Государственное устройство
Мадагаскар - унитарное децентрализованное государство. Административно-территориальное деление - 6 фаритани (автономных провинций). Действует Конституция Республики Мадагаскар, одобренная на референдуме в августе 1992 г. и существенно измененная в 1998 г. Многие ее положения концептуально основаны на французской конституции 1958 г. По форме правления Мадагаскар - суперпрезидентская республика. Политический режим - демократия в процессе становления. В 1996 г. здесь впервые в Африке был осуществлен импичмент главы государства. Законодательную власть осуществляет Парламент, состоящий из двух палат: Национальной ассамблеи (избирается всеобщим прямым голосованием на 4 года) и Сената (60 сенаторов избираются главами муниципальных образований и канцлерами провинций страны, 30 - назначаются лично Президентом Республики, те и другие сроком на 6 лет). Первое заседание Сената открылось в мае 2001 г. после 29-летнего перерыва. Конституция ограничивает законодательные полномочия Парламента определенным кругом вопросов, за пределами которого регулирование осуществляется декретами в порядке регламентарной власти. Глава государства - Президент, избираемый всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет. Его конституционные характеристики во многом совпадают с таковыми французского главы государства: он гарантирует своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, национальную независимость и территориальную целостность. Президент назначает и смещает Премьер-министра, а по представлению последнего- всех других членов Правительства, является верховным главнокомандующим, может осуществлять законодательные полномочия посредством ордонансов в порядке чрезвычайного или делегированного законодательства, вправе распускать Национальную ассамблею "по определенным причинам". Наиболее важные решения Президента оформляются в виде декретов, принятых в Совете министров.
Исполнительная власть осуществляется Правительством. Согласно Конституции Премьер-министр является главой Правительства и проводит в жизнь общую политику государства. Он председательствует на Совете Правительства (Conseil de Gouvernement). Правительство несет ответственность как перед главой государства, так и перед Парламентом. Если Национальная ассамблея большинством в 2/3 голосов вынесет вотум недоверия Правительству, последнее должно подать в отставку.
Правовая система
Общая характеристика
Правовая система Мадагаскара носит смешанный характер. Господствующие позиции в ней занимает заимствованное у Франции европейское право, в то время как в регулировании многих общественных отношений значительную роль продолжает играть малагасийское обычное право. В соответствии с малагасийским законом от 19 июля 1961 г. нарушение обычая было приравнено к нарушению закона. До аннексии Мадагаскара Францией на острове, как и в Тропической Африке, действовало только обычное право. Однако если в странах Тропической Африки обычное право оставалось неписаным, то на Мадагаскаре в 1885 г. был издан закон "305 параграфов", представлявший собой кодификацию местных уголовно-правовых обычаев. С приходом французов началось внедрение европейского права. Так, в 1911 г. на острове были введены Гражданский и Торговый кодексы Франции, действующие здесь и поныне. После ликвидации колониального режима большинство французских кодексов изданы с некоторыми изменениями в качестве национальных малагасийских кодексов. В 1962 г. таким образом были приняты УК, УПК, ГПК.
Основным источником права в современном Мадагаскаре является законодательство, система которого заимствована у Франции. К законодательным актам относятся обычные и органические законы, ордонансы и декреты. Конституция предоставляет законодательные полномочия не только национальному Парламенту, но и провинциальным советам, которые принимают законы по указанным в Конституции вопросам ведения провинций. Кроме того, каждая провинция имеет свой уставной закон (loi statutaire), закрепляющий подробности организации местной власти.
