажиры которого были мертвы. На дверях плотно заколоченных вагонов виднелись надписи “Подарок из Индии”.                                                                               В результате резни погибло около 700 тысяч человек. Более 12 миллионов бежали с насиженных мест. В Калькутте убийства мусульман прекратились только после того, как Ганди в знак протеста объявил голодовку. Индусские фанатики этого ему не простили. 30 января 1948 года Махатму Ганди застрелил журналист Натурам Годс

Из выступления главного министра Переходного правительства Индии Джавахарлала Неру на Межазиатском конгрессе в Дели 23 марта 1947 г.

“Слишком долго мы, народы Азии, были просителями при дворах и министерствах Запада. Это все должно теперь уйти в прошлое. Мы собираемся стоять на собственных ногах и сотрудничать только с теми, кто готов разговаривать с нами, как с равными. Хватит быть игрушкой в чужих руках!”

Провозглашение независимости Индии стало началом распада мировой колониальной системы. В 1948 году, благодаря усилиям индийского правительства, независимости добились бывшие английские колонии Бирма и Цейлон. В 1955 году на Бандунгской конференции освободившиеся страны объединились в Движение неприсоединения, заявив: “Мы не за капитализм и не за коммунизм. Мы - “третий мир”. На мировую политическую арену выступила новая сила.

                                      III Дружба со Страной Советов
 Незадолго до объявления независимости, в апреле 1947 года, Индия установила дипломатические отношения с СССР.

28 сентября в Париже специальный посланник Неру Кришна Менон и советский министр иностранных дел Вячеслав Молотов договорились об экспорте в Индию советского зерна в обмен на индийский чай. Однако отношения двух стран в то время были далеки от дружественных.

Стремительное развитие дружеских отношений с Индией началось после смерти Сталина. Под восторженное скандирование “Хинди-руси бхай-бхай!” (индийцы и русские - братья!) Джавахарлала Неру встречали в Москве, а Никиту Хрущева - в Дели.

Вот что говорит по этому поводу академик Евгений Челышев:
“Из множества моих встреч с Джавахарлалом Неру чаще всего вспоминаю последнюю - 7 ноября 1963 года в Дели, в его рабочем кабинете в здании Индийского правительства. Несмотря на огромную занятость, усталость и нездоровье он нашел время, чтобы принять нас, гостей Всеиндийской конференции в защиту мира.

Поздоровавшись с каждым за руку, он предложил нам сесть за полукруглый стол и опустился в кресло. Я хорошо помню чувства, которые испытывал тогда. Меня переполняло чувство симпатии к этому пожилому, усталому человеку, чья жизнь прошла в постоянных заботах, тревогах и волнениях, в борьбе и напряженном труде. И восхищение выдающимся руководителем великой страны, который, несмотря на все политические бури, крепко держал штурвал огромного корабля и всеми силами стремился вывести свои народ к новой жизни.

Когда я сказал ему несколько теплых фраз на хинди, он поднял голову и слегка улыбнулся. До сих пор слышу тихий, мягкий голос Неру, ощущаю его дружеское рукопожатие, вижу его приветливую улыбку.

“Для того, чтобы поставить перед человеком и обществом цель, во имя которой можно было бы жить и, если потребуется, умереть, - говорил Неру, - необходимо воссоздать философию жизни, которая в широком смысле этого слова заложила бы духовную основу нашего мышления и мировоззрения. Джавахарлалу Неру это удалось. Созданная Неру духовная атмосфера, философия жизни, основанная на идеалах высокой нравственности, существует в Индии и поныне.

В момент обретения независимости экономика Индии была подорвана уходом английских специалистов и притоком миллионов беженцев. Страна начала искать помощи за границей. И нашла ее в СССР. Индия представляла собой тогда гигантскую строительную площадку. Рука об руку вместе с индийцами трудились наши специалисты. Я много раз бывал в этой стране в 50-е годы и помню, как на глазах менялся ее облик. Менялись и люди. Вчерашние крестьяне становились квалифицированными рабочими, тысячи студентов наполняли высшие учебные заведения, рождалась техническая интеллигенция, воспитывались ученые, впоследствии завоевавшие мировое признание.

