Особенности развития конфликтов
В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США Осмысление природы конфликтов в общественной жизни не могло остановиться на рассуждениях Аристотеля и Томаса Гоббса. Развитие различных регионов мира, становление капитализма, войны и революции, происходившие в Европе в XVII-XIX вв., давали богатый материал для размышлений и для теоретических выводов мыслителям самых разных направлений. Во второй половине XIX в. большое распространение в Евро- пе, а вслед за нею и в России получила марксистская интерпрета- ция исторического процесса. В основу этой концепции была по- ложена теория классовой борьбы как главной и доминирующей формы конфликта, пронизывающего всю историю человечества и принимающего своеобразные формы на разных этапах этой ис- тории. Для капиталистической общественно-экономической фор- мации главным стержнем являлась борьба между трудом и капи- талом, или между рабочим классом и классом буржуазии. С точ- ки зрения тех позиций, которые разрабатывались основополож- никами и последователями марксистской теории, государство, как и другие политические институты, не являлось ни представите- лем интересов всего общества, ни арбитром в споре между кон- фликтующими группировками. Всякое государство - лишь ко- ">7 митет, управляющий делами господствующего класса. Оно - по определению - носит классовый характер. Сам конфликт между классами принимает развитые формы лишь тогда, когда эксплуа- тируемая масса осознает действительную роль политических ин- ститутов, когда острие борьбы оказывается направленным имен- но против политического устройства общества, против государ- ства. В ниспровержении старых форм государственности и в ус-
тановлении новых ее форм европейские и российские марксисты видели суть пролетарской, социалистической революции. Наиболее известные современные историки общественной мыс- ли, как, например, Ральф Дарендорф (Германия) или Антони Гид- денс (Великобритания), рассматривают марксизм в качестве весь- ма влиятельного направления, которое оказывает значительное воз- действие на формирование сложившихся ныне способов понима- ния действительности. Они подчеркивают, что в теории марксизма был обобщен опыт европейской истории, в особенности таких ее важнейших событий или процессов, как индустриальная револю- ция в Англии и Великая Французская буржуазная революция (1789- 1793). Девятнадцатое столетие в Европе действительно прошло под знаменем острой политической борьбы между рабочим классом и классом предпринимателей. Рабочие европейских стран добились восьмичасового рабочего дня, законодательного запрещения исполь- зования детского труда на фабриках, создания не только системы рабочего и трудового законодательства, но и парламентских инсти- тутов, гарантирующих претворение в жизнь соответствующих прав. В подавляющем большинстве европейских стран классовый кон- фликт развивался таким образом, что государство должно было принимать законы под воздействием классовой борьбы, под воз- действием рабочего класса, сформировавшего свои профессиональ- ные и политические организации. Политические партии социал- демократического характера и национальные профсоюзы заняли важное место в политической жизни всех развитых европейских стран. Экономически господствующий класс предпочитал уступки рабочему движению, оформленные с помощью законодательства и права, тем потрясениям и разрушениям, которые могли бы после- довать в случае его неуступчивости и пример которых демонстри-
ровал опыт российской политической истории. Европейское общество вошло благодаря этому в XX в. с боль- шим опытом разрешения и примирения конфликтов. В ходе ост- рой политической борьбы вырабатывалась культура компромис- са - основа основ европейской политической жизни. Не менее важен и интересен был в этом отношении и опыт США. XIX в. для этой страны, особенно начало века, - век ин- дивидуализма, ожесточенной конкурентной борьбы. Это время, порождающее своеобразный психологический типаж американ- ца, известный под названием 5е1г-опепгеа регкопаШу, т.е. личнос- ти, ориентированной на самое себя. Этот человек не мог пола- гаться на защиту закона и должен был сам отстаивать свое право на жизнь, нередко это приходилось делать с оружием в руках. Рассказы Джека Лондона, повести Фолкнера дают достаточно яркое представление об американское культуре этого времени. Классовый конфликт в США развивался несколько в иных фор- мах, чем это было в Европе. В середине прошлого века он перемес- тился в сторону конфликта между Севером, представлявшим инте- ресы индустриального развития страны, и Югом - сосредоточени- ем своеобразной феодальной суверенности штатов, господствующие круги которых развивались на экономической основе рабского тру- да чернокожих. Гражданская война между Севером и Югом разре- шила этот конфликт в пользу капиталистического способа произ- водства и отмены рабства. Таким образом сложились предпосыл- ки для формирования современных Соединенных Штатов Аме- рики. США, следовательно, прошли в своем историческом раз- витии через известную и разрушительную фазу насилия, которое послужило уроком для будущих поколений граждан этой страны. По мере преодоления наследия гражданской войны уходила и культура <дикого Запада>, основным атрибутом которой был шес- тизарядный кольт. Становление бизнеса в крупных масштабах оказалось несовместимо с произволом и неожиданностью соци- ального поведения личностей, ориентированных на себя. Посте- пенно крупные формы и монополии перерабатывали огромный человеческий материал, превращая 5е1т-опеп1еа рег8опа1ку в о1Ь- ег-опеШеа регеопаИгу, в совершенно иной социально-психологи-
