Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушение произвольных движений и действий. Классификация апраксий.

Движения будут рассматриваться как ВПФ и называться праксисом. Виды двигательной активности, которые произвольны, опосредствованы и культурно обусловлены.

В отечественной нейропсихологии праксис включается в сферу познавательных процессов

В движении есть не только исполнительная часть, но и афферентация – регуляция движения. Движения человека подчиняются задаче, установкам, личностным смыслам, воле и т.п. Движение – есть волевой акт.

Движение направлено на предмет с целью достижения или преобразования. Под предметом понимается не только материальная вещь.

Семантизация движения – его осмысливание и трансформация в регистр кодов языка (речи).

Движение как ВПФ имеет свой продукт – превращение органического мускульного и суставного моторного содержания в предметное действие. Этот продукт необходим для достижения цели действия – предмета потребности (мотива).

Движения имеют прямую и косвенную функции.

Прямая – реализация активности, связанная с поиском и достижением предмета потребности путём перемещения в пространстве, в том числе и мысленно. Движения несут знаковую и коммуникативную функции (например, мимика, интонация, темп речи).

Косвенная функция – включённость в речевой акт, в письмо, в гнозис (например, движения глаз).

Есть промежуточная функция – создание предметов потребности (художественное творчество, промышленное производство) и предметов, опосредующих само движение (инструменты, машины).

Апраксии – нарушения произвольных движений при сохранности их элементарного сенсомоторного обеспечения.

Апраксии:

· Регуляторная апраксия. Нарушается фактор произвольности в организации движений. Движения теряют целенаправленность. Движения заменяются «полевым» поведением, реализуются на внешний вызов. Нарушение построения программ движений. Нарушение контроля за реализацией составляющих движения (нарушается как контроль, связанный с выполнением самого движения, так и контроль результата движения). Эти составляющие (целеполагание, программирование, контроль) могут нарушаться по-отдельности. В онтогенезе эти составляющие движения формируются не одновременно.

При регуляторной апраксии проявляются системные персеверации. Системная персеверация – это перенос принципа действия из одной двигательной программы в другую.

· Кинетическая апраксия. Возникает при поражении заднелобных (премоторных) отделов мозга. Нарушение фактора, обеспечивающего плавность переключения от одного элемента движения к другому. Нарушается процессуальность, движение как бы рубиться на части, на отдельные элементы, нарушается «мелодика» движения (по А.Р. Лурия). Письмо становится дезавтоматизированным. Возникают элементарные персеверации – насильственные застревания пациента на каком-либо фрагменте движения. Больной теряет возможность «арестовать» один из фрагментов движения при переходе к другому (по А.Р. Лурия).

· Кинестетическая (афферентная) апраксия. Поражение нижних отделов постцентральной области. В реальности может возникать и при поражении других отделов. Нарушается обратная афферентация. Движение становится грубым, недостаточно дифференцированным. Движение теряет предметную направленность, отчуждается от свойств предмета. Обратная афферентация движений обеспечивает сонастроенность моторных программ относительно друг друга.

· Пространственная апраксия (апрактогнозия). Поражение теменно-затылочных отделов и зоны ТПО. Дефицит пространственной координации движений. Затрагивает повторение двигательных образцов, копирование движений. Нарушение ориентировки в непосредственном пространстве. Нарушение надевания одежды, застилки постели. Нарушение действий на символическом уровне