Индийцы в то время широко осваивали опыт Советского Союза. Сегодня пришло время поучиться у индийцев нам. Эта великая держава в невероятно короткие сроки по уровню промышленного производства вошла в десятку наиболее развитых стран мира. Научно-технический прогресс, мощный государственный сектор, эффективно действующее частное предпринимательство - основа относительной самостоятельности индийской экономики и независимого внешнеполитического курса страны. Индийский опыт доказывает, что культура людей, нравственные устои общества решают дело при осуществлении научно-технической и социально-экономической модернизации.

Многое в опыте этой великой страны могло бы помочь сегодняшней России. Однако российско-индийское сотрудничестве в настоящее время, к сожалению, переживает не лучшие времена из-за объективных трудностей в российской экономике, нестабильности нашей общественно-политической обстановки.

Пытаясь войти в мировое сообщество в качестве его равноправного члена, мы обретаем новых деловых партнеров и друзей. Это прекрасно. Но вряд ли разумно в то же время забывать друзей старых, испытанных, связанных с нами общностью интересов и многолетними добрыми отношениями. Друзей, которые в состоянии серьезно помочь и многому научить. Об этом я думаю каждый раз, вспоминая теплое рукопожатие Неру.”

Если же говорить языком дипломатических документов,то в первых числах апреля 1947 года в результате обмена письмами между Послом Индии в Китае г-ном К.Менон и Послом СССР в Китае А.А.Петровым было установлено, что Правительство СССР и Правительство Индии опубликуют одновременно в Москве и в Дели (столица Индии) следующее официальное заявление: Стремясь к сохранению и дальнейшему укреплению дружественных отношений, существующих между СССР и Индией, Правительство СССР и Правительство Индии решили обменяться дипломатическими представительствами в ранге Посольств.

Послы СССР и Российской Федерации в Индии
К.В.Новиков (1947 - 1953)
И.А.Бенедиктов (1953)
М.А.Меньшиков (1953 - 1957)
П.К.Пономаренко (1957 - 1959)
И.А.Бенедиктов (1959 - 1967)
М.Н.Пегов (1967 - 1973)
В.Ф.Мальцев (1974 - 1977)
Ю.М.Воронцов (1977 - 1983)
В.Н.Рыков (1983 - 1988)
В.Ф.Исаков (1988 - 1991)
А.М.Дрюков (1991 - 1996)
А.С.Чернышев (1996 - 1999)
А.М.Кадакин (с 1999)

Послы Индии в СССР и Российской Федерации
В.Л.Пандит (1947 - 1949)
С.Радхакришнан (1949 - 1952)
К.П.Ш.Менон (1952 - 1961)
С.Датт (1961 - 1962)
Т.Н.Кауль (1962 - 1966)
Кеваль Сингх (1966 - 1968)
Д.П.Дхар (1969 - 1971)
К.Р.Ш.Шелванкар (1971 - 1975)
Д.П.Дхар (1975 - 1976)
И.К.Гуджрал (1976 - 1980)
В.К.Ахуджа (1980 - 1983)
Нурул Хасан (1983 - 1986)
Т.Н.Кауль (1986 - 1989)
А.Гонсалвес (1989 - 1992)
Р.Сен (1992 - 1998)
С.К.Ламба (с 1998)

           IV Российско-индийские отношения в ретроспективе и  

                                            перспективе.

За 50 лет дипломатических отношений между Москвой и Дели менялось многое - международная обстановка, состав правительств в Индии и России, их политика и т.д. Исчез СССР, в России сменилась даже социальная система. Но взаимная заинтересованность двух государств в тесном сотрудничестве осталась неизменной. Визит Е.М.Примакова в декабре 1998 г. в Индию является убедительным свидетельством этого. Советский Союз установил дипломатические отношения с этой страной, даже не дожидаясь формального предоставления ей политической независимости. Индийский народ - жертва колониального насилия - пользовался неизменной симпатией советского народа. Осенью 1953 г. в Дели прибыла официальная советская делегация и начались переговоры о строительстве в Индии с советской финансовой и технической помощью Бхилаи. Обмен визитами Дж.Неру и Н.С.Хрущева с Н.А.Булганиным в 1955 г. ознаменовал собой начало длительного периода ничем не омрачаемой советско-индийской дружбы, который продолжался вплоть до распада СССР.