ческий типаж, формирующийся под доминирующим воздействи- ем бюрократической культуры. Этот процесс переработки чело- веческого материала зафиксирован не только в художественной, но и в социологической литературе. Речь идет об исследованиях Уайта <Человек организации> и о знаменитой книге Дэвида Рис- мена <Толпа одиноких>. В ходе этих преобразований формировалась своеобразная куль- тура преобразования и разрешения конфликтов. В отличие от Ев- ропы, в США гораздо меньшее значение имеет при разрешении конфликтов общефедеральное или общегосударственное законода- тельство. Гораздо большее значение приобретают фирмы и ком- пании, с одной стороны, а с другой стороны, - местные власти. Кризис конца 20-х годов, или экономическая депрессия, как его называют, сыграл огромную роль в формировании американской культуры преодоления конфликтов. Именно в это время под ру- ководством социального психолога Элтона Мэйо была проведена серия экспериментов по организации производства, в ходе кото- рых возникла теория человеческих отношений, упорно отвергав- шаяся догматическим марксизмом. Суть этой теории в выявлении психологической составляющей как самостоятельного и очень важ- ного компонента организации производственного процесса. При- знание значимости работника как человеческого существа опро- вергало рационалистический тейлоровский подход к организации производства. Новые подходы исходили из той предпосылки, что работник - человек и гражданин, а не простая функция производ- ственного технологического процесса. Открытие Мэйо способст- вовало изменению психологического климата на производстве и прежде всего в деятельности больших компаний и предприятий. Управленческий персонал обязан был получить багаж определен- ных социологических и психологических сведений и навыков, применение которых предотвращало производственные конфлик- ты и обеспечивало стабильность экономической деятельности. В политическом плане чрезвычайно важным был <новый курс>,
предложенный Ф.Д. Рузвельтом, в основу которого была положе- на идея гражданственности, ограничения аппетитов монополий во имя национальных интересов. Можно сказать, что <новый курс> и концепция человеческих отношений стали общезначимыми цен- ностями американского образа жизни, сыгравшими огромную роль в практике предотвращения конфликтов и их регулирования. Те- перь каждый американец воспитывается на основе усвоения таких истин: конфликты существуют, они правомерны и избежать их невозможно, так как каждый человек имеет свои собственные ин- тересы, которые он вправе отстаивать; однако обострение кон- фликта способно нанести людям, участвующим в этих конфлик- тах, гораздо больший ущерб, нежели тот выигрыш, который мож- но было бы ожидать, настаивая на своих собственных интересах - ибо другие люди также обладают своими интересами, и они будут их отстаивать с не меньшим энтузиазмом, если дело дойдет до угрозы их ущемления; лучший способ добиться реализации своих интересов - открытый переговорный процесс с теми, от кого за- висит возможность реализации этих интересов. В конце концов можно найти такой вариант в ходе переговоров, при котором ни одна из сторон не будет ущемлена. Примером такой переговорной практики являются рыночные отношения, отношения договора и сделки, в ходе которых всегда идет определенная прикидка воз- можных выгод и потерь от той или иной акции. Весьма интересно и развитие внутреннего политического кон- фликта в американском обществе, характеризующемся достаточ- но высокой степенью стабильности и устойчивости. Механизм этой устойчивости в значительной мере обусловлен ритмом по- литической жизни США - четырехлетним сроком президент- ского мандата в соответствии с Конституцией. Автор книги <Со- циальный конфликт и социальные движения> Антони Обершелл - один из наиболее известных представителей социологии кон- фликта - так характеризует противостояние двух основных по- литических традиций в рамках американской демократии: <внутри американской демократической политической тради- ции, основанной на идеалах политического равенства и принци- пах народного суверенитета и правления большинства, всегда су- ществовала и будет существовать - и скорее всего будет существо- вать всегда - напряженность между элитистской (Гамильтонов- ской) и популистской (Джефферсоновской) ориентациями. Дей- ствительно, каким образом предпочтения большинства народа могут быть превращены в закон? Те, кто не доверяют народной мудрос-
ти, и те, кто, напротив, не доверяют мотивам народных избранни- ков и хотят минимизировать неравенства, являющиеся результа- том политической дифференциации граждан, предпочитают раз- личные формы структурной организации претворения демократи- ческих принципов в жизнь. Популисты считают, что законодате- ли - это необходимое зло и они должны быть лишь исполнителя- ми народной воли. Элитисты рассматривают законодателей в ка- честве полезного посредника между предрассудками обществен- ного мнения и формированием общественной политики. Попу- листы выступают за частые и прямые выборы, имея в виду, что первичные выборы проверяют влияние партийных боссов, дейст- вующих группами и объединенно. Они используют референдум как противовес влиянию законодателей. Элитисты находятся в оппозиции к этим институтам. Распространение элитизма подры- вает демократию в пользу олигархии. А распространение популиз- ма вполне может содействовать установлению диктатуры и подав- лению прав меньшинств нетерпеливым большинством. Успех де- мократической традиции в значительной мере основывается на противоречиях и напряженности, существующей между этими дву- мя конфликтующими ориентациями, так как это позволяет обес- печить реформирование и перестройку демократических институ- тов изнутри в соответствии с новыми обстоятельствами и новыми политическими силами> (11). Мы привели это высказывание Обершелла для того, чтобы проиллюстрировать наличие по меньшей мере двух трактовок са- мой демократии - популистской и элитистской, - которые ока- зываются весьма существенными даже при условиях функциони- рования хорошо отлаженных институтов демократического устрой- ства общества. Позиция Обершелла лишь иллюстрирует тезис о весьма высокой сложности демократического общественного уст- ройства, которая не просматривается при одномерном противопо- ставлении демократии и тоталитаризма (12).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|