  Концепция Бернштейна о построении движений. Выделенные Бернштейном 5 уровней регуляции движений объединяет произвольные и непроизвольные движения в единую систему: руброспинальный;таламополидный;пирамидно-стриальный;теменно-премоторный;корковый «символический». первый и второй уровни ответственны за регуляцию непроизвольных движений, то 3-5 ответственны за регуляцию произвольных двигательных актов, в которых участвует движение как всего туловища, так и движения отдельных частей тела: рук (действия с предметами), лица (мимика), речевого аппарата и т.д. кольцевая функция организации движенийсравнивающее устройство (блок сличения): продолжение движенияизменение цели (т.к. не соответствует)изменение программыэффектор вносит поправки (звено обратной афферентации). Благодаря компоратору движение имеет множество степеней свободы (не только обеспечивает точность, но и может полностью изменить «дизайн движений»). производные движения (двигательный запас человека) прижизненно формируется + осознание. особенно доступны осознанию начало и конец движения. Движения имеют вертикальную организацию. Движения всегда представлены на всех уровнях вертикальной конструкции мозга (в НС) – позволяет понять активирующую функцию движения. Бернштейн: выделил различные уровни в вертикальной организации движенийкаждый уровень характеризуется определенными метафорами, мозг структурамикакой именно набор движений характерен для каждого уровнятип афферентации + какие зоны мозга включены в афферентацию на каждом уровне настоящие расстройства произвольных движений (апраксии) возникают только на уровнях D и E.правое и левое полушарие в обеспечении движений играют разные роли. Ведущая роль в праксисе – лев. полушарие (именно при его поражнеии – расстройства произвольных движений не только в контрлатеральной (прав. – противоположн.), но и во второй (ипсилатеральной) руке. НО При поражении правого полушария могут возникающего расстройства движений в левой руке (контрлатеральной) (ассиметричные эффекты). Праксис и его мозговая организация. Движения будут рассматриваться как ВПФ и называться праксисом - виды двигательной активности, которые произвольны, опосредствованы и культурно обусловлены. В отечественной нейропсихологии праксис включается в сферу познавательных процессов. В движении есть не только исполнительная часть, но и афферентация – регуляция движения. Движения человека подчиняются задаче, установкам, личностным смыслам, воле и т.п. Движение –волевой акт. Движение направлено на предмет с целью достижения или преобразования. Под предметом понимается не только материальная вещь. Семантизация движения – его осмысливание и трансформация в регистр кодов языка (речи). Движение как ВПФ имеет свой продукт – превращение органического мускульного и суставного моторного содержания в предметное действие. Этот продукт необходим для достижения цели действия – предмета потребности (мотива). Движения имеют прямую и косвенную функции. Прямая – реализация активности, связанная с поиском и достижением предмета потребности путём перемещения в пространстве, в том числе и мысленно. Движения несут знаковую и коммуникативную функции (например, мимика, интонация, темп речи). Косвенная функция – включённость в речевой акт, в письмо, в гнозис (например, движения глаз). Есть промежуточная функция – создание предметов потребности (художественное творчество, промышленное производство) и предметов, опосредующих само движение (инструменты, машины). Надо учитывать 3 аспекта анализа: о каких именно мозговых структурах идет речькакие именно движения специфичны для данного уровня.типы афферентации. В организации движений участвуют оба полушария (лево-направо и наоборот). За праксис отвечает в основном левое полушарие ГМ. Пракис – функция сугубо процессуальная. Деление на две системы условно, но оно существует, так как при поражении разных систем возникают разные симптомы. Оба звена входят в состав эфферентного звена двигательной системы. Пирамидная система. 4 -7 поля моторной зоны коры, клетки Беца. Поражение коркового звена пирамидной системы приводят к парезам и параличам определенной группы мышц: руки, ноги или туловища на стороне, противоположной поражению. Экстрапирамидальная система. Ряд базальных ядер образует стриопаллидарную систему, которая является подкорковой частью экстрапирамидной системы. Центральной структурой является бледный шар. Нарушения подкорковой зоны экстрапирамидной системы приводят к двум видам нарушений: Динамическим ― дискинезиям ― разного рода патологическим движениям и Статическим ― нарушениям позы. В систему движения включены пирамидная и экстрапирамидная система (функциональные органы). РАЗДЕЛЕНИЕ: Филогенез: пирамидная система появляется у более сложных организмов.