Российско-индийское сотрудничество в 50-60 гг. развивалось по нарастающей. Крепло взаимное доверие, формировался механизм взаимных консультаций и согласования позиций на международной арене, особенно по вопросам, живо затрагивавших интересы обеих стран.

Кульминацией советско-индийского сближения стал Договор о мире, дружбе и сотрудничестве от 9 августа 1971 г., который придал правовую основу "особым отношениям" между двумя странами и сделал эти отношения важным фактором международной жизни. Стороны сформулировали общие цели и направления сотрудничества - всеобщий мир, приверженность принципам мирного сосуществования, стремление покончить с остатками колониализма и расизма, прекращение гонки вооружений и достижение всеобщего и полного разоружения, охватывающего как ядерные, так и обычные виды вооружений. Договор предусматривал развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества во всех областях экономики, науки, техники и культуры.

За соглашением о строительстве завода в Бхилаи последовали десятки соглашений о строительстве других крупных объектов в государственном секторе, которые, в основном,создавались с финансовой помощью СССР. В 1956-1970 гг. 49,8% советских кредитов предназначалось для развития металлургии, 17,8% - нефтедобычи и нефтепереработки, 9,0% - для развития тяжелого машиностроения, 5,0% - горнодобывающей промышленности. В начале 80-х гг. на объектах, построенных при содействии СССР, производилось около 40% чугуна и стали, почти 80% металлургического оборудования, более 40% горно-шахтного и свыше 55% тяжелого энергетического оборудования, более 10% электроэнергии, значительная часть нефти и нефтепродуктов, каменного угля, приборов, медицинских препаратов и другой продукции. Одновременно со строительством промышленных объектов СССР передавал Индии технологии, привлекал к проектным работам индийских специалистов для передачи опыта. Осуществлялась крупномасштабная подготовка кадров. При содействии СССР подготовлено в общей сложности более 120 тыс. индийских специалистов.

Распад Советского Союза крайне негативно сказался на российско-индийских отношениях, особенно в сфере экономики. Если в 1990-91 гг. доля СССР в экспорте Индии составила 16,2%, а импорте - 5,8% (более 10% внешнеторгового оборота), то в1993-94 гг. - 2,9% и 1,1% соответственно (или менее 2% внешнеторгового оборота). Это при том, что на долю России в составе СССР приходилось примерно 80% советско-индийской торговли.

Утрата индийского рынка промышленного оборудования усугубила трудности российской тяжелой промышленности, особенно предприятий ВПК, которые оказались без заказов, без средств, а инженеры и рабочие, составляющие цвет научно-технической интеллигенции и специалистов, - без заработной платы. Товары широкого потребления, в том числе и индийского производства, которые СССР прежде закупал в Индии, теперь приобретались на Западе за твердую валюту.

Веским аргументом в пользу восстановления российско-индийского сотрудничества стал долг Индии России по ранее предоставленным кредитам, который превышал 10 млрд. долл., а ежегодные выплаты по которому составляли около 1 млрд. долл. Если учесть, что среди всех должников бывшего Союза Индия была чуть ли не единственной страной, которая исправно платила долги, то станет понятным, что для обескровленной и находящейся в глубоком кризисе российской экономики эти выплаты представляются жизненно необходимыми.

Обрыв российско-индийских связей тяжело сказался и на Индии. Уменьшились ее возможности для политического и экономического маневра на международной арене. В тяжелом положении оказались вооруженные силы Индии, которые оказались без запасных частей для военной техники советского производства. Понимая все неудобства зависимости армии от одного или немногих источников снабжения, Индия накануне распада СССР начала диверсифицировать источники снабжения военной техники. Однако этот процесс не получил своего завершения. Наконец, резкий спад торгово-экономических связей с Россией отразился на положении производителей товаров, которые прежде закупал СССР, а также для потребителей советских товаров, которые теперь приходилось покупать на свободном рынке.