Гражданское и смежные с ним Отрасли права
Основными источниками гражданского и торгового права остаются Гражданский и Торговый кодексы, введенные французскими колониальными властями. В период независимости развитие гражданского законодательства пошло по линии упрощения и приспособления к современным условиям. В частности, ордонансом 1962 г. о доказательствах гражданских обязательств отменена регистрация всех актов и соглашений, заключаемых населением, которая вносила чрезмерный формализм и затрудняла развитие торгового оборота. 9 июня 1965 г. в Республике был принят закон об основаниях возникновения обязательств, который можно приравнять к частичной реформе обязательственной части гражданского права. В целом он выработан в соответствии с французским правом, однако законодатель принимал во внимание не только французский ГК, но и французскую судебную практику. Поэтому он в значительной степени отличается от наполеоновского кодекса. Закон состоит из двух больших разделов. В разделе первом рассматриваются юридические акты; он, в свою очередь, подразделяется на главы о договорах, договорной ответственности и регулировании одностороннего волеизъявления, создающего обязательства. Раздел второй закона озаглавлен "Юридические факты". Он состоит из двух глав - о недоговорной ответственности; о ведении дел без поручения и неосновательном обогащении. Вопросы брака и развода регулирует ордонанс 1962 г. Допускается заключение брака в соответствии с обрядами традиционного права, однако впоследствии такие браки подлежат официальной регистрации. Несмотря на то что полигамия была формально отменена еще в 1868 г., мужчина может с разрешения "старшей" жены обзавестись второй и последующими "женами", если от первой нет детей или он достаточно богат, чтобы содержать и других.
В период социалистической ориентации право частной собственности и предпринимательская деятельность были сильно ограничены. Конституция Демократической Республики Мадагаскар 1975 г. (ст.25) устанавливала, что государство признает за отдельными трудящимися право заниматься частной деятельностью в рамках, установленных законом, если она не предполагает эксплуатации чужого труда и не противоречит духу и целям Хартии малагасийской социалистической революции. По Конституции 1992 г. было вновь гарантировано право на свободное предпринимательство. Первый трудовой кодекс независимого Мадагаскара был принят в 1960 г. на основе колониального французского Кодекса о труде 1952 г. В период социалистической ориентации он был заменен Кодексом о труде 1975 г., разработанным с участием профсоюзов. Этот кодекс не внес принципиальных корректив, но предусмотрел ряд улучшений для трудящихся (запрет дискриминации в связи с профсоюзной деятельностью, введение обязательных коллективных переговоров, запрет коллективных увольнений без согласия властей и др.). В декабре 1976 г. была одобрена Хартия социалистического предприятия, предусматривавшая принцип участия трудящихся в управлении предприятиями. Действующий Трудовой кодекс 1995 г. закрепляет все основные права работников, включая право на объединение в профсоюзы, заключение коллективных соглашений и на забастовку.
Уголовное право и процесс
С 1946 г. единым источником уголовного права для всего населения Мадагаскара стал УК Франции 1810 г. в форме, несколько отличной от той, которая применялась в метрополии. После провозглашения независимости он был сменен УК 1962 г., который остается основным источником уголовного права страны. В основе действующего УК также лежит французский кодекс по состоянию на 1958 г. В УК 1962 г. были внесены и некоторые изменения. связанные с принятием более суровой системы наказаний и увеличением конкретных санкций по многим составам преступлений. Так, Закон от 10 июля 1962 г. предусматривал запрет проживания в определенной местности для лиц, которые "по общему мнению" считаются "скотокрадами".
Уголовный кодекс предусматривает смертную казнь за некоторые преступления против безопасности государства, в том числе за подстрекательство к гражданской войне, восстание, причинение ущерба государственному имуществу и измену. Она также является обязательной мерой наказания за умышленное убийство, применение пыток, поджог, приведший к смерти или причинению телесного повреждения, и вооруженное ограбление. Последняя известная казнь состоялась в 1958 г. В дальнейшем при вынесении смертных приговоров глава государства во всех случаях использовал свое право помилования. В некоторых изолированных сельских районах преступников вопреки закону по-прежнему судят на основе обычного права, причем наказания могут налагаться вплоть до смертной казни. Конституция и УПК закрепляют основные гарантии демократического судопроизводства. Обвиняемые имеют право на освобождение до суда под залог, однако эта мера редко применяется в отношении тяжких преступлений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|