Пирамидная система – часть коры. Экстрапирамидная система – подкорковые ядра.Насыщенность: пирамидная более сложная (множество функциональных элементов, функции которых пока не известны). по структурной организации достаточно монотонна + сюда включаются пре- и постцентральные отделы коры.в экстрапирамидной системе элементы очень сильно взаимосвязаны + взаимозаменяемы (очень много гибких звеньев (участвуют при решении одной задачи, не участвуют при решении другой). Вектор функциональной активности: пирамидная – подавление активности; обеспечивает активацию физическую (имеющая временные и пространственные характеристики, более развернутая).экстрапирамидная – активирующая функция, тоническая актуализация (более кратковременная). Поражение пирамидной системы – тонус мышц снижается, возникают парезы (частичные нарушения движений, неполные движения) + возникают параличи. экстрапирамидной системы – различные расстройства движений, включающие гиперинезы, спастические нарушения, м.б. параличи с повышенным тонусом. Эти системы работают в комплементарном взаимодействии, они дополняют друг друга. Пирамидная система обеспечивает: точность движенийдискретностьпространственно-временную организацию Экстрапирамидная система: статический компонент (поддержание позы, регистрация напряжения мышц)готовность к смене двигательного составаплавностьмимикасодружественные движения (синергии – размах руками при ходьбе)заучивание двигательных актов (навык). Экстрапирамидная система регулируется пирамидной. Мозжечок координирует взаимодействие пирамидной и экстрапирамидной систем.   12. Нарушение речи при локальных поражениях мозга. Классификация афазий. Афазия проявляется при поражении левого полушария (височных, теменных областей) у правшей. Афазия - нарушение речи, возникающее при поражении левого полушария у правшей и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности. Элементарные формы слуховой чувствительности не нарушены. Классификация афазий по Лурии. К речи относится экспрессивная речь, импрессивная речь, чтение, письмо. Все это представляет собой речевую деятельность. 1 вид афазий - сенсорная -афазия Вернике. Возникает при поражении зоны Вернике - в задней трети (22 поле) верхней височной извилины. Нарушение фонематического слуха. То есть умение отличать один звук от другого на слух. Нарушение способности различать звуковой состав слова. В грубых случаях нарушена экспрессивная и импрессивная речь. Первичный дефект - понимание речи нарушено. Больной не может понять какой звук произнесен. Звуковое различение - как звено контроля страдает. Речь больного словесный салат. В менее грубых случаях происходят замена звуков на похожие. Больные произносят подобные слова, но с заменой звуков. Замена звуков или букв - литеральная парафазия. По принципу сходства звучания б-п, в-ф. Нарушено чтение вслух и письма под диктовку. При грубых нарушениях больной может не понять, что мы ему говорим. Он услышит набор звуков. Обследование проводится по письменным инструкциям. В менее грубых случаях мы проверим фонематический слух. Для этого нужно быстро проговорить инструкцию. От больного поступит просьба повторить слова, звуки. При быстром чтении количество литературных парафазий возрастет во много раз. Пробы проводятся с усилением помех, усложненные - сенсибилизированные. При сенсорной афазии - больной очень общительный, разговорчивый. Нужно затормозить неправильную речь больного. От понимания отдельных слов к пониманию отдельных звуков. 2 вид афазий - аккустико-мнестическая. Возникает при поражении 21 и 32 поля, 2 височная извилина. Центральный фактор - нарушения слухоречевой памяти. Больной правильно понимает речь. Больной не может удержать в памяти даже небольшой слухоречевой материал. При беседе наблюдается феномен реминисценции. Больной отсрочено воспроизводит материал лучше, чем непосредственно. В грубых случаях больной не может удержать даже несколько звуков в памяти. В менее грубых случаях больной поймет и отдельные слова, но чуть добавить новую информацию, старая сразу забывается, а новая помнится. Интерференция - вытеснение новой информацией старой - помеха, явление при котором новые запоминающиеся элементы мешают воспроизведению других элементов. У таких больных наблюдается и ретроактивное торможение. В основе любой интерференции лежит торможение. А также проактивное торможение - предыдущая группа не дает запомниться последующей информации. Речь у таких больных будет изменена. Она будет скудная, часто с пропуском существительных, также может наблюдаться замена слов - вербальная парафазия. (ручка на карандаш, топор на молоток...) Письмо, чтение в принципе сохранно. Письмо не по памяти. При аккустико-мнестической афазии от понимания всего текста, к запоминанию смысла отдельных фраз и смыслоречевой памяти. 