Поворотным моментом в развитии российско-индийского сотрудничества стал официальный визит Президента России Б.Н.Ельцина в Индию в январе 1993 г. В ходе визита были подписаны Договор о дружбе и сотрудничестве и 13 межправительственных соглашений. Договор признавал преемственность с Договором о мире, дружбе и сотрудничестве между СССР и Индией от 9 августа 1971 г. и провозглашал решимость обеих стран активно развивать свои отношения в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях. В Договоре 1993 г. были сохранены положения о взаимных консультациях "по всем важным вопросам, затрагивающим интересы обеих сторон". Россия и Индия обязались незамедлительно вступать друг с другом в контакт в случае возникновения ситуаций, создающих угрозу миру или нарушение мира для согласования своих позиций в интересах устранения возникшей угрозы или восстановления мира. "Ни одна из Сторон не будет предпринимать каких-либо действий, которые могли бы представлять угрозу или нанести ущерб безопасности другой Стороне" - говорится в статье 3 Договора.

В конце июня - начале июля 1994 г. в Москве состоялась вторая российско-индийская встреча на высшем уровне. По итогам визита премьер-министра Индии Нарасимха Рао были подписаны Московская декларация о защите интересов многонациональных государств, Декларация о дальнейшем углублении сотрудничества и 9 соглашений по отдельным направлениям двусторонних отношений.

Индия приветствовала образование Содружества Независимых Государств и поддержала усилия России, направленные на утверждение духа добрососедства и сотрудничества в пространстве бывшего СССР. Она с пониманием отнеслась к озабоченности России соблюдением прав человека на территории бывшего Союза. В свою очередь Россия поддержала действия Индии по созданию атмосферы доверия в Южной Азии, налаживанию отношений добрососедства и сотрудничества между государствами этого региона.

В конце марта 1997 г. состоялись визит премьер министра Индии X.Д. Деве Гавда в Москву и его встречи с Б.Н.Ельциным и членами российского правительства. В результате переговоров правительственных делегаций подписан новый пакет документов, который включал соглашения об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве и взаимопонимании в таможенных делах, в деле защиты растений, в области физической культуры и спорта. Сторонами принято окончательное решение о строительстве российскими специалистами двух атомных электростанций в Индии. Были обсуждены вопросы расширения военно-технического сотрудничества, а также сотрудничества в области торговли, сельского хозяйства, добычи угля и нефти и т.д. Обе стороны оценили общее состояние российско-индийских отношений как высоко доверительные и близкие.

Таким образом, время, истекшие после визита Президента РФ в Индию, Москва и Дели сумели создать правовую базу двухсторонних отношений, восстановить прежний уровень доверия и наметить ряд конкретных направлений сотрудничества.

На базе достигнутых договоренностей окрепли связи между руководителями обеих стран, между парламентами, министерствами и ведомствами. Развиваются отношения между регионами, между банковскими и коммерческими структурами. В 1992 г. была учреждена Межправительственная российско-индийская комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. На трех заседаниях комиссии (сентябрь 1994 г., октябрь 1995 г. и март 1997 г.) был рассмотрен комплекс вопросов стимулирования торгово-экономических связей между двумя странами. В результате принятых мер удалось остановить падение торгового оборота, который в 1995-96 финансовом году составил около 2 млрд. долларов.

Сегодня формируется новая модель российско-индийских отношений, существо которой выражается формулой "Россия и Индия - стратегические партнеры". Официальное признание этой формулы Москвой и Дели свидетельствует о том, что и в новых геополитических условиях Россия и Индия придают важное значение отношениям друг с другом и собираются их строить на долговременной основе, что они готовы заменить прежнюю политизированную модель союзнических отношений новой, деполитизированной и более прагматической моделью партнерства, свободного от каких бы то ни было предвзятостей и основанного на принципах равенства и взаимной выгоды.

Однако формула стратегического партнерства во многом еще остается "протоколом о намерениях" и не имеет под собой достаточно глубокой научно проработанной основы и организационного обеспечения. Эта формула нуждается в дальнейшей конкретизации. Разрабатывая эту формулу, стороны должны прежде всего исходить из положений, которые не вызывают у них сомнений и которые уже зафиксированы в основополагающих документах, принятых во время встреч на высшем уровне. К числу таких положений относятся:

Первое. У России и Индии нет антагонистических противоречий. У них нет пограничных, территориальных и других трудноразрешимых проблем. Толерантность культур обеих стран, маловероятность значительных миграционных потоков населения исключают возможность возникновения конфликтов на этнической, религиозной или национальной основе.

