Проблема конфликта в контексте
РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ Рассмотрев вкратце европейские и американские подходы к конфликту, остановимся и на российской традиции или на рос- сийских традициях и подходах к решению конфликтных ситуа- ций. Исходный момент здесь заключается в том, что российское общество XIX в. было расколотым обществом. Крестьянская и дворянская культура, крестьянский и дворянский образ жизни соприкасались и порою весьма тесно, но почти не перекрещива- лись между собою. Это достаточно обстоятельно зафиксировано в художественной литературе, в классических ее образцах. На этой основе в России развертывается и нарастает политический кон- фликт, первым знаком которого было восстание декабристов 1825 г. Поражение восстания оказалось обусловленным не только мо- щью самодержавия, но и в не меньшей степени расколом самой революционной группы на сторонников умеренных преобразо- ваний и радикалов. Крупный шаг в разрешении фундаментального национального конфликта был предпринят в ходе реформ 60-х годов. Речь идет об отмене крепостного права в 1861 г. (время гражданской войны в США и жесткого очерчивания интересов национальных государств в Европе в качестве определенного протеста на доминирование российских интересов после 1815 г.). Однако и в этот процесс вме- шивается российский радикализм и максимализм. После собы- тий 1 марта 1881 г. начинается эпоха реакции и контрреформ, характерная для всего царствования Александра III. Эта же ли- ния боязни реформирования общества прослеживается в качест- ве доминирующей и в царствование Николая II. Русская общест- венная мысль в этих условиях раскалывается. Одна линия связа- на с воспеванием революции, другая - с ее проклятиями. Между
ними нет промежуточных вариантов и точек соприкосновения. Главный конфликт конца Х1Х-начала XX в. носит не классовый характер, как в это время в Западной Европе, а общедемократи- ческий, гражданский характер. Это конфликт между деспотизмом и произволом самодержавной монархии, с одной стороны, и об- щегражданскими правами пробуждающегося к самостоятельной жизни населения страны - с другой. В идеологическом плане по- люса политической жизни закрепляются, с одной стороны, в кон- цепциях религиозно-мессианского характера и предназначения России к неким великим свершениям и, с другой стороны, в про- западнических революционных теориях, берущих на свое воору- жение идеи насильственных революционных преобразований. В разных вариантах российского мировоззрения проблема кон- фликта занимала различное место. Христианская религиозная философия обращалась к идее со- борности, которая, по сути дела, не оставляла места для понима- ния каких-либо конфликтных отношений. Личность здесь раство- рялась в целостности народа, церкви, религии и государства. Кон- фликт мог рассматриваться с этой точки зрения лишь как ересь, отклонение от русской православной идеи и, естественно, должен был преследоваться и наказываться. Революционные доктрины рассматривали конфликт прежде всего в терминах эксплуатации, личной зависимости и, несколько позже, в терминах классовой борьбы с указанием на классовую природу государства, о чем говорилось выше. На российской поч- ве была развита теория трех форм классовой борьбы - экономи- ческой, политической и идеологической, - сыгравшая огромную мобилизующую роль в ходе революционных преобразований. Либеральные теории и доктрины не получили особого распро- странения на российской почве. Кадетская партия, хотя и облада- ла известной политической устойчивостью, не имела особого вли-
яния на принятие политических решений ни в годы распутинщи- ны, ни тем более в постреволюционный период, когда она оказа- лась одной из первых запрещенных политических организаций. Крайняя идеологизация конфликта, использование таких фор- мул, как <если враг не сдается, его уничтожают> или <кто не с нами, тот против нас>, стали, по сути дела, трагической особен- ностью российской истории, содействовавшей превращению ре- волюции в гражданскую войну, а впоследствии - установлению тоталитарного политического режима. В российском националь- ном самосознании было очень мало места для терпимости, для понимания точки зрения противоположной стороны, для посред- нической деятельности в любых ее вариантах. Великие цели тре- бовали великих жертвоприношений. Никто не хотел уступать, и свою правоту каждый был готов отстаивать ценой собственной жизни, не говоря уже об имуществе, собственности и прочих 3-690 меркантильных интересах, которые отчуждались любыми вари- антами русского национального самосознания. Идеал <духовнос- ти>, к которому теперь столь часто обращаются, отнюдь не спо- собствовал началу смирения и кротости. Наоборот, он требовал самопожертвования. В этом плане чрезвычайно поучительна и роль толстовства как примиренческой идеологии, как попытки отстоять принцип непротивления злу насилием. Прежде всего не следует забывать, что великий русский правдолюбец был предан анафеме ортодок- сальной православной церковью, что для него было большим ис- пытанием. Но и преклонение перед Толстым, стремление обрес- ти в нем учителя жизни, характерное для интеллектуальных кру- гов второй половины первого десятилетия, т.е. для эпохи после- революционной (после первой русской революции 1905 г.), не ока- залось источником действия. Примиренческий потенциал, заложен- ный в толстовстве, оказался невостребованным. Слишком велики оказались людская злоба и ненависть, аккумулировавшие в себе целые века взаимного отчуждения, господства и подчинения, при- нуждения и насилия, борьбы против этого насилия, выразившей- ся в истории российских бунтов или крестьянских войн, не при-
водивших страну к победе новых религиозных канонов. Более того, они оказались сконцентрированными на очень узком поле политического пространства, где почти каждое действие усугуб- ляло это чувство взаимной неприязни и ненависти. Что касается послереволюционного периода (после 1917 г.), то, во-первых, в этот период утвердились концепции классовой борьбы; во-вторых, масса ненависти после гражданской войны оказалась неисчерпанной; в-третьих, образ или стереотип <врага народа> стал одним из господствующих политических стереоти- пов в массовом сознании. Официальная доктрина догматизиро- ванного марксизма, а с 1929 г. <марксизма-ленинизма> играла ог- ромную роль в мобилизации психологической энергии масс на преобразования такого масштаба, которые нельзя сравнивать с петровскими преобразованиями. Человек, личность был лишь ма- териалом истории, ничтожной частью всемирных деяний, направ- ленных на торжество <справедливости> во всемирно-историчес- ком масштабе, с точки зрения которого <личная справедливость> и личная судьба были лишь помехой. Классовая битва шла в исто- рическом масштабе, конфликты на более низких уровнях не мог- ли иметь самостоятельного значения. Такой подход к действительности, точнее говоря, такой спо- соб видения и конструирования социальной реальности объяс- няет тот факт, что хотя в советской обществоведческой литера- туре обсуждалась проблема противоречий в разных ракурсах, но это обсуждение никогда не опускалось до дискуссии о конфлик- те, который имел вполне конкретный и осязаемый характер. На- оборот, долгое время в качестве установочной точки зрения по отношению к литературе и искусству господствовал принцип бес- конфликтности, согласно которому конфликты могли иметь место лишь в качестве пережитков прошлого или быть свойством чуж- дой классовой среды. Считалось, что в советском обществе до- стигнуто единство и даже сами противоречия играют в нем все боле,; относительную роль.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|