3 вид афазии - афферентная моторная афазия. Возникает при поражении 40 поля. Нижние постцентральные отделы. Нарушение афферентного кинестетического звена. Нарушение тонких артикуляционных движений. В грубых случаях больной не может произнести отдельного звука. Могут быть сохранены 1-2 слова - эмболы. Это слова, которые чаще всего произносил до заболевания. в менее грубых случаях - автоматизированные формы будут более сохранны. Это имена близких, стихи, междометия. Больной будет говорить непонятно из-за замены артикулем. Те же самые вербальные, литеральные афазии - Д, Л, Н - не по сходству фонем, а по принципу сходства артикуляции. У больного нарушен оральный праксис (не может дотронуться языком до зубов, надуть правую щеку...). Больной слышит свою ошибку, но рот не подчиняется. Больной может замкнуться. Для восстановительного обучения - нужно растормозить речь. Страдает письмо - литеральная афазия по сходству артикуляции. Страдает чтение по сходству артикулем. 4 вид афазии - эфферентная моторная афазия - 44 поле левого полушария. Нижние премоторные отделы - отвечают за кинетический фактор. Он же и будет нарушен. При нарушении кинетического фактора происходит нарушение динервации (торможения) предыдущего элемента и иннервация последующего элемента. Напоминает персеверации - элементарное застревание на операции. Возможны и системные персеверации - застревание на действии. В грубых случаях больной не сможет сказать вообще. Отдельные нечленораздельные звуки. Могут сохраниться эмболы - словесные стереотипы. Он застревает и заменяет остальные слова. В менее грубых случаях больной может произносить слова с одинаковыми слогами. Нарушается грамматический строй - возникает такой стиль речи - называется телеграфный стиль. Целое высказывание заменяется на отдельные слова. Выпадение глаголов. Вторично нарушается письмо, чтение, даже если не апраксии. 5 вид афазии - оптико-мнестическая афазия. Задействованы височно-затылочные отделы левого полушария. Нарушения - разрушение связи между словом и образом. Нарушена функция номинации. Будет длительный поиск слова. Легкие нарушения речи. Может возникнуть феномен отчуждения смысла слова. Какое-то знакомое слово воспринимается как иностранное (за которым ничего не стоит). 6 вид афазии - динамическая афазия - 9, 10, 46 поля - поражение премоторных областей, которые примыкают спереди сверху к зоне Брока. Центральные фактор - фактор регуляции. У больного нарушена речь с помощью, которой мы строим высказывания, координируем речь. Основной механизм - нарушение построения целостного высказывания. Нарушение активной продуктивной речи. Появление дефекта: отсутствие речевой инициативы. Спонтанной самостоятельной речи у больного нет. Больной говорит тогда, когда его о чем-либо спросят. Ответ будет односложным, в краткой пассивной форме. Часто возникают эхолалии - то есть повтор последнего слова, которое больной слышит. Больному будет недоступно написать сочинение. Речевые штампы могут сохраниться. Метод выявления - эксперимент заданных ассоциаций: больной назовет 2-3 слова и успокоится. Например, нужно назвать несколько предметов мебели. Нарушена предикативность речи во внутреннем плане. Страдает экспрессивная речь. 7 вид афазии - семантическая афазия - возникает при нарушении зоны TPO, 37, 39 поле. Основной дефект - нарушение "ассоциативных" факторов - обеспечивает симультанный анализ и синтез. Основной дефект - нарушение пространственного фактора в речи, пространственные и квазипространственные отношения в речи. Проявление афазии - больной выглядит довольно сохранным. Простые предложения больной понимает и говорит простыми предложениями. Если грамматически конструкция отражает пространственные или квази-пространственные отношения, то больной ничего не поймет и сказать не сможет. Реальное пространство вокруг больной может описать предлогами: в, за, над, под... Квази-пространство - то, как мы договорились на листе бумаги: верх, низ, лево, право. Или пепельница - предмет, наполненный чем-то. Или земля освещается солнцем и т.