Второе. Коренные национальные интересы России и Индии совпадают. Обе страны стремятся не допустить, чтобы на смену двуполярному миру пришел мир однополярный, с явным доминированием одной группы стран или одного "центра влияния". Оба государства осудили агрессию США и Великобритании против Ирака в декабре 1998 г. Россия заинтересована в том, чтобы Индия оставалась единой и неделимой страной, чтобы ее роль на глобальном и региональном уровнях постоянно возрастала, чтобы она заняла одно из ведущих мест в мировой экономике и политике, в международных организациях. С другой стороны, и Индии нужна великая, единая и сильная Россия, как один из важнейших центров мирового влияния.

Между Россией и Индией существуют разные подходы к Договору о нераспространении ядерного оружия и Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Это, пожалуй, самые крупные расхождения между нашими странами по ключевым международным проблемам. Но по этим вопросам Индия расходится и с США, и многими другими государствами. Расхождения такого рода существовали во времена Советского Союза и не мешали нашей дружбе. Наличие этих расхождений не мешает США и другим членам западного сообщества вкладывать миллиарды долларов в индийскую экономику.

Третье. В результате изменений геополитической ситуации в Азии и особенно на пространствах, разделяющих границы России и Индии, образовалась зона особых интересов и повышенной заботы обеих государств. Эта зона характеризуется политической и социальной нестабильностью, чревата конфликтами, которые могут иметь продолжение и на территориях России и Индии и угрожать их внутриполитической стабильности и территориальной целостности. А это значит, что российско-индийское сотрудничество в современных условиях приобретает жизненно важное значение для обеих стран.

"Доктрина Гуджрала", определяющая приоритеты внешней политики Индии и названная по имени ее автора - Министра иностранных дел, - имеет много общего с концепцией внешней политики России.

Оба государства придают первостепенное значение отношениям с соседями. Таким образом, районы, находящиеся между границами России и Индии, попадают в зону их взаимных интересов. Сотрудничество Индии с государствами Средней Азии и Казахстаном отвечает интересам России, поскольку оно служит противовесом активности соседних мусульманских стран, США и других западных государств. По той же причине Индии выгодно присутствие в этом регионе России.

Ключевую роль на азиатском материковом геополитическом пространстве, как известно, играют Россия, Индия и Китай. Для России, как и для Индии, Китай - не выбор, а судьба. При любых условиях и Россия и Индия должны стремиться к миру и взаимопониманию с этой великой азиатской страной.

Но отношения Москвы и Дели с Пекином в прошлом не были простыми. Москву и по сей день беспокоит нелегальная миграция китайцев в Сибирь и на Дальний Восток. Отношения между Индией и Китаем осложняют проблема тибетских беженцев а также удержание части индийской территории в Гималаях, захваченной китайцами в 1962 г. Но у России, Индии и Китая есть и общие интересы - мир, стабильность в Центральной Азии, противодействие исламскому и всякому другому экстремизму и сепаратизму, борьба с международным терроризмом и наркобизнесом.

Исторический опыт (в том числе и негативный) показывает, что Россия и Индия способны влиять на отношения в треугольнике Пекин-Москва-Дели. А это значит, что российско-индийское взаимодействие на этом направлении не может быть компенсировано их сотрудничеством по отдельности с любой третьей страной. В последние годы внешняя политика Китая претерпела заметные перемены. Развивается его сотрудничество с Россией и с Индией, что содействует интересам мира и стабильности в Азии.

Имеются достаточно благоприятные возможности для наращивания российско-индийского торгово-экономического и научно-технического сотрудничества. Обе страны располагают большими природными ресурсами, научно-техническим потенциалами, растущими внутренними рынками; решают сходные задачи - перестройки производства на базе современных технологий и выхода на мировые рынки наукоемкой продукции; испытывают при этом одинаковые трудности и при решении своих стратегических задач могут в основном рассчитывать на собственные силы. К тому же экономики обеих стран взаимно дополняют друг друга.

