Судебная система. Органы контроля
Судебная система Литвы включает Верховный суд, Апелляционный суд, окружные и апилинковые (местные) суды. Согласно Конституции для рассмотрения административных, трудовых, семейных и других дел могут быть учреждены специализированные суды. До своего упразднения в 1998 г. в качестве специализированного в Литве действовал также Хозяйственный суд. В настоящее время в качестве специализированного в Литве действует Хозяйственный суд. Суды с особыми полномочиями в мирное время учреждаться не могут. Компетенция и порядок образования судов определены Законом "О судах Литвы" от 31 мая 1994 г. Верховный суд является высшим судебным органом в Литве. Он руководит юрисдикционной деятельностью всех других судов, анализирует и обобщает судебную практику и статистику. Местные суды рассматривают основную массу дел; решения в них принимаются единоличным судьей. Принятые ими решения могут быть обжалованы в окружные суды, которые (как и вышестоящие суды) рассматривают дела в составе трех судей. Институт народных заседателей был отменен в конце 1994 г. Хозяйственный суд решает споры между предприятиями и другими коммерческими организациями. Закон о судах предусматривает особый орган - Сенат судей, который состоит из председателей Верховного, Апелляционного и окружных судов, а также председателей и членов департаментов Верховного суда. Сенат рассматривает судебную практику и дает рекомендации по применению законов, а также рассматривает жалобы на решения судейских квалификационных коллегий и судов чести. В соответствии с Законом "Об учреждении административных судов" от 14 января 1999 г. в Литве были учреждены отделение административных дел Апелляционного суда, Высший административный суд, административные суды Вильнюсского, Каунасского, Клайпедского, Шяуляйского и Паневежского округов. Административные суды рассматривают вопросы законности административных правовых актов, споры, возникающие в сферах общественного управления и налогов.
Судьи Верховного суда, а из их числа - председатель назначаются и освобождаются Сеймом по представлению Президента Республики. Судьи Апелляционного суда, а из их числа - председатель назначаются Президентом Республики с одобрения Сейма. Назначение судей и председателей апилинковых, окружных и специализированных судов и изменение места их работы осуществляются Президентом. Советы относительно назначения, повышения, перевода или освобождения от занимаемых должностей Президенту дает специальная судейская институция. Эта институция была учреждена в феврале 1995 г. на съезде судей путем прямых выборов. Конституционный суд не входит в судебную систему. Он принимает решение о соответствии законов и других актов Сейма Конституции, а актов Президента Республики и Правительства - Конституции и законам. Конституционный суд представляет заключения относительно того: 1) имелись ли нарушения законов о выборах в ходе выборов Президента Республики или членов Сейма; 2) позволяет ли состояние здоровья Президента Республики исполнять им в дальнейшем свои обязанности; 3) не противоречат ли Конституции международные договоры Литовской Республики; 4) противоречат ли Конституции конкретные действия членов Сейма и государственных должностных лиц, в отношении которых возбуждено дело об импичменте. Статус Конституционного суда и порядок осуществления его полномочий установлены Законом "О Конституционном суде" от 3 февраля 1993 г. Суд состоит из 9 судей, назначаемых на 9 лет и только на один срок полномочий. Состав Конституционного суда каждые три года обновляется на 1/3.
Прокуратура - независимая часть судебной власти. Структура и порядок деятельности установлены Законом "О прокуратуре" от 13 октября 1994 г. Она состоит из Генеральной прокуратуры при Верховном суде, региональных прокуратур при окружных судах и местных прокуратур при местных судах. Прокуроры поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, производят уголовное преследование, контролируют деятельность органов дознания. Защиту граждан в Литве осуществляет независимая адвокатура, действующая на основании Закона "Об адвокатуре" от 6 октября 1992 г. Система защиты прав граждан в Литве включает и институт, аналогичный омбудсману (парламентскому уполномоченному по правам человека). Согласно Конституции жалобы граждан относительно злоупотреблений или бюрократизма со стороны государственных должностных лиц (за исключением судей) и должностных лиц самоуправлений рассматриваются контролерами Сейма. Они вправе вносить предложения в суд об освобождении виновных должностных лиц от занимаемых должностей. При необходимости Сейм создает и другие институты контроля. Финансово-экономический контроль в стране осуществляет орган, именуемый "Государственный контроль". Руководство им осуществляет Государственный контролер, который назначается Сеймом на 5 лет по представлению Президента Республики. Государственный контроль осуществляет надзор за законностью управления государственным имуществом и его использования и за исполнением государственного бюджета. Государственный контролер представляет в Сейм заключение о годовом отчете об исполнении бюджета.
Лихтенштейн Княжество Лихтенштейн
Государственное устройство Правовая система Судебная система. Органы контроля Литература
Государство в Центральной Европе, расположено между Швейцарией и Австрией. Территория - 160 кв. км. Столица - г.Вадуц. Население - 31 тыс. чел. (1998 г.). Официальный язык - немецкий. Религия - католицизм (87% населения). Княжество было основано в 1719 г., когда произошло объединение феодальных владений Вадуц и Шелленберг под управлением семьи Лихтенштейн. В 1923 г. Лихтенштейн заключил договор о таможенном союзе со Швейцарией. Последняя представляет дипломатические и консульские интересы княжества за рубежом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|