д. Затруднено понимание предложений с логическими связями, нарушение симультанного синтеза, нарушается понимание чтения. Письмо - как механический акт не нарушено, а понимание написанного - недоступно. 13. Поражения внимания при локальных поражениях мозга. Как известно, в психологии не существует единой точки зрения на проблему внимания. Это проявляется и в определении внимания как психического явления, и в объяснении различных видов и уровней внимания. Его трактуют и как сенсорный феномен, и как фактор, обеспечивающий селективность протекания всех психических процессов (С. Л. Рубинштейн), и как фактор, способствующий селективности не только психических процессов, но и эмоционально-волевых. Последняя точка зрения, как считает Е. Д. Хомская, в большей степени отвечает современным представлениям и поэтому лежит в основе нейропсихологического подхода к вниманию. Всякая организованная психическая деятельность человека характеризуется определенной избирательностью: из всей информации человек выбирает наиболее сильную или существенную, соответствующую интересам и намерениям. Эту избирательность принято называть вниманием, понимая под ним тот фактор, который выделяет существенные для психической деятельности элементы. Существует произвольное и непроизвольное внимание (непосредственная ориентировочная реакция). Физиологическими индикаторами внимания являются: изменение сердечной деятельности, дыхания, КГР, появление медленных потенциалов в коре больших полушарий. Е. Д. Хомская утверждает, что нейропсихологическое исследование различных форм нарушения внимания может дать многое для выявления как общих закономерностей, свойственных всем видам внимания, так и специфическим, характерным только для того или иного вида /41/. Еще недавно считалось, что внимание не связано с какими-то определенными структурами мозга, и что его нарушение (в виде ослабления, снижения объема, нарушения концентрации и т. д.) проявляется у любого больного человека, независимо от локализации поражения мозга. А. Р. Лурия рассматривал внимание как сложную функциональную систему, в организации которой принимают участие различные структуры мозга, каждая из которых вносит свой вклад в обеспечение данной функции. Нейропсихологические исследования позволили выделить два типа нарушения внимания — модально-неспецифические и модально-специфические. Первые характерны для больных с поражением неспецифических структур мозга: — нижние отделы ретикулярной формации (уровень продолговатого мозга и среднего мозга) являются основными механизмами перехода от сна к бодрствованию и обеспечивают элементарные формы внимания (генерализованное состояние внимания). При их поражении возникает быстрое истощение, резкое сужение объема и нарушение концентрации внимания в любом виде деятельности. Может быть компенсировано при усилении речевого контроля; — уровень диэнцефальных отделов мозга и лимбической структуры обеспечивают уровень активности. Кроме того, гиппокамп содержит нейроны, отвечающие на модально-специфические раздражения и проводящие сличение старых и новых раздражителей. В результате они обеспечивают реакцию на новые сигналы или их свойства, наряду с угашением реакции на старые, уже привычные раздражители. Поэтому гиппокамп выполняет роль «фильтрующего аппарата», который необходим для избирательных реакций на специфические раздражители; — лобные доли (медиобазальные отделы мозга) обеспечивают торможение реакции на любые побочные раздражители и сохранение направленного программированного поведения (произвольное внимание). При нарушении рассмотренных отделов мозга наступают следующие дефекты внимания: — при поражении ретикулярной формации ухудшаются все свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение). В тяжелых случаях больные находятся в полусонном состоянии, посторонние раздражители вплетаются в течение их мыслей, сознание становится спутанным; — при поражении гиппокампа нет отчетливых нарушений гнозиса и праксиса, но наблюдаются выраженные нарушения избирательности. Они проявляется в повышенной отвлекаемости больного, быстром прекращении активной деятельности, легком всплывании ассоциаций; — при поражении лобных отделов мозга ориентировочные реакции могут быть