С учетом сказанного напрашивается идея - в перспективе вести дело к организации крупномасштабной кооперации природных, научно-технических и производственных потенциалов России и Индии, их растущих рынков для ускорения темпов экономического развития и обеспечения обеим странам достойного места в системе международного разделения труда. Задача не из легких. Но даже частичное продвижение в этом направлении могло бы стать серьезным ускорителем развития России и Индии.

Некоторые составляющие такой кооперации уже определены межправительственными соглашениями. Это - электроэнергетика, металлургия, электроника, информатика, ядерная физика и т.д. Но реализация этих направлений продвигается крайне медленно. Мешает многое, в том числе конкуренция транснациональных корпораций, глубоко внедрившихся в экономику Индии и захвативших за время спада индийско-российского делового сотрудничества даже те ниши на индийском рынке, которые в свое время удерживал СССР, а также неподготовленность российских коммерческих структур к условиям свободной конкуренции, недостаточное информационное обеспечение и т.д.

Есть две главные, на наш взгляд, причины, устранение которых может помочь решить все другие. Первая заключается в том, что программы сотрудничества, принятые обеими странами, имеют нередко разрозненный ("штучный") характер, недостаточно увязаны между собой. Возьмем программу военного сотрудничества, которая рассчитана до 2005 г. Как известно, российский ВПК, кроме производственных мощностей, располагает новейшими технологиями, которые могут с успехом найти применение и в гражданских областях производства, связи и т.д. Более широкий подход к программе военного сотрудничества и увязка ее с другими программами могли бы оживить обмен высокими технологиями, инвестиционное сотрудничество, которые до сих пор не получили достаточного развития. Можно было бы продумать вопрос более рационального использования индийских долгов.

Вторая причина состоит в том, что обе страны (это меньше относится к Индии и в основном касается России), пройдя через этапы прямого государственного вмешательства в экономику, слишком уверовали во всесилие решений, постановлений, соглашений и т.д. Слабо используются такие декларированные соглашениями формы сотрудничества, как совместное предпринимательство, участие в выполнении ключевых общенациональных программ друг друга и т.д.

Чтобы заработали программы и соглашения, государство должно увязать усилия разрозненных частных структур с общегосударственными интересами, создать систему поощрения именно тех родов и направлений деятельности, которые отвечают его приоритетам - в виде льготного кредитования, гарантий, развития инфраструктуры и так далее.

Разработка всеобъемлющей и долгосрочной программы двустороннего сотрудничества и механизмов ее реализации не под силу одним только государственным структурам. Представляется необходимым создать постоянно-действующую российско-индийскую общественную комиссию (семинар, конференцию и т.п.), в которую входили бы представители государственных и деловых структур, науки, общественных организаций обеих стран и которая, после тщательного изучения, могла бы вносить предложения правительственным организациям. 25 февраля 1997 г. Комитет по международным вопросам Государственной Думы Российской Федерации провел парламентские слушания на тему "Россия и Индия в XXI веке". Выслушав доклады и выступления депутатов Думы и Федерального собрания, руководителей министерств и ведомств, представителей науки и общественных организаций, Комитет заключил: "Развитие отношений с Индией является стратегическим приоритетом для России. В XXI веке роль российско-индийского сотрудничества в обеспечении государственных интересов России на международной арене будет возрастать".

Подтверждением этого вывода служат результаты двусторонних переговоров России и Индии во время двухдневного визита в Дели Е.М.Примакова в декабре 1998 г. Обсуждались вопросы дальнейшего расширения экономического, военно-технического сотрудничества. Индия чрезвычайно заинтересована в этом, ибо 70% индийского вооружения - российского производства.

Подписанное Соглашение между Россией и Индией рассчитано до 2010 г. и включает поставки изделий высоких военных технологий, в том числе баллистических ракет, атомных подводных лодок. Общий объем поставок составит примерно 16 млрд. долл.

Визит российского премьера в Индию показал, что индийско-российские отношения выходят из застоя, в котором пребывали с 1991 г., и имеют такой потенциал, что в будущем веке во многом будут определять лицо международных отношений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...