сохранны и даже патологически усилены. Налицо диссоциация между резко ослабленным произвольным вниманием и патологическим усилением непроизвольного. У такого больного нельзя вызвать устойчивое произвольное внимание по речевым инструкциям /22, 41/. Второй аспект нарушения внимания — модально-специфическая патология внимания, которая проявляется только по отношению к стимулам одной модальности (в зрительной, слуховой, тактильной сфере) и заключается в игнорировании тех или иных стимулов (специфические для данной модальности трудности осознания стимула). Выделяют зрительное невнимание, слуховое невнимание, двигательное невнимание. В их основе лежит изменение локальных активационных процессов, которые развиваются в корковых зонах соответствующего анализатора. Модально-специфическое внимание может избирательно нарушаться при локализации очага поражения в корковых зонах определенных анализаторных систем /41/. 14. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга. Нейропсихология мышления относится к числу мало разработанных разделов нейропсихологии. Следует отметить, что современная психология рассматривает мышление как активную психическую деятельность, направленную на решение определенной задачи. Как известно, мыслительная деятельность проходит стадию предварительной ориентировки в условиях задачи, стадию формирования программы и выбора средств решения задачи, стадию непосредственного осуществления мыслительных операций, стадию контроля за промежуточными и конечными результатами, стадию сличения конечного результата с условиями задачи и ожидаемым результатом. А. Р. Лурия, описывая нейропсихологические синдромы поражения различных отделов левого полушария мозга (у правшей), выделяет несколько типов нарушения интеллектуальных процессов при поражении височных, теменно-затылочных, премоторных и префронтальных отделов мозга /22, 41/. При поражении левой височной области нарушается звуковая структура речи, в то время как ее семантическая сторона остается сохранной. Поэтому у больных страдает способность выполнять последовательные вербальные операции, для осуществления которых необходима опора на речевые связи или их следы. Но, как указывает Е. Д. Хомская, у них сохраняется непосредственное понимание наглядно-образных и логических отношений. Они могут правильно оперировать пространственными отношениями элементов, выполнять арифметические операции (в письменном виде), решать задачи на поиск последовательности наглядно развертывающегося сюжета (серии сюжетных картин) /41/. При поражении теменно-затылочных отделов мозга страдает комплексный синтез элементов в группы. В данном случае дефект интеллектуальной деятельности связан с нарушением наглядно-образного мышления, требующего выполнения операций на пространственный анализ и синтез. У больных сохранно намерение выполнить ту или иную задачу, они могут составить план действий, но не могут выделить наглядные признаки и их пространственные отношения, например, в задачах на "конструктивный интеллект" (например, кубики Кооса). В этих задачах элементы, на которые распадается модель, не соответствуют тем элементам, из которых может быть составлена конструкция. Кроме того, у больных нарушено выполнение арифметических действий из-за первичной акалькулии. Поражение премоторных отделов левого полушария головного мозга приводит к изменению динамики мыслительного процесса. В основе лежит дефект внутренней речи: нарушен процесс "развертывания" речевого замысла и процесс "свертывания" речевых структур, необходимый для понимания смысла текста. В обоих случаях наблюдается изменение последовательности речевых процессов и, как следствие, нарушение динамики вербально-логического мышления, распад свернутых "умственных действий" (арифметических, вербальных и т. п.), патологическая инертность интеллектуальных актов. Но у таких больных сохранны пространственные операции и понимание логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения. При поражении префронтальных отделов мозга расстройства интеллектуальной деятельности носят сложный характер. Во-первых, они возникают вследствие нарушения ее структуры: у больных выпадает стадия ориентировки в условиях задачи, они импульсивно начинают выполнять случайные действия, не сличая их с исходными целями. Во-вторых, нарушаются операции с понятиями и логическими отношениями, страдает избирательность семантических связей. В-третьих, для лобных больных характерна общая интеллектуальная инактивность. Как показали исследования нейронной активности при решении различных умственных задач, любая интеллектуальная деятельность сопровождается активацией различных корковых и подкорковых структур. 15. Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга. Нарушения чувств · Гипертимия · Эйфория · Экстаз · Депрессия · Апатия · Дисфория · Дистимия · Чувственная тупость · Чувственная лабильность · Чувственная ригидность · Слабодушие · Идиосинкразия Локальные поражения мозга могут вызывать: · При очевидных эмоционально-личностных расстройствах личные когнитивные функции (восприятие, память, мышление, речь) остаются относительно сохранными – при поражении фронтальных отделов мозга; · Нарушения разных когнитивных процессов протекают на фоне относительной сохранности эмоционально-личностной сферы – при поражении задних отделов мозга. Латеральные различия чувственных нарушений при локальных поражениях мозга · Чувственные нарушения при поражении правого полушария всегда более выражены; · Для поражения правого полушария всегда более свойственны добродушие, веселость, безразличие к окружающему, патологический хохот; · Для поражения левого полушария более свойственны депрессивные состояния. Главные локализации поражения мозга, связанные с чувственными расстройствами: · Гипофизарно-гипоталамическая область; · Височные толики; · Лобные толики. Чувственные расстройства при поражении лобных толикой · Распространяются на все три уровня чувственных явлений; · В большей степени мучается высочайший личностный уровень чувственной сферы; · Ограничение объема чувственных реакций, исчезновение их дифференцированности, адекватности, отсутствие переживания заболевания. Латеральные различия чувственных расстройств при поражении лобной толики: Справа: · Диссоциированный нрав оценки собственного состояния; · Эйфорический фон настроения, который может перейти в нетактичное, некритическое поведение. Слева: · Нет настоящего переживания собственного заболевания; · Общий депрессивный фон настроения: негативизм, злость, насильный плач Чувственные расстройства при поражении височных толикой · Пароксизмальные аффективные нарушения, сопровождающиеся выраженными вегетативно-висцеральными проявлениями; · Неизменные чувственные нарушения в виде депрессивного настроения; · Сохранение социальной сферы чувств, их дифференцированности; · Эпилептические припадки; · Сохранение критики. Чувственные расстройства при поражении гипофизарно-диэнцефальной области: · Патология эндокринной системы; · Нарушение активационных процессов: непостоянность, завышенная реактивность, бессоница. · Выраженные вегетативные нарушения; · Чувственные расстройства с сохранением критики к собственному состоянию: аффективные пароксизмы ужаса и волнения, губокое подавление чувственных процессов. 16. Нарушения сознания при локальных поражениях мозга В общей психологиисознание - высшая форма отражения действительности, высшая форма познания, возникшая у человека в процессе трудовой деятельности по мере формирования речи. Выготский придавал сознанию решающее значение в психическом статусе человека и обосновал новый взгляд на системную психологическую структуру сознания и высших психических функций; он призывал к конкретному объективному изучению сознания как психического явления. нейропси рассматривает сознание как высшую форму отражения человеком внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного) мира в виде символов (слов, знаков) и образов, как интегративный обобщенный «образ мира» и «образ своего Я», как продукт деятельности мозга. К нарушениям сознания в психиатрии относятся такие явления (симптомы), как: ♦ различные расстройства ориентировки (в месте, времени); ♦ неосознание своего собственного состояния (себя, своей болезни); ♦ бред (бредовые суждения, не соответствующие действительности); ♦ галлюцинации (зрительные, слуховые, гаптические, обонятельные образы, часто устрашающего характера); ♦ конфабуляции (ложные воспоминания, где фигурируют и реальные, и вымышленные события); ♦ сумеречные состояния сознания и др. Такое разнообразие проявлений нарушений сознания связано с тем, что они нередко сочетаются с нарушениями памяти, аффективными, интеллектуальными, моторными и другими расстройствами. Выделены различные психопатологические синдромы: ♦ делириозный синдром; ♦ корсаковский синдром; ♦ эпилептические синдромы; ♦ синдромы помрачения сознания; ♦ синдромы оглушенного сознания; ♦ синдром онейроидного состояния сознания и др. Для некоторых нозологических форм установлены органические основы заболевания и, следовательно, органические основы изменения сознания. К их числу относятся болезни Альцгеймера, Пика, Паркинсона, сенильная деменция, делирий и др. В этих случаях психические расстройства и нарушения сознания связывают с атрофическими процессами в коре головного мозга и подкорковых структурах (передних или задних). Возможности для изучения мозговой организации сознания открывает клиника локальных поражений ГМ: 1. Ствол мозга (неспецифические образования разных уровней ствола). Поражение стволовых структур приводит к нарушениям сознания по типу комы, отключения (absence). Эти нарушения могут носить как приступообразный, пароксизмальный, так и устойчивый характер. 2. Диэнцефальные (гипофизарно-гипоталамические) структуры (неспецифические образования в области III желудочка). Поражение этой области (или хирургическое вмешательство в нее) также приводит к нарушениям сознания по типу отключений. 3. Структуры лимбической системы (поясная кора, мозолистое тело, гиппокамп, амигдола и др.). Поражение этой зоны, как правило, ведет к появлению спутанного состояния сознания, сочетающегося с нарушениями памяти, имеющими пароксизмальный или стабильный характер. Возможны устрашающие галлюцинации, полная дезориентировка в себе, в окружающем (пространстве, времени). 4. Медиобазальные отделы коры лобных и височных долей, являющиеся корковым уровнем неспецифической системы. Поражение этих отделов может проявляться в виде нарушений сознания по типу отключений (в остром периоде заболевания) либо в виде контаминаций, трудностей ориентировки во времени, в собственном состоянии, а также в виде нарушений семантической памяти, осознанности психических процессов. В спокойные периоды заболевания симптомы нарушений сознания обычно проявляются в мягкой форме. 5. Премоторные отделы мозга (передняя эпилептогенная зона). Поражение этих отделов приводит к эпилептическим припадкам (эпилепсия Джексона) — нарушениям сознания по типу отключений и общим судорожным припадкам, которые начинаются с двигательной ауры (поворота головы, глаз, туловища в сторону, противоположную очагу поражения). Возможны «малые» припадки (без ауры) с кратковременным отключением сознания (по типу petit mal). Эпилептогенные зоны находятся также и в других областях мозга — в медиальных отделах височной области, в затылочной коре (задняя эпилептогенная зона). Тогда припадкам с потерей сознания предшествует соответствующая аура. 6. Префронтальные (преимущественно корковые) отделы мозга. Поражение этих отделов (особенно двухстороннее) сопровождается различными нарушениями сознания по типу расстройства ориентировки в окружающем (особенно во времени), в себе. Наблюдаются конфабуляции, спутанность сознания, психические автоматизмы. Как правило, эти нарушения имеют стабильный характер. 7. Корково-подкорковые структуры правого полушария (у правшей), расположенные в лобных и передневисочных областях мозга. Их поражение часто ведет к расстройствам сознания в виде деперсонализации, нарушений самосознания, а также к явлениям анозогнозии, игнорированию звуковых стимулов, поступающих слева. Нарушения сознания обычно имеют стойкий характер. 8. Корково-подкорковые структуры правого полушария (у правшей), расположенные в задневисочных, теменных, затылочных областях мозга. Поражение этих структур ведет к явлениям анозогнозии и левостороннему игнорированию зрительных и тактильных стимулов. Возможна «односторонняя фиксированная гемианопсия» (когда больной не осознает слепоты на левую половину зрительного поля), а также односторонние оптико-пространственные нарушения в виде игнорирования левой части изображения (например, когда больной рисует только правую половину дома, человека и т. п.). 9. Корково-подкорковые области передних (лобных) и средних (височно-теменных) отделов левого полушария. Поражение этих структур сопровождается нарушениями сознания по «речевому»типу, когда дезориентировка в себе и окружающем (пространстве, времени) протекает на фоне речевых расстройств (разных форм афазий). Нарушения сознания и речи носят устойчивый характер. Следует отметить: 1)в мозге нет какого-либо одного «центра сознания», существует много областей, поражение которых приводит к расстройствам сознания; 2) нарушения сознания различны по характеру; 3) существует оп
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...